Контрабандный табак, спрятанный на «Жахон базар» и его торговцы

Фото: Anhor.uz

Если судить по количеству принимаемых документов, складывается впечатление, что в Узбекистане усиливается борьба с теневой экономикой, в частности, с оборотом нелегальной табачной продукции, но изменения положения дел на рынках и точках продаж пока нет.

Андижанская область является приграничным регионом страны. В ходе поездки в Андижанскую область корреспондент Anhor.uz посетил крупные базары, торговые комплексы и мелкие торговые точки области. Продукты и сигареты, которые прошли мимо таможни не только вредны для экономики, но и очень опасны для здоровья человека, потому что за их качество государство не отвечает. Таким образом, наблюдаемая ситуация не оправдала ожиданий.

Фото: Anhor.uz

Осматривая территорию торгового комплекса, в просторечии называемого «Андижон жахон бозори» мы стали свидетелями открытой продажи контрабандных и контрафактных табачных изделий в тамошнем магазине смешанных товаров, и под видом покупателей пообщались с продавцом.

Сюда поступила большая партия табачных изделий, поэтому он сразу сказал: «Сейчас не можем торговать, приходите завтра. «Сегодня мы должны разместить новые сигареты на складе». Услышав такое, я попытался еще раз расспросить владельца магазина.

— Ака, у вас найдутся сигареты типа Milano, Esse, Esse change и Oris?

— Да, брат, вы сможете купить их, но приходите завтра.

— Могу ли я купить большую партию для своего магазина?

— Можно, но сначала нам нужно узнать вас получше. В противном случае мы не можем продать. У нас есть свои процедуры.

— Например, какие?

— Брат, мне сейчас некогда отвечать на твои вопросы, видишь, пришла большая партия табачной продукции, о которой ты спрашивал, мне нужно их оприходовать на склад, поэтому я закрываю магазин, хватит, уходи.

Попрощавшись, продавец наблюдал за мной, пока я не вышел из магазина, да ещё и послал за мной одного из своих сотрудников.

По оценкам, на «Жахон базаре» есть как минимум три таких магазина, продающих нелегальные табачные изделия.

Таможенные органы работают в этом плане добросовестно, контрабандные и контрафактные товары через пограничные посты провезти очень сложно.

Наблюдения показывают, что незаконная торговля продукцией, поступающей на наши внутренние рынки обходным путем, по некоторым причинам недостаточно контролируется налоговыми органами.

Обратим внимание на мнение юриста Мадины Турсуновой:

«Мне сложно говорить от имени контролирующих органов, я могу говорить только с точки зрения законодательства. В целом основным органом, контролирующим данную рыночную ситуацию, являются налоговые органы. Потому что именно налоговые органы должны контролировать правила розничной торговли и их соблюдение. Поэтому на каждом рынке работают их соответствующие отделы. Вы упомянули эти магазины отдельно, а налоговые органы также несут ответственность за контроль тех небольших магазинов, торгующих продуктами питания. Сегодня можно наблюдать две тенденции. С одной стороны, конечно, сейчас усилилась защита прав предпринимателей в целях облегчения их деятельности и улучшения условий ведения бизнеса. Однако важно не забывать, что предприниматель должен сначала вести свою деятельность в рамках закона. Если нарушения при реализации табачной и алкогольной продукции увеличатся, это, несомненно, негативно скажется как на потребителях, так и на бюджете.

Легально ввозимые табачные изделия должны иметь соответствующие документы, сертификаты, акцизные марки и цифровую маркировку. Потребители могут запросить соответствующие документы, чтобы убедиться, что продукт является подлинным. Но такие случаи очень редки в нашей стране. Если бы сами потребители были активны, деятельность контролирующих органов оживилась бы», — говорит юрист.

Следующим пунктом назначения нашего журналиста стал «Глобус маркет» и другие торговые ряды, расположенные напротив здания «Молодежного центра» в центре Андижана, которые были изучены мной год назад.

Фото: Anhor.uz

Поначалу мы заметили, что табачная продукция поступает только легально и соответствует всем требованиям. Однако, когда я сказал продавцу, что мне нужны Milano, Esse, Esse change, я получил ответ: «Есть, какие конкретно нужны? Сейчас вынесу».

Следовательно, на прилавке их нет, однако «под» прилавком они есть. В мгновение ока продукты, которые я просил выше, были в моих руках. Пришлось просить у продавца чек, так как сначала он его не дал. Что привлекло мое внимание, так это то, что помимо кассового чека, магазин также вручил мне еще один чек, в котором были указаны товары, ввезенные им на законных основаниях. Мне пришло в голову, что, возможно, контролирующие органы не в курсе таких уловок.

Фото: Anhor.uz – Суратда Глобус маркетдан харид қилинган тамаки маҳсулотлари ва савдо дўкони томонидан берилган назорат касса машина чеклари.

Эту ситуацию юрист Мадина Турсунова прокомментировала следующим образом:

«Во многих странах табачные изделия продаются в специализированных магазинах. Их торговля не смешивается с торговлей продуктами питания или другими необходимыми товарами. Например, сейчас у нас алкогольная продукция также продается в специализированных магазинах, такой же подход можно применить и к табачным изделиям. Конечно, если бы был специальный магазин, было бы легко контролировать продажу табачных изделий, но пока, когда любой магазин имеет право их продавать, контролировать их становится сложно. Потребители могут устанавливать общественный контроль и в случае нарушений установленных норм и правил обращаться в контролирующие органы. После введения цифровой маркировки говорили, что система может помочь избавить рынки от контрафактной и контрабандной продукции. Но само собой это не произойдет, именно здесь должны работать и действовать органы контроля. Потому что по цепочке, если это табачное изделие произведено в Узбекистане, оно должно быть маркировано производителем акцизной маркой и цифровой маркировкой. Позже, когда он попадает на рынок, оно выставляется на продажу, стоит на рынке и размещается в базе данных. При продаже данного табачного изделия цифровая маркировка должна быть отсканирована продавцом. Это означает, что товар был продан потребителю и больше не доступен. В настоящее время контроль за этой деятельностью слабый и это правило не соблюдается. С марта этого года в соответствии с нашим законодательством в нашем административном кодексе установлена ​​ответственность за продажу продукции без цифровой маркировки. Отдельная статья включена в Налоговый кодекс. Однако на данный момент у меня нет информации о том, работают эти изменения на практике или нет».

Отсюда видно, что для оживления деятельности органов контроля необходимо усиление общественного контроля. Пока общественный контроль не работает, вносить изменения в наши законы и повышать эффективность контролирующих органов будет сложно. Рынки оккупированы большими и малыми группами «мафий» в кавычках, продолжается поступление контрабанды и контрафактной продукции.

Редакция Anhor.uz ждет ответа от властей Андижанской области, как расследованы вышеуказанные ситуации и какие приняты решения, чтобы обеспечить неотвратимость наказания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.