Рекрутинговые и кадровые агентства ждали закон о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Узбекистана за рубежом. Этот документ  был необходим не только бизнесу, но и людям, которые ищут и находят работу  за пределами республики. Место лицензированных агентств в этом вопросе много лет занимали неизвестные физические лица, которые набирали  рабочие бригады на стройки, и, собрав паспорта с соискателей, отправляли наших соотечественников за рубеж, которые уезжали на свой страх и риск.  Никто ни за что не отвечал, никто не платил налогов, все было бесконтрольно. Сдерживание этого закона поощряло торговлю людьми и не препятствовало незаконному трудовому трафику.

Закон был необходим, как воздух, особенно на фоне трагических сообщений гибели узбекистанцев за рубежом, пытавшихся заработать на чужой земле. И таких примеров плачевного положения трудовых бригад  из Узбекистана было немало. Возможность законного рекрутинга сильно бы облегчила участь наших соотечественников,  кадровое агентство отвечало бы за трудоустройство, своевременную оплату труда, достойные условия проживания,  страховку и, конечно же, люди были бы всегда на связи, и опасность попадания в безвыходные ситуации была бы сведена к минимуму.

Нужный, но недоступный закон

Министерство труда наконец-то обнародовало проект закона о лицензировании компаний, занятых в трудоустройстве граждан. И вызвало недоумение у всех игроков рынка.  Данное положение ничего не меняет в системе, хотя бы потому, что условия получения лицензии отрезают эту возможность практически всем агентствам, занятым в этой сфере.

Полный текст  проекта Постановления можно прочитать по ссылке.  
Позволю себе выдержки из этого документа, со своими комментариями.

- наличие сформированного уставного фонда в размере не менее 5000-кратного размера минимальной заработной Республики Узбекистан платы по состоянию на момент регистрации;
Это  861 200 000 сум. Для чего обычному рекрутинговому агентству иметь уставной фонд,  как у банка? Мы не занимаемся продажей валюты, мы не венчурные капиталисты,  и  не биржевые игроки. Мы просто устраиваем людей на работу. Откуда такая сумма? Это сразу же отсекает небольшие областные кадровые компании,  в которых, по сути,  могут размещать свои заявки иностранные работодатели. 

- резервирование в Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом в размере 50 000 долларов США;
Кадровое агентство перед получением лицензии должно заплатить в некий мифический фонд 50 тысяч долларов, для защиты прав и интересов граждан. Каких граждан? Тех, кто уехал на заработки незаконно? За своих соискателей мы отвечаем. Каких интересов? Кто будет отчитываться за расходование средств из этого фонда перед предпринимателями?  Кто додумался переложить обязательства государства по защите своих граждан за рубежом на обычные кадровые агентства?

- соблюдение норм обеспечения заработной платы трудовым мигрантам на уровне не менее минимальной заработной платы, официально установленной в стране трудоустройства;
Лишний абсурдный пункт, который умножает энтропию. Мы не можем диктовать иностранному предприятию  уровень зарплаты, это диктует рынок.  Мы можем либо согласиться, либо отказаться.

- соблюдение норм обеспечения достойных условий проживания и работы на том же уровне, как и для граждан страны трудоустройства;
Граждане страны трудоустройства  живут в собственных квартирах. Все, за  чем мы можем проследить, чтобы наших граждан  не размещали там, где они не желают проживать,  не согласны с условиями,  и  намерены вернуться домой.  Работа за рубежом это не пионерский лагерь.

Направляющая организация обязана организовать предварительное прохождение трудовыми мигрантами учебно-подготовительных, адаптационных (языковых, профессиональных и специализированных) курсов и мероприятий по повышению конкурентоспособности трудящихся-мигрантов Республики Узбекистан исходя из специфики направляемых стран, в том числе согласно требованиям иностранных работодателей.

Неплохой пункт, если не учитывать, что  эти расходы будут компенсировать сами соискатели.

- документы, подтверждающие наличие в штате у заявителя специалиста (специалистов) с высшим юридическим образованием, а также сотрудника (сотрудников), свободно владеющего государственным, русским, английским и/или другими иностранными языками;
Кроме недоумения, этот пункт не вызывает ничего. Стоит ли диктовать бизнесу, каких именно сотрудников и с какими знаниями он должен держать  у себя в штате?

 В случае отказа юридическому лицу в выдаче лицензии уплаченный сбор не возвращается.
Закономерный  вопрос - зачем Министерству труда сознательно делать в законе лазейку для коррупции?  По данному Положению я могу подать на лицензирование деятельности повторно. Что принципиально изменится в моей компании за несколько дней? Со всем уважением, это похоже на приглашение предпринимателям просто заплатить   в чей-то карман.

- А так же  компания ежемесячно должна предоставлять сведения о  социально-бытовых условиях  работника в стране пребывания, путем представления фото и видео отчетов;
Если у меня в работе тридцать бригад, я должен каждый день выезжать за рубеж, чтобы сфотографировать  бытовые условия моих соискателей. Или отвлекать их, чтобы они сфотографировали свои счастливые лица, убеждая их, что это не нарушение  частной жизни. Неловко это говорить, но,  похоже,  в Министерстве труда плохо понимают, что такое труд.  Если человек всем доволен, он не вспоминает о рекрутере.  Ему некогда фотографировать свои условия проживания.  В случае, если ему нужна поддержка, он всегда на связи. Это оговорено договором, все остальное избыточно.

- При несвоевременном предоставлении отчетов рабочий орган применяет штраф к направляющей организации в стократном размере минимальной заработной платы, установленной на тот период.  При повторном несвоевременном предоставлении отчетов рабочий орган применяет штраф к направляющей организации в двухсоткратном размере минимальной заработной платы, установленной на тот период.
За фотографии и видео, вернее, за их отсутствие. Что рекрутинговое агентство будет делать, если их представителя работники   просто не пустят, проигнорируют и  не захотят показывать  свою частную жизнь? Имеют полное право.
 Это бизнес, в котором все оговорено договором. Мы ищем работу, мы гарантируем , что наш партнер, предоставляющий работу,  честен. Мы гарантируем партнерам, что соискатели имеют документы, а так же соответствуют оговоренным требованиям. На этом все.  Это работа, а не детский сад.

Лицензия отзывается,  если направляющая организация не обеспечила трудоустройство граждан Республики Узбекистан за рубежом количеством более 100 человек за год;
Грустно прокомментирую:  Минтруд  решил поставить нам план продаж соотечественников за рубеж.  Зачем? Что это даст?  Закон должен быть оптимален, полезен и грамотен  во всех своих частях. Все, что абсурдно и не работает на пользу дела предпринимателя и гражданина, должно быть убрано из закона.

В целом, сложилось впечатление, что отсекаются, прежде всего, небольшие областные рекрутинговые агентства, как раз таки  имеющие непосредственный доступ к соискателям, нуждающимся в работе за рубежом. Да и крупные не привлекает.  Слишком много странных условий и расходов, которые  неизвестно на кого перекладывать. На ищущих работу людей? На партнеров? Оставить эти убытки себе? Пусть все останется, так как было, бизнес, прежде всего, должен зарабатывать.  Кто пострадает?  Наши гастарбайтеры, которых по-прежнему отправлять за рубеж будет некому.  И кто ждал этого закона, как воздух.

Либо этот закон был написан под какую-то одну компанию, имя которой мы скоро узнаем.

Джахонгир Мухамеджанов, Управляющий партнер рекрутинговой компании Person Hunters