Как в Узбекистане готовят людей с инвалидностью к депутатской деятельности
В парламенте Узбекистана нет ни одного депутата с выраженной инвалидностью, а это значит, что на законодательном уровне права людей с инвалидностью представляются без понимания того, с чем сталкиваются люди с инвалидностью. Ассоциация инвалидов совместно с ОБСЕ в Узбекистане и Управлением Верховного комиссара по правам человека провели школу депутатов для людей с инвалидностью, чтобы они могли побороться за места в Законодательной палате на предстоящих парламентских выборах. Поговорили с Ойбеком Исаковым о том, для чего эта школа и с какими трудностями они столкнулись в процессе ее реализации.
— Что привело вас к идее провести школу депутатов для людей с инвалидностью?
Статья 29 Конвенции ООН о правах инвалидов посвящена привлечению лиц с инвалидностью в общественную и государственная жизнь. Это прежде всего, выборы депутатов местных уровней Законодательной палаты. Идея была в том, чтобы подготовить к выборам 30 человек с инвалидностью, которые бы участвовали в парламентских выборах в качестве кандидатов.
Мы в Ассоциации уже 10 лет продвигаем идею о том, чтобы у нас была смешанная система. Пропорциональная система — это система, когда депутаты проходят в парламент по партийным спискам. По мажоритарной системе человеку с инвалидностью тяжело пробиться в парламент, потому что избирательные участки и помещения, где нужно встречаться с избирателями, не приспособлены для лиц с инвалидностью. По партийным спискам, когда конкурируют партии, не личность, то в этой систем чуть легче.
В российской Госдуме для сравнения около восьми депутатов с инвалидностью, они все прошли по партийным спискам. В Казахстане в прошлом году 18 лиц инвалидностью стали депутатами, один из которых стал сенатором. Они тоже все прошли по партийным спискам. Те, которые участвовали по мажоритарной системе, не прошли.
В прошлом году стало известно, что в Узбекистане заработает смешанная система. То есть 50% депутатов избираются по мажоритарной системе, 50% по партийным спискам, пропорциональной системе. Это дает шанс лицам с инвалидностью. Именно это изменение стало толчком к тому, чтобы мы организовали такую школу депутатов.
— Как проходили занятия в школе?
Школа проходила в два этапа в 2023 году. Приезжали эксперты из Польши, России, которые проводили тренинги. Мы постарались сделать так, чтобы в этой школе депутатов были представлены лица из регионов, не только из Ташкента, гендерное равенство также соблюли.
Первый этап был посвящен тому, как человеку с инвалидностью себя представлять, как не стесняться своей инвалидности, как выступать перед аудиторией, как составлять предвыборную программу. Потому что, если депутат выйдет к избирателям и будет говорить только о доступной физической среде, то вряд ли он или она получит голоса избирателей. Депутат должен говорить о проблемах, которые волнуют жителей данного избирательного округа, а для этого депутат должен изучать эти проблемы.
Второй этап школы был посвящен работе с партией, что необходимо сделать, чтобы попасть в список, желательно в первом десятке. Мы пригласили бывшего депутата Расула Кушербаева, журналиста Никиту Макаренко, которые провели мастер-классы.
На третий и четвертый этап школы нам не хватило финансовых ресурсов.
— Каковы ожидания от участников школы? Есть ли у них шансы побороться за места в парламенте?
Это дело добровольное, мы не можем их заставлять. Я надеюсь, что они будут участвовать. Полагаю, что часть из них сможет стать депутатами на областном уровне. Даже если кто-то не станет депутатом или не будет участвовать в качестве кандидата, то этот человек сможет стать лидером в своей организации или в своем сообществе.
Участники получили знания и навыки, которые им пригодятся, где бы они ни были. Если они не поборются за места в парламент, то могут стать наблюдателями на выборах.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, государство взяло на себя обязательство по вовлечении лиц с инвалидностью в общественно-государственную жизнь. Лучшим доказательством исполнения этого обязательства будет являться то, что в парламенте появятся депутаты с выраженной инвалидностью. Нам заявляют, что в парламенте есть депутаты с невидимыми инвалидностями*.
*Невидимая инвалидность — это метафора, которую используют люди по всему миру, описывая такие заболевания как диабет, рассеянный склероз, артроз, эпилепсия, дистония, онкологические заболевания, ВИЧ, различные острые психические состояния.
В Узбекистане почти 1 миллион населения имеет инвалидность, но их интересы не представляет ни один человек в парламенте. И это неправильно, несправедливо, потому что это самое большое меньшинство, и оно должно иметь своего представителя в парламенте. И желательно, чтобы это был по-настоящему человек с инвалидностью, например, на коляске или костылях, или же незрячий.
— Какое было восприятие школы в обществе?
Я не встречал негативных отзывов. Полагаю, что в обществе в принципе нет такого отторжения, чтобы лица с инвалидностью были в парламенте.
К сожалению, не последовало никакой реакции со стороны государственных органов, это печально. Хотелось бы поддержки таких проектов со стороны государства.
Второе — хорошо было бы, если в Сенате появились представители от ННО лиц с инвалидностью. И последнее — пример из соседней страны — в Казахстане ввели квоту по выдвижению лиц с инвалидностью в качестве кандидатов в депутаты.
Дана Опарина
Именно! Нужно законодательно утвердить квоты и всё тут!
И позвольте усомниться в первом предложении этой публикации. Не только меня одного терзают смутные сомнения, что большинство членов парламента (обеих палат) как минимум умственно отсталые.