Что мешает работе частных агентств занятости

Источник: unsplash.com

7 декабря 2021 года Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана временно приостановило лицензии всех шести существовавших на тот момент частных агентств занятости (ЧАЗ) до внесения ими дополнительно по 212 млн 500 тыс. сумов. Основанием такого решения министерство указало указ президента о повышении с 1 сентября 2021 года размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в среднем на 10%.

В соответствии c законом «О частных агентствах занятости», при получении лицензии, каждым из частным агентств занятости были внесены и зарезервированы в Фонде поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и труда, средства в размере по 8 500 базовых расчетных величин, с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы. Таким образом каждое частное агентство занятости при получении лицензии внесло в Фонд по 2 млрд 82 млн 500 тыс. сумов.

Менее, чем через год, в  июле 2022 года, Министерство занятости и труда вновь потребовало внести в Фонд еще по 255 млн сумов, ссылаясь на указ президента о повышении с 1 июня 2022 года размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в среднем на 12%.

Это требование вступает в противоречие со статьей 13 закона РУз «О частных агентствах занятости» – средства, вносимые частными агентствами занятости при получении лицензии в Фонд, пополняются при условии расходования резервируемой суммы. Но, ни одно из частных агентств занятости не допускало случаи расходования зарезервированной ими суммы в этом Фонде.

Фонд хранит деньги частных агентств на депозитных счетах коммерческих банков, которые, в соответствии с распространяемыми ЦБ официальными сведениями, по банковским вкладам выплачивают до 23% дохода в виде процентов по вкладам.

Таким образом, Фонд при Министерстве занятости и труда получает до 23% дохода от размещения на депозитах коммерческих банков средств, внесенных каждым частным агентством и зарезервированных в этом Фонде.

Указом президента «О повышении размера заработной платы» от 20.05.2022 г., с 1 июня 2022 г базовая расчетная величина увеличена менее чем на 10%. Таким образом  Фонд, получает до 23% дохода годовых от размещения средств полученных от частных агентств, зарезервированных в этом Фонде и не только полностью покрывает увеличение с 1 июня 2022 года менее чем на 10% размера БРВ, но и дополнительно получает в пользу Фонда не менее 10% дохода по банковским вкладам в виде процентов по вкладам.

Ежегодное увеличение размера средств, зарезервированных частными агентствами занятости в Фонде, возлагает на них излишнюю финансовую нагрузку.

В законодательных актах, регулирующих деятельность частных агентств занятости есть противоречия. Статья 5 главы 2 «Лицензионные требования и условия» Положения о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз (Приложение №1 к ПКМ РУз от 12.09.2018г №725)  противоречит статье 13 закона РУз «О частных агентствах занятости», в которой указано, что для оказания услуг по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, частные агентства занятости  резервируют в Фонде при Министерстве занятости и трудовых отношений средства в размере 8 500 базовой расчетной величины, с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы.

Согласно приоритету, необходимо привести подзаконный акт в соответствии с законом и отменить нелогичное, наносящее вред предпринимательству положение подзаконного акта.

Указанное положение было внесено в подзаконный акт до принятия закона «О частных агентствах занятости». Согласно юридической практике после принятия закона «О частных агентствах занятости», указанное положение подзаконного акта должно было быть приведено в соответствие с принятым законом. Однако, этого не было сделано.

В результате юридической недоработки страдают частные агентства занятости, поскольку требования к ним дополнительно ежегодно оплачивать по несколько сот миллионов сумов в Фонд при Министерстве занятости и трудовых отношений стало обременительным для частных агентств.

Частные агентства занятости направили жалобу в Виртуальную приемную президента РУз, Сенат Олий Мажлиса, Министерство инвестиций и внешней торговли, а также в Законодательную палату Олий Мажлиса, Кабинет министров, Министерство юстиции, бизнес-омбудсману, Торгово-промышленную палату, Счётную палату, но ответа пока нет.

Необходимо привести нормативно-правовую базу в порядок, внести изменения в подзаконные акты. Тогда частные агентства занятости Узбекистана получат нормальные условия для своей деятельности в отрасли, и будут тратить свое время, усилия и финансовые средства на решение проблем безработицы.

По опубликованным сведениям Министерства занятости и трудовых отношений, число безработных среди экономически активного населения Узбекистана составляет 9,2%. В работе нуждаются 1,4 млн узбекистанцев. Безработица среди молодёжи (возраст 16−30 лет) составляет 14,9%, у женщин — 12,8%.

Президент Шавкат Мирзиёев не раз подчеркивал: «Для нас важно каждое рабочее место. Мы готовы благодарить каждого предпринимателя, который обеспечил работой хотя бы двух человек, так как трудовая занятость человека служит основой благополучия его семьи, повышения его уверенности в завтрашнем дне, роста доверия к государству».

Согласно сведениям Министерства занятости и трудовых отношений, большинство трудовых мигрантов не пользуются услугами Государственного унитарного предприятия Агентства по внешней трудовой миграции.  В этом году это Агентство направило на работу не более 8 тыс. человек, тогда как число трудовых мигрантов из Узбекистана за рубежом составляет около 3 млн человек.

Частные агентства занятости специализируются на отправке трудовых мигрантов из Узбекистана в страны Европы, в Японию, в богатые страны Среднего Востока и трудоустраивают их на качественные, высокооплачиваемые и безопасные работы.

Государственное стимулирование работы частных агентств занятости, создание для них благоприятных условий, принятия мер по расширению их участия в реализации программ и проектов в области трудоустройства и занятости населения, поддержка работы по увеличению организованного, легального потока трудовых мигрантов – эффективная помощь десяткам тысяч безработных в трудоустройстве. Такая помощь не требует от государства финансовых затрат, и соответствует принятому решению об оптимизации государственных расходов в стране.

Алишер Мухамедов,

эксперт по вопросам гражданского общества, труда и занятости,

член Международной ассоциации прокуроров,

старший советник юстиции, кандидат юридических наук,

доцент кафедры общественных наук международного факультета ТГСИ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.