Психологи в законе или что нужно людям от законодателей
В августе 2024 года Олий Мажлис оперативно принял закон о психологической помощи, проведя его в трёх чтениях за один день. Однако проект закона не был размещён на портале для обсуждения нормативно-правовых актов с целью получения мнения общественности, предусмотренных законом, и был доступен лишь на сайте самого Олий Мажлиса. В результате многие, включая и меня, не смогли ознакомиться с проектом и оставить свои комментарии. Несколько дней назад этот закон был также одобрен Сенатом.
До тех пор, пока законопроект не подписан Президентом, остается возможность внести в него изменения. В связи с этим я решил изложить здесь свое профессиональное мнение. Положительные стороны законопроекта были широко распространены в средствах массовой информации, поэтому я сосредоточился на его слабых сторонах, которые оставались вне внимания.
Во-первых, согласно Конституции Узбекистана, любой закон должен служить интересам человека. Укрепление правовой базы должно облегчить доступ населения к психологической помощи. К сожалению, данный законопроект создаёт противоположные условия. В частности, в принятом Сенатом законе «О психологической помощи населению» в пункте втором статьи 8 указано, что «Руководитель юридического лица, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи, должен иметь высшее образование в области психологии». Такое требование негативно скажется на деятельности субъектов предпринимательства и на конкуренции в этой сфере. Ведь, если руководитель юридического лица, которое в настоящее время оказывает психологическую помощь наряду с другими видами деятельности, не имеет диплома психолога, то после вступления закона в силу, организации надо будет прекратить деятельность по оказанию психологической помощи, либо заменить руководителя на лицо, имеющее диплом психолога или руководитель будет вынужден получить диплом психолога.
При этом руководителем предприятия может быть, например, врач или юрист, психологическая помощь может оказать нанятый дипломированный психолог, что является обычным явлением в наши дни. Чьим интересам служит такое неразумное требование, ограничивающее предоставление услуг населению? Явно не интересам населения.
Во-первых, вызывает вопрос, каким образом Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей одобрил этот законопроект в процессе его рассмотрения. Ожидаем от Комитета объяснений по поводу выполнения пункта 17 Указа Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № ПФ-6044, в котором говорится об обязанности Комитета предотвращать введение ограничений на конкуренцию.
Во-вторых, в пункте третьем статьи 13 законопроекта содержится требование к лицам, имеющим высшее образование по другим направлениям, пройти переподготовку по психологии в государственных учебных заведениях. Это требование также негативно скажется на конкуренции, так как необоснованно игнорируются возможности и потенциал частных образовательных учреждений, работающих в этой области, и создаётся препятствие для решения острейшей проблемы нехватки квалифицированных психологов.
В-третьих, в статье 8 законопроекта среди видов психологической помощи населению указана «психотерапия — лечение психологическими методами нарушений психического состояния». Однако психологи, получившие образование в гуманитарных вузах, не имеют необходимой квалификации для лечения лиц с психическими нарушениями. Более того, психотерапевтическая помощь регулируется другим законом, а именно, «О психиатрической помощи», в статье 20 которого чётко указано, что такую помощь могут оказывать только медицинские работники со специальным высшим медицинским образованием. Таким образом, психотерапия должна быть исключена из списка услуг, которые могут оказывать психологи.
В-четвёртых, хотя этот вопрос и связан с предыдущей проблемой, его стоит выделить отдельно: в законопроекте должно быть чётко указано, что психологи не имеют право оказывать услуги лицам с психическими нарушениями без контроля психиатра или врача-психотерапевта. Однако, к сожалению, депутаты, подготовившие законопроект, похоже, не знают о случаях, когда пациенты с психотическими, суицидальными и другими серьёзными психическими расстройствами теряют время на консультации у психологов, что приводит к трагическим последствиям.
В Узбекистане вопросы психического здоровья регулируются по искусственно разделённой схеме, что наносит ущерб интересам человека — конечного потребителя. Например, психические расстройства регулируются законом «О психиатрической помощи» и лечатся психиатрами, а проблемы, связанные с зависимостями, регулируются законом «О профилактике и лечении наркологических заболеваний» и решаются наркологами. Теперь для психологов разрабатывается отдельный закон, что ещё больше усложняет правовое регулирование в области психического здоровья.
Возможно, уважаемые депутаты и ответственные лица Министерства здравоохранения, пришло время создать единый, упрощённый и понятный закон, который объединит положения этих трёх законов? Единый закон о психическом здоровье позволил бы государству разработать целостную политику и более эффективные программы в этой сфере. Это бы обеспечило, например, в случае возникновения у школьника суицидальных или других психологических проблем, чёткое понимание со стороны родителей, куда обращаться. При этом была бы точно определена роль школьного психолога, психиатров, социальных служб и сотрудников правоохранительных органов, а также источники финансирования.
Азизбек Болтаев
Психотерапевт Центр исследований и развития человека
Бухара
Комментарии