Причины и последствия незаконного оборота лекарственных средств в Узбекистане
Обеспечение качества и безопасности медикаментов – это один из важнейших аспектов деятельности фармацевтической индустрии. Органы регулирования этой индустрии должны иметь систему контроля и надзора, чтобы предотвратить появление поддельных и некачественных лекарств на рынке. Процедуры вывода на рынок фармацевтических продуктов и деятельность компаний, занимающихся их производством и продажей, должны быть четко контролируемыми, ясными и прозрачными. Это обеспечивает контроль над рынком и безопасность пациентов. События последних лет и скандалы, связанные с фармацевтической продукцией в Узбекистане, демонстрируют большие проблемы в отрасли производства и реализации лекарственных средств. Anhor.uz обсудил проблемы фармацевтической отрасли с экспертом, менеджером по работе с государственными органами компании «АстраЗенека» Алексеем Тетерюком.
Anhor.uz: В аптеках Узбекистана реализуют лекарства с признаками контрабанды, мы проводили редакционный мониторинг. Насколько это распространенная история в республике?
Эксперт: Компания «АстраЗенека» с 2021 года ведет активную деятельность на рынке Узбекистана, предоставляя препараты пациентам как через аптеки, так и в рамках государственных закупок, в таких важных областях как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, пульмонология, нарушения метаболизма и другие тяжелые и жизнеугрожающие состояния.
Несмотря на то, что мы бесперебойно поставляем наши препараты в Узбекистан, мы регулярно сталкиваемся со случаями контрабанды лекарств нашего производства, ввезенных на территорию страны в обход таможенного законодательства. К примеру, в аптеках могут продаваться препараты «АстраЗенека» в упаковке на языке, отличной от поставленной по официальным каналам. При этом такие препараты могут продаваться без выдачи чека, так сказать, «из-под полы». Такие случаи подтверждают, что препарат попал на полку аптеки в обход установленных законом способов.
В чем опасность для пациента? Главным образом, никто не может подтвердить, являются ли это действительно лекарственные препараты производства «АстраЗенека», а не подделкой, которая не только не поможет, но может и привести к отравлению пациента, в зависимости от того, чем ее наполнили. К тому же, производитель затрачивает большие средства на обеспечение надлежащего температурного режима при транспортировке и хранении препарата. Это стоит денег, а контрабандный товар для экономии перевозится в ручной клади, чемоданах, и зачастую хранится в условиях очень далеких от рекомендуемых производителем, что неминуемо сказывается на качестве и терапевтических свойствах препаратов.
К сожалению, это не только проблема одной компании. На недавно прошедшем Евразийском фармацевтическом саммите в Самарканде многие производители и дистрибьютеры поднимали вопрос о контрабанде и фальсификации препаратов на рынке Узбекистана. Некоторые фармкомпании сталкивались с этой проблемой единожды, когда оценивали рынок для вывода нового препарата, другие игроки отрасли говорят о систематических нарушениях.
Если говорить о доле контрафактной продукции на рынке, то точные цифры назвать довольно сложно. Открытые источники не содержат таких данных. Кроме того, не все компании на рынке готовы делиться подобной информацией. По разным данным, цифры по контрафакту в стране варьируются от нескольких до десятков миллионов единиц продукции.
Anhor.uz: Некоторые контрабандные лекарства, которые реализуются в наших аптеках и через многочисленные группы в мессенджерах, намного дешевле, чем официально зарегистрированные в Узбекистане. В чем причина?
Эксперт: Причин здесь несколько. Во-первых, это хищение тех препаратов, которые были закуплены в других государствах для своих пациентов по более низкой цене, и их перепродажа в Узбекистане. Второй сценарий – это экономия на транспортировке и сопутствующих расходах. Препарат завозится в малых количествах в багаже без соблюдения необходимых температурных режимов, в обход установленных требований к импорту препаратов, например, без сертификации. При этом продавец не отвечает за качество препарата, а значит не несет обусловленной законом финансовой нагрузки на производителя в виде обеспечения работы системы фармаконадзора, за сертификацию ввозимой серии препарата, оплаты транспортных расходов на соблюдение холодовой цепи и так далее. И самый опасный вариант, это фальсификат, когда в препарате нет действующего вещества или он заменен на другой, значительно более дешевый.
Anhor.uz: Как можно исправить такую ситуацию?
Эксперт: Данная проблема находится в фокусе внимания государства. Известно, что проводятся систематические рейды в аптеках, в результате которых контрафактная продукция изымается и уничтожается. Такие действия являются ответом на поступающие сигналы и жалобы, и это правильный подход. Полагаем, что еще большей эффективности удалось бы достичь, если бы наказание соответствовало степени тяжести нарушения – речь ведь идет о жизни и здоровье человека. В частности, если были выявлены факты продажи контрабандной или фальсифицированной продукции, то такие аптеки должны, как нам представляется, лишаться лицензии. В соседних странах — России и Казахстане — законодательство в этой сфере строгое, и аптеки осведомлены о серьезных последствиях даже за единичные случаи продажи некачественной продукции.
Одной из оперативных мер, которая может оказать заметное воздействие, является создание реестра недобросовестных аптек. Такой реестр может содержать данные о тех аптечных точках, где были выявлены нарушения. Дистрибьюторы могут обращаться к этому реестру и принимать решение о сотрудничестве с конкретной аптекой на основе подобных данных. Эти аптеки также будут под пристальным вниманием правоохранительных органов.
Возможно, стоит рассмотреть введение уголовной ответственности по отношению к физическим и юридическим лицам, которые умышленно и систематически нарушают исключительное право на товарные знаки, в частности, занимаются производством, ввозом и продажей контрафактной продукции. На текущий момент административная ответственность применяется только к физическим лицам, при этом штрафы за эти нарушения довольно незначительные. Если продукция была нелегально ввезена и использована, потом изъята и уничтожена, материальные штрафы, предусмотренные законом, минимальны.
Также стоит рассмотреть увеличение материальной ответственности, то есть повышение штрафов за импорт и использование такой продукции. В дополнение к этому, необходимо расширить сферу ответственности, ведь контрафактную продукцию могут ввозить не только юридические лица, но и отдельные граждане, приобретая товары за границей и везя их в Узбекистан, например, в багаже. Необходимо усилить материальные санкции, в том числе применительно к физическим лицам.
Одним из ключевых моментов является реакция таможни Узбекистана: на данный момент таможенные органы могут пресекать контрабанду контрафактной продукции только при наличии обращения от производителя. Если компания обнаруживает, что её продукция поступила в страну нелегально, она может обратиться с жалобой в таможенные и правоохранительные органы, и только после этого таможня начнёт проверку. Здесь важно, чтобы законодательство способствовало проактивному подходу таможенных органов, разрешая им действовать, не дожидаясь жалобы правообладателя.
Надеемся, что со временем ситуация стабилизируется и аптечная деятельность станет более регулируемой, но это станет возможным только при объединении усилий всех: производителей, регуляторов, врачей и пациентов.
Anhor.uz: Существуют ли технологии и инновации, которые могут помочь в предотвращении контрабанды лекарств?
Эксперт: Мы рассматривали этот вопрос в процессе разработки наших инициатив и предложений для обсуждения с Министерством здравоохранения. Основная идея заключается в использовании цифровой маркировки – штрих-кода – путем нанесения уникального кода на упаковку для прослеживания её происхождения и гарантии подлинности. Даже если упаковка будет подменена за пределами Узбекистана, современные цифровые методы позволяют быстро определить оригинальность упаковки.
В России и Казахстане уже активно используются системы цифровой маркировки, обусловленные соответствующим законодательством, что значительно затрудняет контрафакцию. Однако стоит также рассмотреть дополнительные меры: например, создание государственной информационной базы данных о случаях контрабанды с указанием номенклатуры и справочной информации о выявленной контрабанде. Такая система позволила бы оцифровать объемы контрафакта в стране.
Узбекистан — большая страна с множеством аптек, и контролировать каждое заведение сложно. Однако систематический сбор данных позволит определить основные «горячие точки», обнаружить основные маршруты контрафакта и выявить ответственных за его ввоз лиц. Такая база данных может стать полезным ресурсом для дистрибьюторов, компаний и государственных структур.
Anhor.uz: Как влияет контрабанда на фармацевтическую промышленность? Мешает ли такая ситуация с контрабандной продукцией привлекать в Узбекистан крупные международные компании?
Эксперт: Контрабанда прямым образом препятствует развитию фармацевтической отрасли Узбекистана. Помимо очевидных проблем с невозможностью контроля качества контрабандного или фальсифицированного товара на рынке, рынок Узбекистана теряет в инвестиционной привлекательности для производителя, т.к. в условиях недостаточности регулирования, производителю становится экономически рискованно выводить на рынок новые препараты, поскольку затраты на обучение врачей, отработку маршрутизации пациента, поддержку диагностики могут не окупится.
Мы со своей стороны намерены продолжать свою деятельность в Узбекистане. И готовы к активному сотрудничеству с государственными органами с целью выработки и реализации мер для снижения доли контрафакта на рынке, что станет стимулом для большого числа компаний начать свой бизнес в стране и предоставлять пациентам Узбекистана свои высококачественные медицинские препараты.
Комментарии