Поговорим о комфорте. Мастер-класс архитектора Бориса Уборевича Боровского

Художник может нарисовать картину и задвинуть ее за шкаф, если она неудачна. Музыкант может написать песню и никому ее не спеть.  У архитектора нет такой возможности – строение не задвинешь и не спрячешь, и долгие годы оно будет открыто свидетельствовать об удаче или провале архитектора.

Мастер-класс Бориса Уборевича Боровского именно об этом – как не вляпаться, а войти в историю. А для этого архитектор всегда должен держать в уме генеральную мысль первого абзаца этого текста.

От креативной мысли и таланта архитектора зависит как будет жить человек – комфортно или нет. Это значит, что нужны определенные пропорции жилья, пространство и размеры, череда объемов, в которых человек живет, не задумываясь об удобстве. Все понимают, что в спальне размером со стадион спать будет некомфортно, равно как спать в клетушке, в которой нет воздуха и пространства.

Например, в Советском Союзе главной архитектурной задачей было расселить как можно большее количество людей, живших в бараках и во временных домах. Комфорт того времени заключался в крошечных, но отдельных  кухнях, в которых можно было просто быстро поесть. Они не были рассчитаны на большое количество кухонной техники, на все громоздкие холодильники, печи и телевизоры. Сейчас этот подход неприемлем, поэтому кухни делают большими, размером с полноценные комнаты.

И мы не говорим только о человеке, потому что чаще всего архитекторы должны учитывать целую ячейку, семью, учесть какую-то жизненную методику, где отдыхают, работают, учатся и едят.

Дальше все это вытекает в организацию совместного общежития и решение вопроса удобного проживания в многоквартирном доме, в соответствие инфраструктуры для основных потребностей жильцов – а это значит, что при планировании квартала надо учитывать расположение школ и детских садов.

Архитектор сразу же планирует КБО (комбинат бытового обслуживания) – пекарни, прачечные, какие-то точки сервиса, все должно быть организовано по ясным и понятным принципам. Жилой комплекс должен быть самодостаточным, чтобы у людей не было нужды выезжать за необходимыми вещами и загружать  транспортные потоки. Сейчас это задача номер один и в огромном приоритете у всех архитекторов.

Из-за пандемии многие люди начали работать дома и постепенно это становится нормой,  соединилась жилая и рабочая функции, и перед архитекторами сейчас встают новые задачи. Появилась нужда в планировании рабочих кабинетов, а не только спальных комнат.  И с каждым поколением требования к комфорту меняются в соответствии с приоритетами людей, и все эти изменения хороший архитектор должен учитывать.

С чего начинается комфортное жилье?

От архитектуры дома, окон, фасада, потолков.

Есть разные города и везде свой принцип, например, климат,  и этот климат архитекторы всегда учитывают. В Москве  архитекторы ловят каждый лучик света, потому что солнечных дней очень мало. Для северных городов этот принцип основополагающий.  В Ташкенте же наоборот, архитекторы чаще борются с избыточной инсоляцией, стараются выстроить дома по движению солнца, чтобы квартиры не нагревались.

Очень важны пропорции помещений в которых мы живем. Гостиная объединяется с кухней и это работает очень хорошо в России, но для других стран это неприемлемо,  а значит архитектор должен изучать обычаи, традиции и устойчивые предпочтения людей, для которых он строит.  Перед тем, как построить дом, проводится очень серьезная большая работа.

Когда проектируют дом в Москве, то всегда учитывают, что в  России снежные зимы и строить галереи, которые очень популярны в Японии, например, или в Ташкенте,  – плохая идея. Все открытые балконы будут завалены снегом.

Также имеет значение отношения с другими людьми – в Ташкенте, например, легко и просто живут в больших сообществах, а в Москве комфортным считается наличие трех-четырех соседей, которых ты знаешь. Поэтому в России не прижились галереи, у многих есть ощущение, что ты живешь в гостинице, когда на одном этаже слишком много квартир.

Жилой комплекс Ходынское поле

При проектировании архитекторы разместили не только жилые здания но и парк Ходынка, то есть создали в пешеходной доступности парковую зону. Очень некомфортный вариант, когда  жилые комплексы располагаются без учета зеленой зоны. Каждый жилой комплекс – это ансамбль, который должен играть слаженно.

Что видят жители в окна? Какой у них панорамный вид? Какой смысл покупать дорогую квартиру, если из ее окон видны развалины?

Жилые комплексы не должны выбиваться своим масштабом из архитектурной канвы и это тоже очень важно. Строительство небоскребов по соседству с частным сектором принесет неудобства всем – и жителям новостройки, и жителям малоэтажных домов.

И конечно же, хороший жилой комплекс должен продуваться со всех сторон, чтобы жить на всех этажах с максимальным комфортом.

Мастер-класс Бориса Уборевича-Боровского об очевидных, логичных и правильных вещах. Но практика показывает, что именно такие простые вещи стали игнорироваться архитекторами. Возможно, из-за давления инвесторов и застройщиков, а возможно, по собственному незнанию.

Но очевидно, что если не иметь свою твердую профессиональную позицию, не доносить до заказчика, что грамотная планировка принесет гораздо больше прибыли, чем хаотично забитые жилой площадью пространства, то именно такой архитектор рискует оказаться в роли художника, чья «картина» будет резать глаз и собирать критику все время, пока она существует.

Разве профессионалы могут себе это позволить?

Ссылка на мастер-класс

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.