О позиции Узбекистана к вопросу о сотрудничестве с новыми властями Афганистана. Часть вторая

Источник: Фахриддин Холбек

За три месяца мир уже привык к новому правительству Исламского эмирата Афганистан. Первоначальное тревожное отношение узбекистанцев также постепенно сменилось стремлением понять, кто такие Талибан и какая у них повестка дня.

Деловые контакты представителей центральной (Министерство иностранных дел, Министерство инвестиций и внешней торговли, Служба государственной безопасности, Министерство обороны) и местной (хокимият Сурхандарьи) властей Узбекистана с представителями Талибана по широкому спектру гуманитарных проблем тоже успокоили население. Немаловажную роль сыграли военные учения совместно с вооруженными силами соседних стран, а также России и Китая на территории Узбекистана, а также приграничных зонах с Таджикистаном.

Однако, наблюдения за публикациями в социальных сетях ясно показывают, что пока не все понимают суть принимаемых решений и деклараций со стороны официальных органов Узбекистана, недостаточно информированы о мерах для стабилизации межгосударственных отношений. Как следствие, они, в итоге, активно критикует правительство по ряду вопросов.

Обозреватель Anhor.uz Абдулла Абдукадиров предлагает небольшой анализ действий официального Узбекистана, чтобы донести суть, логику и причины действий, стоящие за каждым решением. В первой части речь шла о том, почему Узбекистан не принял афганских беженцев и почему не вернул летчиков-перебежчиков и их самолеты. В этой части речь пойдет об экономическом сотрудничестве, транспортном коридоре и гуманитарной помощи Афганистану.

Экономическое сотрудничество – краеугольный камень отношений

С момента прихода к власти временное правительство талибов однозначно заявляет о намерении продолжать сотрудничество с Узбекистаном по экономическим вопросам. Так, 3 сентября 2021 года пресс-секретарь движения Талибан Зоир Моджахед направил поздравительное послание по случаю Дня независимости Республики Узбекистан, в котором выразил надежду на «продолжение традиционного взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном в условиях мира и спокойствия, а также в духе дружбы и добрососедских отношений».

Узбекистан, по инициативе президента страны, одним из первых стал осуществлять гуманитарную помощь Афганистану и уже 14 сентября 2021 года отправил в Хайратон железнодорожный состав с гуманитарной помощью, состоящей из продуктов питания, товаров первой необходимости, медикаментов, одежды и обуви.

27 сентября 2021 года в Термезе была проведена рабочая встреча представителей приграничных властей Узбекистана и Афганистана. Узбекистанскую делегацию возглавил хоким Сурхандарьинской области Тура Боболов, афганскую – губернатор провинции Балх Кудратулла Абу Хамза. По данным МИД Узбекистана, «по обсуждаемым вопросам достигнута договоренность о принятии ряда мер, направленных на решение проблем с транзитом и доставкой грузов в Афганистан в связи с тяжелой гуманитарной ситуацией в этой стране».

И, совсем недавно, 16 октября 2021 года в Термезе состоялась рабочая встреча делегаций Узбекистана во главе с заместителем премьер-министра – министром инвестиций и внешней торговли Сардором Умурзаковым и Афганистана, во главе с исполняющим обязанности заместителя главы временного правительства, Абдул Саламом Ханафи.

Эта была первая встреча официальных властей Узбекистана и Талибана (Исламского Эмирата Афганистан) после прихода к власти движения. Примечательно, что в ходе этих встреч не было типичных дежурных встреч со всеми членами делегаций с двух сторон. По инициативе узбекской стороны члены делегаций разбились по группам и по каждому вопросу повестки дня быстро выработали краткосрочные отраслевые мини-программы сотрудничества со своими визави-коллегами. Были также обсуждены вопросы долгосрочного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности границ, сотрудничества в сфере энергетики, международных грузоперевозок и транзита.

Узбекистан показал готовность инвестировать огромные ресурсы в Афганистан, чтобы добиться скорейшего восстановления экономической и технической инфраструктуры, а затем приступить к реализации вопросов геополитического характера, которые требовали мира и политической стабильности в Афганистане.

Риск неизбежен, но время не ждет

В ходе переговоров в Термезе особое внимание было уделено вопросам реализации инфраструктурных проектов, в частности прокладки линии электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» (в рамках запроектированного ранее проекта CASA-1000) и строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» (инициатива Узбекистана). Эти два проекта являются самыми важными в нашей повестке дня для обеспечения выхода на южные моря. Если до ближайшего морского порта сейчас грузы из Узбекистана должны пройти от 6000 до 10000 км (10-14 дней пути), то после завершения строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» данный путь сократится до 2000 км (4-5 дней пути).

Но, самое главное – выход к южным морям означает появление возможности у Узбекистана торговать на новых международных рынках. Это потребует полной реструктуризации сельского хозяйства, промышленности и транспорта Узбекистана. Использование этого шанса сделает нашу экономику более конкурентоспособной на международном рынке распределения труда. Если товары узбекских производителей не будут соответствовать новым требованиям, то они останутся в пространстве старых традиционных северных рынков.

А теперь к сути поставленного вопроса. На ранних этапах обсуждения проектов прокладки линии электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» предполагалось, что страны – участники будут брать долгосрочные кредиты под правительственные гарантии. Однако, этот аспект вызывал наибольшие сомнения у тех стран – участников, которые были существенно ограничены как в плане привлечения инвестиционных ресурсов этих стран, так и в плане гарантии возврата этих средств в обозримом будущем.

Сейчас же по инициативе Узбекистана эти проекты обретают явно выраженный коммерческий характер с хорошими показателями отдачи от инвестиций. Это стало возможным за счет более точного расчета маршрута прокладки линий электропередач и совмещения их с железнодорожными путями.

Конечно, такие работы не делаются в течение нескольких дней. Требуется организация работы квалифицированных инженеров и других специалистов из заинтересованных стран в течение долгих месяцев, безопасность работы которых на территории Афганистана должна обеспечить новая власть страны. Именно об этом шла речь в ходе переговоров.

У Талибана нет опыта управления государственным аппаратом. Не хватает учителей, врачей, инженеров, квалифицированных рабочих, государственных чиновников и управляющих, способных построить основы новой государственности. Афганистан нуждается в помощи соседних стран по всем вопросам гуманитарного характера, начиная от продовольственного снабжения, подготовки кадров, кончая восстановлением разрушенной инженерной инфраструктуры, организации ее эксплуатации.

Узбекистан согласился помочь афганскому народу в подготовке преподавателей школ и вузов, медицинских работников, инженеров путей сообщения и управления гражданскими инженерными сетями, в т.ч. инженеров железнодорожных и воздушных сообщений. В этом ключе восстановление работы аэропорта в Мазари-Шарифе, подготовка инженеров, обслуживающих инфраструктуру аэропорта является важнейшей задачей, учитывая небольшое расстояние от аэропорта Термез.

Отрадно, что уже определились с перечнем первоочередных задач, выработался формат рабочих встреч и установились ответственные лица с каждой стороны, а также формы их коммуникации.

Узбекистан, как и все соседние страны, заинтересован в скорейшем восстановлении государственности и экономики Афганистана, поскольку это лучшая гарантия мира и стабильности.

Абдулла Абдукадиров,

обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.