Как в Узбекистане готовят людей с инвалидностью к депутатской деятельности

Фото: parliament.gov.uz

В парламенте Узбекистана нет ни одного депутата с выраженной инвалидностью, а это значит, что на законодательном уровне права людей с инвалидностью представляются без понимания того, с чем сталкиваются люди с инвалидностью. Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ в Узбекистане и Управлением Верховного комиссара по правам человека провели школу депутатов для людей с инвалидностью, чтобы они могли побороться за места в Законодательной палате на предстоящих парламентских выборах. Поговорили с Ойбеком Исаковым о том, для чего эта школа и с какими трудностями они столкнулись в процессе ее реализации.

– Что привело вас к идее провести школу депутатов для людей с инвалидностью?

Статья 29 Конвенции ООН о правах инвалидов посвящена привлечению лиц с инвалидностью в общественную и государственная жизнь. Это прежде всего, выборы депутатов местных уровней Законодательной палаты. Идея была в том, чтобы подготовить к выборам 30 человек с инвалидностью, которые бы участвовали в парламентских выборах в качестве кандидатов.

Мы в Ассоциации уже 10 лет продвигаем идею о том, чтобы у нас была смешанная система. Пропорциональная система — это система, когда депутаты проходят в парламент по партийным спискам. По мажоритарной системе человеку с инвалидностью тяжело пробиться в парламент, потому что избирательные участки и помещения, где нужно встречаться с избирателями, не приспособлены для лиц с инвалидностью. По партийным спискам, когда конкурируют партии, не личность, то в этой систем чуть легче.

В российской Госдуме для сравнения около восьми депутатов с инвалидностью, они все прошли по партийным спискам. В Казахстане в прошлом году 18 лиц инвалидностью стали депутатами, один из которых стал сенатором. Они тоже все прошли по партийным спискам. Те, которые участвовали по мажоритарной системе, не прошли.

В прошлом году стало известно, что в Узбекистане заработает смешанная система. То есть  50% депутатов избираются по мажоритарной системе, 50% по партийным спискам, пропорциональной системе. Это дает шанс лицам с инвалидностью. Именно это изменение стало толчком к тому, чтобы мы организовали такую школу депутатов.

– Как проходили занятия в школе?

Школа проходила в два этапа в 2023 году. Приезжали эксперты из Польши, России, которые проводили тренинги. Мы постарались сделать так, чтобы в этой школе депутатов были представлены лица из регионов, не только из Ташкента, гендерное равенство также соблюли.

Первый этап был посвящен тому, как человеку с инвалидностью себя представлять, как не стесняться своей инвалидности, как выступать перед аудиторией, как составлять предвыборную программу. Потому что, если депутат выйдет к избирателям и будет говорить только о доступной физической среде, то вряд ли он или она получит голоса избирателей. Депутат должен говорить о проблемах, которые волнуют жителей данного избирательного округа, а для этого депутат должен изучать эти проблемы.

Второй этап школы был посвящен работе с партией, что необходимо сделать, чтобы попасть в список, желательно в первом десятке. Мы пригласили бывшего депутата Расула Кушербаева, журналиста Никиту Макаренко, которые провели мастер-классы.

На третий и четвертый этап школы нам не хватило финансовых ресурсов.

– Каковы ожидания от участников школы? Есть ли у них шансы побороться за места в парламенте?

Это дело добровольное, мы не можем их заставлять. Я надеюсь, что они будут участвовать. Полагаю, что часть из них сможет стать депутатами на областном уровне. Даже если кто-то не станет депутатом или не будет участвовать в качестве кандидата, то этот человек сможет стать лидером в своей организации или в своем сообществе.

Участники получили знания и навыки, которые им пригодятся, где бы они ни были. Если они не поборются за места в парламент, то могут стать наблюдателями на выборах.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, государство взяло на себя обязательство по вовлечении лиц с инвалидностью в общественно-государственную жизнь. Лучшим доказательством исполнения этого обязательства будет являться то, что в парламенте появятся депутаты с выраженной инвалидностью. Нам заявляют, что в парламенте есть депутаты с невидимыми инвалидностями*.

*Невидимая инвалидность — это метафора, которую используют люди по всему миру, описывая такие заболевания как диабет, рассеянный склероз, артроз, эпилепсия, дистония, онкологические заболевания, ВИЧ, различные острые психические состояния.

В Узбекистане почти 1 миллион населения имеет инвалидность, но их интересы не представляет ни один человек в парламенте. И это неправильно, несправедливо, потому что это самое большое меньшинство, и оно должно иметь своего представителя в парламенте. И желательно, чтобы это был по-настоящему человек с инвалидностью, например, на коляске или костылях, или же незрячий.

  Какое было восприятие школы в обществе?

Я не встречал негативных отзывов. Полагаю, что в обществе в принципе нет такого отторжения, чтобы лица с инвалидностью были в парламенте.

К сожалению, не последовало никакой реакции со стороны государственных органов, это печально. Хотелось бы поддержки таких проектов со стороны государства.

Второе – хорошо было бы, если в Сенате появились представители от ННО лиц с инвалидностью. И последнее – пример из соседней страны – в Казахстане ввели квоту по выдвижению лиц с инвалидностью в качестве кандидатов в депутаты.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.