Ташкентский метрополитен как показатель городской цивилизации
Столичная инициатива развития метрополитена и его инфраструктуры, безусловно, является правильным шагом для развития Ташкента. Однако, дезинформация жителей Ташкента о Токийской системе метро со стороны администрации ташкентской «подземки» говорит либо об их некомпетентности, либо о преднамеренном обмане. Такие руководители Ташкентского метрополитена вряд ли смогут правильно использовать государственные инвестиции и оправдать общественные ожидания. Архитектор урбанист, Анвар Мухамеджанов, рассказывает, как организованы станции метро в Токио и что делает город, чтобы поддерживать систему Токийского метрополитена.
Недавнее заявление пресс-службы Ташкентского метрополитена об отсутствии туалетов в большинстве метрополитенов мира не соответствует реальности. В качестве примера они привели Токийский метрополитен, который является одним из самых лучших в мире. В своем заявлении они упомянули, что на станциях метро в Токио имеются туалеты и комната для пеленания детей потому, что среднее время поездки из пункта А до пункта Б (в одну сторону) составляет в среднем 2-3 часа. Поскольку в Ташкентском метрополитене среднее время поездки составляет в среднем 40-50 минут, то туалеты не проектируются.
Насколько владеют информацией руководители Ташкентского метрополитена, и правильно ли сопоставлять развитый Токио с Ташкентом мы рассмотрим ниже.
Согласно японским исследованиям 2015 года среднее время пути пассажиров метро в Токио составляет 1 час и 19 минут в обе стороны, что составляет примерно 39.5 минут в одну сторону. Следовательно, в Токио пассажиры тратят столько же времени на поездку, сколько и жители Ташкента.
Напрашивается вопрос: если администрация Ташкентского метрополитена не может грамотно работать с информацией и предпочитает дезинформировать общественность, то насколько грамотно они смогут реализовать пилотный проект по созданию туалета на станции метро Чиланзар?
Соответственно, опираясь на тот же пример Токийского метро, которая привела Ташкентская «подземка» наличие туалетов на станциях метро никак не связано со временем, проведенным в пути.
Можно по-разному оценивать город, будь то это размер городской экономики, качество архитектуры, либо чистота улиц и тротуаров. Однако, во время своих путешествий по Америке, Европе и Азии, я не нашел более яркого индикатора городской цивилизации, как состояние туалетов в метро.
Токио в этом плане является, на мой взгляд, самым лучшим примером проектирования железнодорожных станций и их инфраструктуры.
Изучить инфраструктуру японской станции метро не составляет большого труда. Достаточно лишь открыть карту Google. Надземная система метро в Токио связывает группу искусственных островов в Токийском заливе c городом. В качестве примера я выбрал станцию Odaiba-kaihinkoien, так как она является одной из главных точек притяжения туристов на острове Одайба в Токио. С помощью карты Google можно посмотреть на эту станцию изнутри и снаружи:
Так выглядит станция изнутри. Как видно на этой фотографии, на станции имеется общественные туалеты, эскалаторы, лифты, камеры хранения и торговые точки. При этом цена использования общественных туалетов включена в стоимость билета.
Возможно, ташкентским инженерам и строителям непонятно, как организована канализация и водоснабжение на этих станциях. Показываем: как видно на фотографии ниже, канализационный стояк аккуратно скрыт рядом с несущей конструкцией надземной железнодорожной линии, который дальше может уходить либо в центральную канализацию, либо в септик.
Что касается подземных станций метро, то там также имеются общественные туалеты. В качестве примера давайте рассмотрим одну из станций по Chiyoda Line.
Как видно из этой фотографии, общественные туалеты, являются достопримечательностью каждой железнодорожной станции в Токио, что говорит о высоком уровне городской цивилизации. При этом они включают отдельные кабинки для людей с инвалидностью и место, чтобы пеленать детей.
Существуют четыре основных типа железнодорожных станций: наземная, подземная, надземная и встроенная в здание.
Чтобы оказать помощь Ташкентскому метрополитену с организацией местных станций по примеру токийских, ниже я собираюсь остановиться только на двух типах японских станций: подземной и надземной.
Наличие туалета, лифтов для пассажиров, магазина и места ожидания, являются неотъемлемой частью станций метро в Токио. Следует отметить, что Токио в отличие от Ташкента ориентирован на пешеходов и использует градостроительную концепцию транзито-ориентированного развития (ТОР) Соответственно, вся инфраструктура, создана для удобства пешеходов и легко окупается.
Подземные станции также имеют характеристики, схожие с надземными. Здесь, для удобства пешеходов, большинство торговых точек расположены во внешнем вестибюле. Однако, из приведенных примеров видно, что вход в общественный туалет доступен только из внутреннего вестибюля, т.е. после того как пассажир оплатил проезд и вошёл на станцию.
Отсюда можно сделать уверенный вывод, что компетентность администрации Ташкентской «подземки» оставляет желать лучшего. К сожалению, в Ташкенте из-за отсутствия генплана нет единой стратегии планирования и развития метрополитена, да и не только его.
В качестве дешевого временного выхода, местный метрополитен мог бы пойти по схеме, принятой в московском метрополитене, сделав общественные туалеты платными и предварительно создав для них карту .
Однако поскольку Узбекистан взял вектор к урбанизации, необходимо быть мудрее и сделать все возможное для удобства пешеходов и внедрения концепции ТОР». В этом случаи, Ташкентский метрополитен мог бы стать чрезвычайно выгодным предприятием, взяв на себя основной транспортный поток города. После внедрения концепции ТОР, экология Ташкента улучшится, а жизнь станет дешевле, так как основной поток населения будет использовать общественный экологичный транспорт.
Для этого хокимияту Ташкента и министерствам необходимо совместно вести стратегическую координацию городской политики развития через генеральный план, а министерству строительства необходимо обновить строительные и градостроительные нормы проектирования с учетом урбанизации.
Анвар Мухамеджанов,
архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского банка развития, магистр Токийского университета, специалист в области международного развития и регионального планирования
Все правильно написано. Но есть одно НО. Только уж жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе. Пока Артыкходжаев сидит в хокимияте генплана не будет никогда. И не факт,что он появится, если его снимут.