22 июня Кабмин принял постановление, которое предусматривает  предельные нормы ввоза товаров для физических лиц. Постановление принято в соответствии с обращениями законопослушных граждан и товаропроизводителей, с целью защиты экономических интересов страны. Так указано в самом документе.


Однако, эксперты сомневаются в рыночной сути решения полагая, что оно создаст проблемы именно для законопослушных граждан.


Причина

Открытие границ и пограничных переходов с соседними странами повлек поток товаров с более низкими ценами чем в  Узбекистане. Причина - высокие налоги и таможенные пошлины делают аналогичные узбекские товары дороже, чем у соседей.


Физические лица могут перемещать товары через границу только для личного пользования, однако за последние месяцы это превратилось в масштабный бизнес.


Установленные ограничения ввоза не работают или обходятся многократными ежедневными переходами «челноков» через границу. Сформировался даже рынок труда, где «челноки» за каждый переход границы с товаром получают  30-40 тыс. сум. В результате, количество пересечений границы с соседними странами превысило 250 тысяч в день.


Нетрудно подсчитать, сколько товаров переносится, если каждый переносит на сумму в 300 долл., что разрешено постановлением президента от февраля 2018. Отслеживать соблюдение ограничений стало, практически, невозможно, ввиду большого потока граждан и перегруженностью постов перехода.


Официальные торговые организации, которые ввозили и продавали товары, оплачивая все налоги и пошлины, стали терять рынок, поскольку их себестоимость стала выше. Это ударило и по большинству местных производителей, которые из-за высоких ставок налогов оказались неконкурентоспособны перед товарами из соседних стран. По расчетам объем ввоза товаров через границу, без оплаты пошлин и налогов превышает 20 млрд долларов.


Сценарий развития событий

Открытие границ продемонстрировало, что налоговая и таможенная системы делают экономику и предпринимателей Узбекистана неконкурентоспособными, а потребители из-за налогов, пошлин и сборов вынуждены покупать аналогичные товары в Узбекистане дороже, чем в соседних странах.


К сожалению, правительство, вместо экономического анализа и работы над совершенствованием таможенного и налогового законодательства и ставок, стало действовать привычными административными методами.


Постановлением не предусмотрены механизмы, которые обеспечивали бы его выполнение. Складывается впечатление, что чиновники сочинившие документ никогда не наблюдали, что происходит на пунктах перехода границ. Попытка исполнения постановления, при таком числе граждан, пересекающих пограничные пункты ежедневно, создаст непроходимую пробку на этих пунктах. Представьте, груз каждого переходящего надо взвесить. Если вес превышает, надо составлять протокол, изымать. Если не превышает, то ввиду отсутствия электронной базы, будут вписывать в паспорт рядом с печатью о переходе границы «июль 2018. 1 холодильник, 8 кг прочих товаров. Остаток на июль 2 кг».


Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как результат, возникнет ситуация: «Ака, прошу вас, не вписывайте, мы же соседи, я из вашей махалли» и т.д., что приведет к возникновению коррупционных схем.


Для тех, кто знает положение дел, не секрет, что товары через границу ввозят не только «челноками», но и грузовиками. По ночам на оптовые рынки едут караваны грузовиков. Не уверен, что этот поток можно будет остановить. Все это обернется против нормальных граждан, которые действительно покупают товары не для перепродажи, а для личного пользования. Даже без товаров им будет сложно пересечь границу из-за очередей и бюрократизма, которые создаст это постановление.


Как это отразится на покупках по интернету

На продажах по интернету это вряд ли скажется. Речь в постановлении идет о пограничных пеших, автомобильных и железнодорожных переходах.


Аналогичные ограничения в других странах

Авторы постановления ссылаются на тот факт, что во многих странах есть количественные ограничения на некоторые товары, например алкоголь, табак и т.д. Но подобных ограничений, когда ограничивается ввоз всех товаров единицами и весом на период времени (на месяц) нет ни в одной другой стране.


К примеру, в Турцию нельзя ввозить больше двух блоков сигарет. Это означает, что при каждом въезде будут контролировать эту норму, но никто не остановит, если кто-то десять раз привезет по два блока в течение месяца.


Выводы

Данным постановлением хотят лечить симптомы, не излечивая причины болезни. Полезно было бы задаться вопросом : почему наши граждане кинулись провозить товары из соседних стран?


Ответ простой - там эти товары гораздо дешевле. Мы долго закрывали границы, но и это не помогало от ввоза товаров по черным и серым схемам. Ту же бытовую технику ввозили нелегально во все времена и ярмарка, а позже и «Малика» были всегда полны любой электроники, несмотря на все существовавшие ранее драконовские ограничения.


И сейчас, как и ранее будут страдать простые люди. Те, кто хотят просто поехать в соседнюю страну, посетить друзей и родственников и купить себе, заодно, что-то подешевле, чем у себя на родине. А также рядовые потребители внутри страны, вынужденные из-за высоких ставок покупать товары дороже, чем граждане сопредельных стран. Если даже допустить, что постановление будет выполняться дотошно, на деле это не решит проблему. Это заблокирует границу непроходимыми очередями, сведёт на нет все стратегические меры по улучшению связей с соседями. И, однозначно, это создаст соблазн и  большую коррупционную составляющую на таможне.


Существует эффективный способ решить проблему, не создавая трудности для населения: гармонизировать наши налоги, акцизы, сборы и пошлины с соседями и тогда мы тоже сможем эффективно с ними конкурировать.


Налоговая нагрузка на предпринимателей Узбекистана такова, что они не способны успешно соперничать на рынке. Неверно под лозунгами поддержки предпринимательства и защиты внутреннего рынка предпринимать административные меры, которые только ухудшают ситуацию. Это не делает Узбекистан более успешными, наоборот ослабляет и наносит большой экономический и репутационный вред.


Налоговые и таможенные реформы нельзя, невозможно подменять такими поверхностными мерами. Эти меры в корне противоречат духу и сути проводимых реформ. Это большой шаг назад от заявленных деклараций экономических реформ, свободы пересечения границ, открытости страны. Предложенные меры невозможно представить в странах с нормальной экономикой и соблюдением прав человека.


До открытия свободной конвертации было принято много решений об ограничении покупки валюты в одни руки, затем, это заменили на конверсионные карты, затем от гражданина потребовали разъяснения причин, ради которых он покупает валюту.


Возникла огромная коррупция и «шустрым» всегда удавалось обходить эти ограничения и черный рынок валюты, несмотря на подобные меры процветал, а страдали всегда обычные люди, которым валюта нужна была для оплаты лечения, на учебу и т.д.


Представьте, если бы год назад, вместо валютной либерализации, государство ввело бы ограничения по 100 или 1000  долларов на руки в месяц и оно бы осуществлялось новыми людьми очень честно и справедливо. Решило бы это вопрос с валютой? Абсолютно, нет.


Люди начали бы покупать валюту на чужие паспорта и т.д., и всегда был бы черный рынок. Сейчас, благодаря либерализации, в чёрном рынке отсутствует необходимость. Раньше, когда приходила весть, о рейде на черном валютном рынке, это касалось всех, поскольку каждое домохозяйство имели временами транзакции на чёрном рынке и воевать с ним в те дни было, как воевать со всем народом.


Сейчас, информация о задержании  при нелегальной продаже или покупке валюты никого не трогает, потому что, сейчас этим занимается отдельные преступники, а не весь народ.


Также нужно поступить и с таможенными ставками и тарифами - снизить их, чтобы убрать соблазн и выгоду нелегального ввоза товаров.


Тогда останется разбираться с теми, кто продолжит избегать налогов и пошлин, которые не выше чем у соседей. Это уже будут не тысячи  граждан, а единицы, и бороться с ними будет легче, и граждан это не коснется.

фото: Knews.kg