Футбол Узбекистана: что скрывают парадные витрины?

Футбол Узбекистана: что скрывают парадные витрины?

«Отечественный футбол в опасности!» – эти слова вполне отражают мнение большинства любителей футбола Узбекистана. Особенно сейчас, когда Федерация футбола Узбекистана (ФФУ) пришла к точке выбора.
 
Именно теперь, когда ожидается давно назревшая смена руководства ФФУ,  а министерство спорта Узбекистана возглавил новый, готовый к диалогу человек и надо с самого начала встать на правильный путь, а не оставаться в старой колее, которая привела узбекистанский футбол в плачевное состояние.
 
Anhor.uz продолжая диалог со специалистами футбола публикует ещё одно интервью с Алишером Аминовым, признанным экспертом этого вида спорта.

  

Власть по наследству – путь в никуда

В своем недавнем интервью вы дали критическую оценку состоянию дел в узбекском футболе, обнажив проблемы системного характера. Как считаете, будут ли сделаны на основании этой критики какие-то выводы? Ждёте ли реакции футбольной общественности, государственной власти?

Пока реакции нет. Отсутствие диалога говорит как раз о том, что общественность не готова обсуждать системные проблемы. Удивляться тут нечему: субъекты футбола на протяжении долгих лет игнорировались ФФУ, абсолютное большинство стержневых решений принимались единолично президентом федерации.
 
В этой связи готов повторить: только курс на демократизацию деятельности ФФУ, на принципы профессионализма, гласности и коллегиальности в принятии решений позволит поднять роль футбольной общественности, её значимость в футбольной жизни республики.

Бытует мнение, что президент ФФУ Мираброр Усманов нашел себе преемника лице своего сына Джахангира – вице-президента ассоциации футзала…

Вас это удивляет? Меня – нет. Футбольные федерации почти всех стран бывшего СССР по стилю управления мало чем друг от друга отличаются. Их «родовой» признак – оккупация власти родственниками, близкими друзьями или, как минимум соратниками, первых лиц государства. Так, в Казахстане футболом долгое время правил ныне покойный зять президента Назарбаева, теперь у руля ФФК (в роли вице-президента) – очередной родственник. В Таджикистане футболом занимается сын президента Эмомали Рахмона, в Азербайджане – глава государственной нефтяной компании «Сокар», в России – друзья президента Путина. Примерно такая же ситуация в Белоруссии и в Туркмении.
 
Что касается президента ФФУ, необходимо для начала провести объективный профессиональный анализ его 11-летней деятельности, отметив как положительные моменты, так и минусы в работе. Не помешал бы, конечно, независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности ФФУ, ведь федерация – не частная компания, а общественная организация. Это, повторяю, значит, что решения должны приниматься коллегиально, а руководство выбираться не методом тайных интриг, назначения преемников, а на основе конкуренции программ.
 
Алло, мы ищем таланты! И не находим…

 
Почему на ваш взгляд  Джахангир Усманов не способен возглавить Федерацию,  ведь в Ассоциации футзала есть чем похвастать?

Некоторые специалисты оценивают его деятельность во главе Ассоциации футзала Узбекистана положительно, считая выдающимся достижением выход сборной в финальную часть чемпионата мира. Понятно, что выступления национальной сборной – парадная витрина жизни любой федерации.
 
Однако этот результат вряд ли можно назвать прорывом, учитывая, что в 2016 году на чемпионате мира Азия получила как никогда высокую квоту – пять мест. То есть задача перед сборной стояла достаточно простая: попади в пятерку лучших на чемпионате Азии, который проводился в Ташкенте, – и дело сделано. В прошлом Узбекистан принимал два чемпионата континента, и оба раза был вторым. Понятно, что и на этот раз справились.
 
Полагаю, что выход на чемпионат мира – задача-минимум для сборной Узбекистана, в которой по инициативе Усманова-младшего уже шесть лет работают иностранные специалисты.
 
А задача-максимум?

Хотя бы выход из группы в финальной стадии. Однако в Колумбии при вполне удачной жеребьевке Узбекистана занял последнее место в группе, проиграв даже Панаме.
 
То есть наш футзал недалеко ушел от «старшего брата»…

АФУ за последние 10 лет не сделала ничего для пропаганды футзала в стране. Так, матчи чемпионата и Кубка проводятся туровым методом, и чаще всего – в Ташкенте. То есть болельщики на периферии не видят свои команды годами, а столичные, соответственно, их игнорируют. А о каком тренировочном процессе может идти речь, если играешь каждый день? Ни на восстановление, ни на тактический разбор времени просто нет.
 
У вас на примете есть положительные примеры? 

Примеров множество. В России, например, чемпионат проводится с разъездами, туры – по выходным. В выигрыше и зрители, которые приходят на матчи в удобное время, и команды, которые имеют возможность совершенствовать игру.
 
Мне могут возразить: нельзя сравнивать финансовые возможности клубов России и Узбекистана. Хорошо, но ведь по такой же схеме проходят чемпионаты в соседних Кыргызстане и Таджикистане. Там почему-то не жалуются на ограниченные финансовые возможности. Кстати, Азиатская футбольная конфедерация признала успехи в развитии футзала в этих странах, предоставив им право участия в клубном чемпионате континента. Узбекистан же сохраняет свои позиции только благодаря прежним результатам сборной.
 
Естественно, такие «достижения» приводят к снижению интереса к замечательному виду спорта и у зрителей, и у участников. У АФУ нет ни внятного плана технического развития, ни полноценной тренерской школы. Сложно ожидать, что, встав во главе более крупной организации, президент отсталой ассоциации вдруг явит миру какие-то новые таланты.
 
Посвященные люди прекрасно понимают цену всей этой истории, завязанной на родственных отношениях между руководителями ФФУ и АФУ. И, кстати, ведь не только сын Усманова руководит АФУ. Ему помогает, например, Рустам Талипджанов, сын директора Центра подготовки сборных команд ФФУ Аскара Талипджанова, к которому также накопилось много вопросов…
 

Какая система принятия решений в выборе президента федерации футбола Узбекистана на ваш взгляд эффективная?

Вынужден повторить: к сожалению, футбол в странах бывшего СССР напрямую связан с государством. Связан и повязан. Принятие ключевых решений в футбольных федерациях, которые по форме являются общественными организациями, выборы президентов, финансирование профессионального футбола – все это не обходится без прямого участия государственных структур.
 
Система подразумевает, конечно, несколько уровней принятия решений, но главным и определяющим, по крайней мере, в Узбекистане, является государственный. Как показывает практика, этот метод – прямой путь к деградации футбольной отрасли. Но если государство страны не готово к кардинальным изменениям принципов взаимодействия со спортивными федерациями, ему следует как минимум поработать над уровнем анализа состояния дел во всех видах спорта.
 
У президента страны есть помощники, курирующие разные отрасли, в том числе и вопросы физкультуры и спорта, формирующие взгляд первого лица на ту или иную проблему. Неужели этого достаточно для принятия точных решений? 

Роль физической культуры и спорта в развитии современного общества чрезвычайно высока. От того, насколько активно граждане вовлечены в занятия физической культурой, зависит здоровье нации, а оно напрямую влияет на экономические индексы, на конкурентоспособность государства. Развитие отрасли следует отнести к важнейшим приоритетам внутренней политики государства.
 
Олимпиада в Рио – лучшая в истории Узбекистана. С одной стороны, успехи говорят о том, что отечественный спорт развивается. Однако если проанализировать медальный зачет, так сказать, структурно, получится, что больше половины от общего количества наград принесли Узбекистану индивидуальные виды спорта.
 
За все годы участия в Олимпийских играх наши атлеты не сумели даже приблизиться к борьбе за призовые места в таких видах спорта, как легкая атлетика и плавание, крайне редко в Олимпиадах принимали участие команды по игровым видам спорта. То есть налицо отставание в развитии самых массовых видов спорта. Причин тому множество, а главная из них – серьезные пробелы в системе организации физкультуры и спорта в стране.
 
Отсутствие эффективного механизма взаимодействия между государством и спортивными общественными организациями, бесконтрольный расход бюджетных средств со стороны госкомпаний и бюджетов регионов на содержание клубов, отсутствие приоритетов в развитии игровых видов спорта, отсутствие обратной связи со спортивной общественностью – все это не позволяет руководству страны точно оценивать причины провалов в развитии многих видов спорта, в том числе и футбола.
 
Вы являетесь автором программы развития футбола, разработанной для футбола России. Не хотите попробовать реализовать ее в родном Узбекистане? Может быть, даже баллотироваться на пост президента ФФУ? 

Помогать развитию футбола в Узбекистане я, безусловно, готов. Но пост президента ФФУ или РФС, на который я претендовал дважды, никогда не был для меня самоцелью. Реализовать программу развития, какой бы прекрасной в теории она ни была, и изменить систему управления можно только тогда, когда будут созданы необходимые для этого условия – и со стороны государства, и со стороны футбольной общественности. Главное, чтобы все заинтересованные стороны жили единой идеологией и были готовы объединиться для достижения поставленных целей и задач.
 
И давайте уточним принципиальный момент: я никогда не говорил, что программа, с которой я выходил на выборы президента РФС, – результат только моего труда. Конечно, нет. Эта программа – плод кропотливой работы Комитета по развитию футбола РФС, совместный труд многих людей. Невозможно, поверьте, написать комплексную отраслевую программу в одиночку, без объединения всех здравых сил, способных развивать игру. А реализовать ее – тем более.
 
– Вам это и не удалось. Почему?
– Последние 12 лет были очень непростыми для российского футбола. С одной стороны, приток денег – главным образом, за счет роста цен на нефть – увеличился в разы. С другой – истрачены они были не просто неэффективно, а бездарно.
 
Президент РФС Виталий Мутко всегда крайне ревностно относился к любым инициативам, которые исходили не от него лично. Мутко монополизировал власть в РФС и, по сути дела, просто не позволил реализовать программу развития футбола в стране, создать эффективную систему подготовки резерва и специалистов – как на национальном, так и на региональном уровнях.
 
К каким результатам пришла футбольная Россия за те десять лет, в течение которых футболом управляет человек с огромными полномочиями?
 
Национальная сборная свалилась в мировом рейтинге куда-то в район плинтуса, конкуренция в лигах падает, клубы разоряются один за другим, спортивная наука фактически уничтожена, детские тренеры в забвении, подготовкой квалифицированных кадров не занимается никто.
 
Шальные государственные деньги способствовали не развитию, а деградации отрасли. И попутно превратили членов РФС в послушное стадо, ожидающее подачек. В этом смысле узбекскому футболу, конечно, не стоит брать пример с России. Правильнее ориентироваться на опыт работы развитых футбольных стран – например, адаптировать немецкую модель развития, одну из самых эффективных в мире.
 
ФИФА начинает шевелиться

Вы не раз говорили: системные проблемы, характерные для многих стран бывшего СССР, – следствие не только непрофессионализма властей и беспринципности субъектов футбола…

Совершенно верно. Негативную роль в этом вопросе играет и позиция руководства ФИФА, которая далеко не всегда соблюдает нормы собственного Устава. Кроме того, налицо несовершенство регламентов юрисдикционных органов ФИФА – например, Комитета по этике, занимающего половинчатую позицию относительно выборов в президенты ассоциаций там, где существует конфликт интересов и признаки вмешательства государства.
 
Можно, например, уверенно констатировать, что на протяжении последних 12 лет ФИФА не соблюдала свои нормы применительно к избирательной системе в футболе России. ФИФА с большим трудом признает свои ошибки, но позиция ее все-таки постепенно трансформируется. 10 марта 2017 года президент РФС не был допущен к выборам кандидата на пост члена Совета ФИФА, так как нарушил общие принципы в отношении политических нейтралитетов и предотвращения любых форм государственного вмешательства.
 
Таким образом, один комитет ФИФА уже признал справедливость моего заявления в Комиссию по расследованию Комитета по этике. Теперь остается дождаться юридически обоснованного решения о признании последних выборов в президенты РФС недействительными. Полагаю, мы его дождемся.
 
К сожалению, Россия находится сейчас на обочине мирового и европейского футбола. Страна осталась без представительства в руководящих органах ФИФА и УЕФА в преддверии домашнего чемпионата мира, лишилась возможности влиять на процессы, происходящие в мировом и европейском футболе, – ведь ключевые решения по развитию принимают Совет ФИФА и исполком УЕФА.
 
Виталий Мутко полностью дискредитирован на мировой спортивной арене, свидетельством чему – отказ в праве присутствовать на Олимпиаде в Бразилии. Беспрецедентный случай в истории мирового спорта!
 
Прекрасно понимаю, что при существующей авторитарной системе изменить принципы управления футболом России довольно трудно. Но на России свет клином не сошелся. Стоит напомнить, что ассоциация стран Восточной Европы и бывших стран СССР с общим населением 250 миллионов человек – гигантский рынок, обеспечивающий отличный потенциал для развития мирового футбола.
 
В последние два года я стал больше времени уделять как раз международной деятельности. Побывал в 30 странах, провел рабочие встречи с руководителями национальных европейских федераций и лиг, с руководителями конфедераций и ассоциаций, с руководством ФИФА и УЕФА.
 
Это позволило гораздо глубже вникнуть в суть проблем, характерных для мирового футбола, и вместе с тем – попытаться найти реальные пути их решения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.