Как война в Украине повлияла на экономическое сотрудничество между Узбекистаном и ЕС
В последние годы отношения Узбекистана с Европейским союзом развиваются динамично — как на уровне сообщества, так и на уровне отдельных стран. С начала войны в Украине и введения санкций в отношении России взаимодействие Узбекистана и Евросоюза получило дополнительный импульс, так как стороны стали лучше осознавать взаимную выгоду от сотрудничества друг с другом. На этом фоне Узбекистан активизировал отношения со странами Европы не только по экономическим, но и по политическим вопросам, затрагивая чувствительные аспекты — например, противодействие узбекистанских властей попыткам реэкспорта санкционных товаров в Россию.
Окно в Европу
В 2017 году, когда к власти пришел президент Шавкат Мирзиёев, Узбекистан стал больше открываться миру. В основном это было направлено на разморозку отношений с США и странами Европы, от которых республика закрылась после в связи с Андижанскими событиями 2005 года.
Для восстановления контактов Узбекистан был вынужден пойти на ряд политических уступок, чтобы продемонстрировать западной общественности серьезность своих намерений. Например, власти Узбекистана освободили нескольких политзаключенных, впервые помиловали тысячи осужденных, а также закрыли печально известную колонию “Жаслык”, что было положительно отмечено со стороны Европейского союза.
Для снятия санкций, Узбекистан начал процесс борьбы с принудительным трудом — в том числе, и детским — при сборе урожая хлопка. Так, международная организация труда отметила, что 99% человек, участвовавших в сборе урожая хлопка в 2021 году, работали добровольно. На этой основе в 2022 году международная коалиция Cotton Campaign отменила бойкот для хлопка из Узбекистана, чего Министерство труда добивалось с 2020 года.
Одновременно с этим, Узбекистан добивался углубления экономического сотрудничества с Евросоюзом. В 2018 году министр внешней торговли Жамшид Ходжаев подчеркнул, что получение Узбекистаном доступа к беспошлинному ввозу большего числа товаров может стать одним из шагов по улучшению условий торговли с Европейским союзом. Узбекистан намеревался получить больше односторонних тарифных преференций ЕС в рамках Генеральной системы преференций (GSP+), позволяющей беспошлинно ввозить более 6 200 товаров. В ответ на это Узбекистан обязуется быть приверженным к выполнению 27 международных конвенций по правам человека, условиям труда, охране окружающей среды.
30 ноября 2020 года Европейская комиссия в досрочном порядке приняла решение о предоставлении Узбекистану статуса бенефициара Всеобщей системы преференций GSP+. В частности, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что положительное решение было принято на основании отчетов мониторинговых групп о выполнении Узбекистаном положений 27 международных конвенций в сферах защиты прав человека и окружающей среды, соблюдения трудовых стандартов и эффективного управления. В результате количество товаров, которые Узбекистан сможет ввозить в ЕС без пошлин, увеличилось вдвое — с 3000 до 6200 товарных позиций. С 10 апреля 2021 года республика официально стала страной-бенефициаром в рамках Всеобщей системы преференций GSP+.
В 2019 году Узбекистан и Европейский союз начали процесс переговоров по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое было призвано заменить действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года. В конце июня 2022 года стороны завершили переговоры, проведя за этот период десять раундов переговоров и больше 150 встреч на различных уровнях. В Министерстве инвестиций и внешней торговли подчеркивали, что новое соглашение охватит положения, связанные с торговлей, таможенным администрированием, техническим регулированием, санитарными и фитосанитарными мерами, конкуренцией и урегулированием споров.
«Соглашение больше не является рамочным, а создаёт полноценный механизм всестороннего взаимодействия между Узбекистаном и ЕС, в том числе в сфере торгово-экономического сотрудничества», — отметили в ведомстве.
В июле 2022 года Узбекистан и Евросоюз парафировали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Однако, на момент подготовки данного материала, документ не был подписан. Во время сентябрьской встрече с Шавкатом Мирзиёевым в Нью-Йорке глава Европейского совета Шарль Мишель выразил надежду на подписание и введение в действия соглашения между сторонами. Президенты Франции Эммануэль Макрон и Италии Серджо Маттарелла во время визита в республику открыто высказывались за скорейшее подписание с Узбекистаном Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
В результате активизации сотрудничества с Евросоюзом объем торговли Узбекистана с европейскими странами увеличился более чем вдвое за шесть лет — с 1,98 млрд долларов в 2016 году до 4,5 млрд долларов в 2022 году. Например, в два раза вырос товарооборот с Германией, превысив 1 млрд долларов в прошлом году. На сегодняшний день портфель инвестиционных проектов с участием компаний из Европы в различных отраслях экономики Узбекистана составляет более 20 млрд евро, из которых половина приходится на немецкие компании.
После 24 февраля 2022 года
Когда началась война в Украине, это привело к тому, что страны Европы, США и другие развитые государства ввели против России многочисленные санкции, которые ознаменовали собой фактически разрыв экономических и политических связей с Москвой. На этом фоне Узбекистан, сотрудничавший с обеими сторонами, старался найти оптимальный баланс, отвечающий его национальным интересам. С одной стороны, сотрудничество Узбекистана со странами Европы всегда пролегало через Россию, из-за удобной логистики, наличия инфраструктуры и открытых представительств европейских компаний, что стало невозможно в нынешних реалиях. С другой стороны, Узбекистан имеет тесные связи во всех сферах с Россией, поэтому для Ташкента было важным продолжать поддерживать хорошие отношения с Москвой. В этих условиях Узбекистану предстояло выстроить прямое и самостоятельное взаимодействие с Европой, минуя территорию России.
В конфликте Европы и России Узбекистан занял нейтральную позицию, не поддержав ни одну из сторон, благодаря чему республика извлекала выгоду от сотрудничества с обоими партнерами. При этом, ЕС не оказывал давление на Узбекистан и другие страны Центральной Азии, чтобы заставить их отказаться от партнерства с Россией. Однако Евросоюз открыто объявил, что намерен помочь Центральной Азии диверсифицировать экономики и снизить косвенную зависимость от России. Более того, Европа посчитала, что страны региона смогут заместить Россию в поставках некоторых чувствительных для европейской экономики областях — в частности, в сфере энергетики.
В октябре 2022 года Шавкат Мирзиёев на заседании глав делегаций в формате «Центральная Азия — Европейский Союз» в Астане поднял вопросы экономического и торгового сотрудничества с ЕС. Например, президент отметил, что Центральная Азия нуждается в европейских технологиях и инвестициях, а также развитии транспортно-логистических коридоров для выхода на рынок Европы.
При этом Узбекистан активно развивал сотрудничество на уровне отдельных европейских стран. В конце ноября 2022 года президент Узбекистана побывал с официальным визитом во Франции, где встретился с президентом Эммануэлем Макроном. Перед поездкой на двустороннем деловом форуме были подписаны соглашения на 6 млрд евро. По итогам переговоров стороны заключили 14 двусторонних документов, одним из которых стало соглашение с Французским агентством развития об инвестициях на 1 млрд евро в инфраструктуру, «зелёную» энергетику и сельское хозяйство. Среди других соглашений — покупка у Франции воздушной техники на 815 млн евро, строительство Voltalia солнечно-ветряной электростанции в Узбекистане, договоренность о стратегическом партнерстве между Orano и “Навоийураном”. Также президент и министр инвестиций и внешней торговли Жамшид Ходжаев призвали французский бизнес активнее инвестировать в Узбекистан.
Менее чем через год в ноябре 2023 года Эммануэль Макрон впервые прилетел в Узбекистан по личному приглашению Шавката Мирзиёева. Главный итог визита — запуск совместной торговой палаты для продвижения делового партнерства и открытие в Ташкенте офиса агентства Business France. Также стороны заключили восемь двусторонних документов, в том числе межправительственные финансовые протоколы по улучшению инфраструктуры питьевого водоснабжения Узбекистана. Более того, французский бизнес объявил о новых инвестиционных проектах в республике:
- Voltalia построит две новые электростанции;
- Lactalis запустит новое производство в Намангане;
- Semmaris возведет современные агрологистические комплексы в Самарканде, Андижане и Ташкентской области;
- Orano инвестирует до $500 млн в добычу и переработку урана в Узбекистане;
- Meridiam может реализовать ряд инфраструктурных проектов в рамках строительства «Нового Ташкента»;
- Boehringer Ingelheim планирует организовать совместное производство онкологических препаратов.
В мае 2023 года узбекистанская делегация во главе с Шавкатом Мирзиёевым отправилась в Германию, где прошла встреча с канцлером Олафом Шольцем. По итогам встречи стороны подписали 16 двусторонних документов в сферах экономики, торговли, финансов, образования, науки и инноваций. На двустороннем бизнес-форуме объем заключенных торговых, инвестиционных, технологических соглашений составил 9 млрд евро, затронув сферы «зелёной» энергетики, химпрома, фармацевтики, транспорта и цифровизации сельского хозяйства. Узбекистан договорился с банком KfW, Deutsche Bank и Германским обществом по международному сотрудничеству о том, что они будут помогать немецкому бизнесу в республике.
Также Шавкат Мирзиёев заверил, что Узбекистан создаст все условия для немецкого бизнеса, который хочет работать в стране. Вдобавок, Siemens Energy запланировала строительство нескольких новых электростанций, а немецкая Infineon намеревалась наладить выпуск микрочипов в республике. Кроме того, Германия включила Узбекистан в список из 34 избранных государств, экономическое сотрудничество с которыми немецкое правительство будет поощрять с помощью льготных инвестиционных гарантий, а в сентябре стороны договорились о создании совместной экономической палаты в Гамбурге.
В июне 2023 года президент Узбекистана посетил Италию для встречи с премьер-министром Джорджией Мелони. Накануне визита на двустороннем бизнес-форуме стороны заключили контрактов и соглашений более чем на 9 млрд евро, из которых больше 2,2 млрд евро Италия выделила в качестве кредитов на энергетические проекты в Узбекистане. По итогам переговоров были подписаны 11 межгосударственных документов, в том числе в сферах промышленной собственности и сельского хозяйства. Также Мирзиёев встретился с 25 руководителями ведущих компаний Италии в Милане, на которой итальянские инвесторы предложили нарастить производственные мощности “Узметкомбината” и открыть в 2024 году совместно с Туринским политехническим университетом Центр итальянских технологий и инноваций в Ташкенте.
Кроме того, Узбекистан открыл свои торговые дома в Вильнюсе и Барселоне. В частности, через испанское представительство планируется наладить экспорт узбекистанской текстильной продукции.
Наращивание деятельности ЕБРР
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность в Узбекистане в 1993 году для поддержки республики в переходе к рыночной экономике и создании нового частного сектора. Первым проектом стало восстановление работы электростанции в Сырдарьинской области в сентябре 1996 года, на который банк выделил 22 млн евро, что покрыло больше половины стоимости строительных работ.
Всего до 2007 года ЕБРР реализовал 17 проектов, отдавая приоритет работе с частным сектором, а не государственными партнерами. Однако с 2010 года ЕБРР приостановил операции в Узбекистане. Например, после Андижанских событий и до приостановки своей деятельности банк реализовал всего лишь два проекта с участием KDB Bank и Hamkorbank.
В сентябре 2017 года — после десятилетнего перерыва — ЕБРР одобрил проект по строительству современного складского помещения в Самаркандской области, на что было выделено 10 млн долларов. До конца 2017 года ЕБРР утвердил еще шесть инвестиционных проектов. В октябре того же года президент европейского банка Сума Чакрабарти направил на имя Шавката Мирзиёева послание, в котором сообщил об открытии в ноябре того года офиса ЕБРР в Ташкенте.
На конец сентября 2023 года количество проектов ЕБРР в Узбекистане достигло 146, из которых 82 являются активными. Кумулятивный объем инвестиций банка достигает почти 4,5 млрд евро, из них 2,5 млрд евро приходятся на активные проекты в сферах устойчивой инфраструктуры (77%), финансовых институтов (16%), а также промышленности, коммерции и агробизнеса (7%). В портфеле ЕБРР больше половины проектов осуществляются совместно с частным сектором. С 2017 года по 2022 год ежегодный объем инвестиций банка увеличился более чем в 12 раз — с 69 до 839 млн евро, а количество проектов в четыре раза — с 6 до 26.
Преграды на пути сотрудничества
Несмотря на политическую волю Узбекистана и Евросоюза, экономическое и торговое сотрудничество между ними сталкивается с рядом объективных ограничений. В июне 2023 года Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на втором саммите «Центральная Азия — Европейский союз» обозначил проблемы, препятствующие росту товарооборота с Европой. По его словам, узбекистанские экспортеры готовы поставить на европейский рынок более 500 товарных позиций на сумму в 4 млрд евро.
Во-первых, этому мешает отсутствие в Центральной Азии современных лабораторий и центров стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями ЕС. Например, для решения этой проблемы Узбекистан договорился с Чехией, которая поможет сертифицировать отечественные товары по европейским стандартам. Также Шавкат Мирзиёев предложил разработать программу поддержки экспортеров и импортеров в регионе, подчеркнув важность подписания Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Во-вторых, президент отметил сложности в транспортно-логистической сфере. По его словам, необходимо улучшать Транскаспийский транзитный коридор, по развитию которого нет скоординированного подхода. Кроме того, Мирзиёев подчеркнул, что тарифы и сборы на данной магистрали в полтора раза выше, чем на альтернативных коридорах. Еще в ноябре 2022 года глава государства назвал Транскаспийский мультимодальный коридор самым удобным выходом стран Центральной Азии на мировые рынки.
В свою очередь, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выступал в поддержку строительства новых транспортных коридоров в Центральную Азию, которые будут обходить территорию России. Глава МИД Евросоюза указал на то, что существующие транспортные пути недостаточно развиты, поэтому у стран региона нет оптимальных маршрутов на европейский рынок в обход России. Также делегация ЕС в Узбекистане проводит семинары для местных экспортеров, где им рассказывают о том, как правильно выходить на европейский рынок.
В-третьих, Шавкат Мирзиёев коснулся инвестиционного сотрудничества со странами Европы. Несмотря на то, что портфель проектов с участием европейского бизнеса в Узбекистане превышает 20 млрд евро, компании из Европы плохо осведомлены об инвестиционных возможностях Центральной Азии. В этой связи, глава государства предложил проводить промышленно-технологические выставки в рамках экономических форумов и разработать специальные инструменты финансовой поддержки при переносе производственных мощностей европейских компаний в страны региона.
Более того, в самом Узбекистане существует множество проблем, которые ограничивают потенциал сотрудничества с Европейским союзом. В частности, президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо отметила необходимость реформ в судебной системе, совершенствовании верховенства права, искоренении коррупции, а также среди государственных и отраслевых предприятий. Также она подчеркнула важность проведения банковской реформы и приватизации, что может улучшить перспективы роста экономики Узбекистана.
Санкционные риски
После того, как Евросоюз ввел многочисленные санкции в отношении России, стал возникать спрос на обход ограничений — в частности, для этого использовались соседние с Россией страны, включая Узбекистан. В марте 2022 года российское правительство разрешило “параллельный импорт” отдельных товаров, список которых постепенно расширялся. Это решение позволяло импортировать продукцию без наличия разрешения правообладателя для насыщения внутреннего рынка санкционными товарами. В мае Россия рассматривала Узбекистан в качестве хаба для организации реэкспорта путем создания центров для проведения транзитных сделок.
В июне 2022 года Минфин США включил Узбекистан в список стран, которые российские предприятия могут использовать для обхода санкций. Помимо Узбекистана в список вошли все страны Центральной Азии, а также Армения и Грузия. Впоследствии американские власти признали подозрительными сделки с доставкой товаров через Узбекистан в Россию, так как это является признаком обхода санкционных ограничений.
На фоне падения товарного экспорта Евросоюза в Россию значительно выросли поставки в Армению, Грузию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. В феврале 2023 года спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан публично заподозрил соседние с Россией страны в нарушении санкционного режима, сообщив о планируемом расследовании по этому вопросу. В марте Bloomberg сообщило, что европейские власти готовятся усилить контроль за соблюдением санкций, введенных в отношении России, со стороны третьих стран.
В конце апреля Дэвид О’Салливан прилетел в Узбекистан, где провел переговоры с Шавкатом Мирзиёевым, представителями местного бизнеса, Таможенным комитетом и Центральным банком. Спецпосланник заверил узбекистанские власти в том, что ЕС не намерен вводить санкции в отношении республики, но отдельные юридические лица могут попасть под ограничительные меры.
В мае Wall Street Journal отметила, что постсоветские страны стали хабом по реэкспорту санкционных товаров в Россию. Например, в 2022 году Узбекистан нарастил импорт европейских товаров на 1,3 млрд долларов, а экспорт в Россию — на 0,9 млрд долларов. Также в Узбекистан резко выросли поставки стиральных машин и измерительной техники, которые республика затем активно экспортировала в Россию.
В июне на втором саммите “Центральная Азия — ЕС” председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что Евросоюз не будет вводить санкции против стран региона. Однако ограничения в рамках 11-го пакета должны были коснуться лишь тех компаний, которые поддерживают российский военно-промышленный комплекс. 21 июня представители стран Евросоюза утвердили очередной пакет санкций, который включил меры, нацеленные на предотвращение обхода ограничений. В частности, ЕС выражал обеспокоенность по поводу резкого роста поставок подпадающих под ограничения товаров в страны СНГ, включая Узбекистан, которые затем оказываются на российском рынке.
В начале октября Европарламент обсудил подготовленный Комитетом по иностранным делам отчет, посвященный Узбекистану, где в частности отмечалась возможная помощь республики России в обходе санкций.
«Обращаем внимание на потенциальные риски возможной помощи Узбекистана России, поскольку это может быть связано с помощью России в обходе торговых санкций, введенных ЕС. Призываем к тщательному наблюдению за ситуацией», — говорилось в резолюции.
По итогам октябрьской встречи министров иностранных дел Евросоюза и Центральной Азии в Люксембурге было принято совместное коммюнике, в котором ЕС напомнил об 11 пакетах санкций, принятых в отношении России. Также Евросоюз открыто призвал страны региона предотвращать случаи обхода ограничений, с чем центральноазиатские представители согласились.
В ноябре Bloomberg написал, что ЕС готовится принять 12-й пакет санкций в отношении России. В этот раз под ограничения могут попасть более 30 компаний из Узбекистана, Казахстана и Сингапура. В общей сложности санкционные списки пополнятся 100 физическими и 40 юридическими лицами.
Заключение
В последние годы Узбекистан добился существенных успехов в отношениях с Евросоюзом, став страной-бенефициаром в рамках Всеобщей системы преференций GSP+ и завершив переговоры по заключению Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве.
Однако дальнейшее развитие двусторонних отношений будет зависеть от выполнения Узбекистаном ранее взятых на себя обязательств по социально-политическим вопросам, а также продолжения и углубления курса на реформирование страны, что сделает республику более привлекательной для европейского бизнеса.
Также Узбекистану и ЕС придется решить ряд логистических и торговых трудностей при выходе республики на европейский рынок, которые сильно ограничивают экономический потенциал сотрудничества. Кроме того, значимыми остаются санкционные риски для узбекистанской экономики из-за возможного участия некоторых компаний в схемах по обходу санкций, что негативно может отразиться на отношениях с Евросоюзом.
Шахриёр Исмаилходжаев
Комментарии