Несмотря на задержки и скандалы, китайская компания продолжает получать больше заказов в Северной Македонии

Несмотря на задержки и скандалы, китайская компания продолжает получать больше заказов в Северной Македонии

Китайскому подрядчику потребовалось более 10 лет, чтобы построить 57-километровый участок шоссе в Северной Македонии. Дорога все еще не закончена, но, несмотря на задержки и обвинения в откатах, компания продолжает выигрывать контракты.

Иван живет в Скопье, столице Северной Македонии, но вырос на берегу озера Охрид, в городе Струга. Ему 32 года, и почти каждые выходные он возвращается домой, чтобы навестить семью, проезжая дорогу на запад от Скопье в Кичево, а затем на юг до Охрида.

Поездка занимала около двух с половиной часов. Затем, в 2014 году, китайский подрядчик Sinohydro начал строительство шоссе между Кичево и Охридом, протяженностью около 57 километров.

В то время Китай выбирал ряд крупных инфраструктурных проектов на Балканах с предложениями, которые часто были ниже, чем у его европейских конкурентов, и часто сопровождались финансированием от государственных банков.

Sinohydro заключила сделку с правительством тогдашнего премьер-министра Николы Груевского; два года спустя Груевский ушел со своего поста, его репутация была запятнана множеством обвинений в коррупции против него и его министров, одно из которых касалось сделки по шоссе Кичево-Охрид.

Китай в то время начал реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов на Балканах, предлагая условия, часто более выгодные, чем у европейских конкурентов, и часто сопровождаемые финансированием от государственных банков.

Sinohydro заключила сделку с правительством тогдашнего премьер-министра Николы Груевского; два года спустя Груевски покинул пост, его репутация пострадала из-за множества коррупционных обвинений в его адрес и адрес его министров, включая сделку по строительству автодороги Кичево-Охрид.

Сегодня автодорога все еще находится в стадии строительства, ее прогресс сопровождается постоянными задержками. Большие участки не завершенной дороги увеличивают время путешествия из Скопье в Охрид — главное туристическое направление Северной Македонии — примерно на час.

“Условия ухудшаются с каждой поездкой”, — сказал Иван, который попросил, чтобы его идентифицировали только по имени. “Грузовики, перевозящие материалы на строительные площадки автодороги, повреждают асфальт и гравийное основание под ним”. Он также рассказал BIRN, что на одном участке дороги поверхность настолько разрушена, что его автомобиль трясется даже при скорости менее 50 км в час.

Sinohydro уже была в черном списке Всемирного банка, когда выиграла тендер на строительство автодороги Кичево-Охрид. В начале 2024 года тогдашний премьер-министр Димитар Ковачевски предложил возможность отменить контракт, заявив, что “неприемлемо”, чтобы на строительство 57 км автодороги ушло более десяти лет. Однако контракт не был отменен, и в апреле парламент проголосовал за продление срока завершения до конца 2026 года.

Но это еще не все, что получила Sinohydro. Компания выиграла еще два крупных инфраструктурных проекта в Северной Македонии, несмотря на свое выполнение на автодороге в Охрид и обвинения во взятках.

Sinohydro упомянута в скандале с предполагаемыми взятками

Груевский ушел в отставку в 2016 году после публикации тайно записанных записей, которые, по всей видимости, изобличали его и его ближайших соратников в коррупции и захвате государства, включая предполагаемые откаты в сделке с Sinohydro по строительству автомагистрали Кичево-Охрид.

Год спустя специальные прокуроры по борьбе с коррупцией утверждали, что Sinohydro выиграла тендер, предложив сумму в 411 миллионов евро, хотя другая китайская компания предложила построить за 369 миллионов евро. Прокуроры обвинили Груевского в лжи относительно более выгодного предложения.

Однако дело почти не продвигалось вперед из-за собственного коррупционного скандала специального органа по борьбе с коррупцией.

Груевский избежал тюремного заключения по отдельному коррупционному делу в 2018 году и получил политическое убежище в Венгрии от правительства премьер-министра Виктора Орбана.

К тому времени социал-демократы заняли власть у консервативной партии VMRO-DPMNE Груевского.

Стоимость автодороги выросла до около 600 миллионов евро, которые были оплачены за счет кредитов от Exim Bank Китая.

В ноябре 2023 года тогдашний премьер-министр социал-демократ Ковачевски пообещал провести аудит проекта и угрожал прекратить контракт.

“Неприемлемо, что строительство автодороги затянулось на более 10 лет и до сих пор не завершено”, — заявил он. “Этот проект не был завершен в течение 10 лет по ряду причин, начиная с проектирования и заканчивая выполнением самого проекта. Я считаю, что нам следует рассмотреть возможность прекращения этого контракта и поиска подрядчика, который выполнит его качественно”.

Тем не менее, 1 апреля, за несколько недель до парламентских и президентских выборов, парламент проголосовал за продление срока выполнения проекта на три года до 31 декабря 2026 года, после выступления эксперта, нанятого для оценки выполнения проекта. Благой Бочварский, который в то время был министром транспорта, заявил, что проект выполнен на 83,8%.

В мае социал-демократы потерпели разгромное поражение на выборах в пользу VMRO-DPMNE.

Йосиф Йосифовский, профессор факультета гражданского строительства университета св. Кирилла и Мефодия, сказал, что за задержки в проекте несут ответственность все стороны, а не только Sinohydro.

“При начале строительства стало ясно, что геологическая структура грунта отличается от предполагаемой изначально, но все стороны должны были осознать и реагировать на это ранее”, — сказал он BIRN. “Следовательно, ответственность за задержку в строительстве участка Кичево-Охрид не может лежать только на одном лице, она делится между всеми участниками строительства”.

“Было ясно как инвестору, так и экспертному надзору, что потребуются более серьезные изменения в проекте. Это означало бы переработку выемок с более пологими склонами. Это привело бы к дополнительному освоению частной земли и, следовательно, к продлению сроков”.

“И это еще не все”, — сказал он. “Реализация проекта началась без учета строительства параллельных дорог для альтернативного движения и полигонов, что неизбежно требовало больше времени и больше денег”.

Ни Sinohydro, ни ее государственная материнская компания PowerChina не ответили на запросы для комментирования этой истории.

В правительственных заявлениях не упоминается компания 

К 2020 году стало общеизвестно, что на шоссе возникли проблемы, а компанию Sinohydro обвинили в даче взяток.

Однако это не помешало министерству Бохварского выбрать китайскую фирму в том году для строительства небольшого участка более длинной дороги между городами Градско и Прилеп. Строительство стоимостью 39,5 млн евро началось в июне 2021 года со сроком завершения в марте 2023 года. Дорога все еще строится и, согласно последним замечаниям Бохварского по этому вопросу, должна быть завершена в этом году.

Возможно, помня о репутации компании, в заявлениях правительства по дорожному проекту часто не упоминалось имя подрядчика, а BIRN не смог найти тендерную документацию на официальном портале закупок страны.

В конце концов репортеру BIRN удалось получить документы от Государственного предприятия государственных дорог.

В 2019 году Sinohydro также выиграла международный тендер на вторую фазу скоростной дороги Stip-Kocani. Проект стоимостью 17,9 млн евро с первоначальным сроком завершения в апреле 2021 года столкнулся с задержками, в первую очередь из-за нерешенных вопросов экспроприации земель и более медленного, чем ожидалось, прогресса. Скоростная дорога была завершена всего за несколько дней до истечения последнего срока в конце 2022 года после нескольких продлений.

Оба проекта в 2019 и 2020 годах финансировались за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

В ЕБРР сообщили BIRN, что в обоих случаях «процесс отбора подрядчиков проводился в соответствии с политикой и правилами закупок (PPR) банка», а также с так называемыми процедурами открытых торгов, в рамках которых всем заинтересованным сторонам предоставляются равные возможности для участия.

«Прежде чем предоставить свое согласие на заключение контракта, Банк удостоверился в том, что соответствующие процессы закупок были проведены в соответствии с PPR Банка и что Sinohydro имеет право на заключение контракта в соответствии с требованиями к претендентам, содержащимися в PPR Банка».

Министерство транспорта и коммуникаций Северной Македонии не ответило на запрос о комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.