О позиции Узбекистана к вопросу о сотрудничестве с новыми властями Афганистана

Источник: Фахриддин Холбек

За три месяца мир уже привык к новому правительству Исламского эмирата Афганистан. Первоначальное тревожное отношение узбекистанцев также постепенно сменилось стремлением понять, кто такие Талибан и какая у них повестка дня.

Деловые контакты представителей центральной (Министерство иностранных дел, Министерство инвестиций и внешней торговли, Служба государственной безопасности, Министерство обороны) и местной (хокимият Сурхандарьи) властей Узбекистана с представителями Талибана по широкому спектру гуманитарных проблем тоже успокоили население. Немаловажную роль сыграли военные учения совместно с вооруженными силами соседних стран, а также России и Китая на территории Узбекистана, а также приграничных зонах с Таджикистаном.

Однако, наблюдения за публикациями в социальных сетях ясно показывают, что пока не все понимают суть принимаемых решений и деклараций со стороны официальных органов Узбекистана, недостаточно информированы о мерах для стабилизации межгосударственных отношений. Как следствие, они, в итоге, активно критикует правительство по ряду вопросов.

Предлагаю небольшой анализ действий официального Узбекистана, чтобы донести суть, логику и причины действий, стоящие за каждым решением.

Как только Талибан объявил о составе временного правительства, МИД Узбекистана выпустило обращение, в котором приветствовало создание временного правительства в Афганистане и выразило «готовность к развитию конструктивного диалога и практического взаимодействия с новыми государственными органами Афганистана».

Глава МИД Абдулазиз Камилов 8 сентября 2021 года на встрече, организованной по инициативе Госдепартамента США и МИД ФРГ, акцентировал внимание на необходимости «разработки постконфликтной стратегии для Афганистана, в том числе скорейшего восстановления его экономики, вовлечения страны в региональные интеграционные процессы, реализации инфраструктурных проектов».

Далее, на встрече в формате «ШОС — Афганистан» 17 сентября президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев отметил необходимость снятия ареста с государственных активов Афганистана, находящиеся в зарубежных банках, для предотвращения гуманитарной катастрофы и роста потока беженцев.

Директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Элдор Арипов 21 октября 2021 года, в ходе интервью порталу Афганистан.Ру, заявил: «Новая афганская политика Ташкента напрямую связана с курсом президента Шавката Мирзиёева по трансформации Центральной Азии в «зону стабильности и устойчивого развития». Важным элементом обозначенной стратегии стал новый взгляд на Афганистан. Узбекистан теперь не отгораживается от него, как прежде, а рассматривает эту страну как органическую, неотъемлемую часть всей Центральной Азии… Суть нового подхода… отражает призыв узбекского президента перестать воспринимать эту страну исключительно как источник угрозы, а начать смотреть на Афганистан с точки зрения возможностей».

Вышеизложенные факты в полной мере иллюстрируют официальную позицию Узбекистана по отношению к Афганистану. Дальнейшие разъяснения должны дать те государственные органы, которые реализуют политику в плоскости практических дел.

Нам же представляется, что позиция Узбекистана по Афганистану определяется следующими ключевыми положениями:

  1. Талибан является первой за несколько десятилетий самостоятельной военно-политической и социальной силой. Она сформирована хоть и не без помощи внешних сил, однако, является относительно автономной «партией», действующей в интересах афганского народа. Она отобрала власть у тех, кто сбежал из этой страны, бросив свой народ на произвол судьбы. Талибам нужен шанс, чтобы они доказали собственную способность управлять страной и изменить статус потенциальной региональной угрозы для всех соседних стран в положительную сторону;
  2. Страна впервые за многие десятилетия осталась без внешней экономической помощи, которая достигала до 50 млрд долларов в год. В этих условиях Талибану предстоит обеспечить подготовку к зиме, обеспечить продовольственные запасы и не допустить гуманитарную катастрофу регионального масштаба;
  3. Стремление некоторых стран ставить политические требования, как условие оказания экономической помощи, на данном этапе представляется неоправдан­ным, поскольку требуемые политические, социальные и структурные изменения очень масштабны, сопряжены с колоссальными усилиями, обеспечением элементарной исполнительской дисциплины. Это займет немало времени. Последнего у Талибана сейчас нет, поскольку запасов ресурсов тоже нет, а впереди – зима;
  4. История неоднократно показывает, что гуманитарная катастрофа всегда несёт риски для соседних стран. Следовательно, эти риски необходимо учитывать и предотвращать, чтобы сохранить стабильность соседних стран. Эти риски возрастают из-за экономических, социальных и психологических проблем постковидного периода.

Почему не приняли беженцев

Все помнят тревожные кадры середины августа 2021 года, когда мост через Амударью в Термезе был заполнен беженцами из Афганистана и узбекские пограничники не пускали их на территорию Афганистана.

У Узбекистана были две альтернативы: пустить беженцев в Узбекистан и подвергнуть собственную экономику и свои правоохранительные силы серьезному испытанию (вопросы изоляции, охраны, контроля передвижения и фильтрации) или не пустить никого и принимать отдельные исключительные решения, исходя из ситуации.

Среди беженцев могли оказаться террористы и военные, гражданские преступники, представляющие угрозу населению Узбекистана. Так, 4 сентября министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) заявил о 20 предполагаемых правонарушителях, которые «из-за того, что их не проверяли в Кабуле, оказались в Германии». Такая же ситуация была и с беженцами, эвакуированными в США.

При этом у Узбекистана не было обязательств по приему беженцев, поскольку страна еще не присоединилась ни к Конвенции 1951 года о статусе беженцев, ни к Протоколу к ней 1967 года, ни к Конвенции 1954 года о статусе апатридов, ни к Конвенции 1961 года, которая требует сокращать число лиц без гражданства.

Именно эти аргументы и сыграли важнейшую роль для определения алгоритмов действий руководства Узбекистана: через линии МИД, Министерства обороны и различных служб безопасности был налажен интенсивный оперативный диалог с лидерами Талибана, чтобы получить гарантии сохранности жизни перебежчиков и всех жителей, опасающихся мести Талибана. Эти гарантии узбекскими властями были даны, и совместными усилиями представителей обеих стран люди на мосту и на подступах к границе Узбекистана были возвращены по домам. Тем, кто не смог вернуться в свои дома немедленно, был организован временный палаточный городок на афганской территории, вдоль границы с Узбекистаном. Наше правительство организовало продовольственное снабжение, решение медицинских и некоторых бытовых проблем.

Почему не вернули летчиков-перебежчиков и их самолеты

16 августа 2021 года около 50 воздушных судов Афганистана, в которых находилось более 500 летчиков афганской армии с членами семей, перелетели границу и сели в аэропорту Термеза.

Вернуть этих летчиков в Афганистан означало их неминуемую гибель, поскольку Талибан только что захватили Кабул. В этот период эйфории ожидать каких-то гуманных действий от вооруженной разношерстной толпы не приходилось.

Именно поэтому МИД и другие ведомства Узбекистана организовали временное место проживания для этих людей и начали переговоры со всеми заинтересованными странами (сторонами) о дальнейшей судьбе этих людей. Официальный Узбекистан заявил, что он не собирается предоставлять им какое-либо убежище.

Правительство Узбекистана, в числе других заинтересованных стран, убедило руководство Талибана объявить всеобщую амнистию для правительственных чиновников Афганистана, и призвало к возобновлению работы государственных учреждений.

После получения обнадеживающих гарантий все летчики и члены их семей были вывезены в ОАЭ на специальных самолетах для последующей оправки в западные страны.

Что касается самих самолетов и вертолетов, на которых прилетели афганские военные, переговоры по ним продолжаются.

Продолжение следует…

Абдулла Абдукадиров,

обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.