Ташкентский метрополитен приобретает поезда у попавшего под санкции США российского «Метровагонмаш»
Управляющая компания ГУП “Тошкент метрополитени” 29 мая 2024 года сообщила о доставке в Ташкент трех новых четырех вагонных современных подвижных состава метро. Такие же составы были получены ранее и ожидается дальнейшая поставка вагонов производства российской компании “Метровагонмаш” которая с мая 2023 года включена в санкционный список правительства США.
В мае 2023 года мэрия Тбилиси (Грузия) разорвала соглашение с «Метровагонмаш» о покупке 40 новых вагонов метро когда российская компания попала под санкционные ограничения:
«19 мая 2023 года наши международные партнеры ввели санкции против указанной компании. Как обществу известно, Грузия выполняет международные финансовые санкции. Соответственно, Тбилисский муниципалитет не собирается сотрудничать с санкционной компанией и аннулирует оформленное с «Метровагонмашем» соглашение», — говорится в заявлении грузинской стороны.
Поезда для Ташкентского метро произведены “Метровагонмаш” в 2024 году уже после попадания компании под санкции. Это подтверждает маркировка на вагоне.
Редакция Anhor.uz обратилась в пресс-службу ГУП “Тошкент метрополитени” с запросом об уточнении стоимости купленных передвижных составов, их производителя а также условий и подробности тендерных торгов по закупкам поездов.
В ответ на запрос редакции пресс-служба Ташкентского метрополитена не предоставила какую-либо информацию о стоимости купленных поездов или условий тендерной документации. Однако, начальник службы “Пресса” ГУП «Тошкент метрополитени» Туйчи Мирзаев официально подтвердил что метрополитен покупает и в будущем имеет намерение продолжить приобретать поезда у российской «Метровагонмаш».
В официальном ответе говорится о том, что в целях улучшения работы Ташкентского метрополитена в период с 2019 года по 2023 год для обслуживания пассажиров было введено 26 четырехвагонных поездов метро с множеством современных удобств для пассажиров и машинистов. «Данные подвижные составы производятся предприятием “Метровагонмаш” Российской Федерации. Также следует отметить, что в мае месяца 2024 года планировалось запустить еще три поезда метро. В результате этих плановых работ планируется добиться обновления вагонного парка метрополитена и дальнейшего сокращения финансовых интервалов времени”, — говорится официальном ответе Метрополитена редакции Anhor.uz.
В 2021 году Ташкентский метрополитен приобрел 10 четырехвагонных поездов у российской компании «Метровагонмаш» на сумму 50,7 млн евро, в основном за счет долгосрочных кредитов, предоставленных российскими корпорациями ВЭБ России (30,4 млн евро) и банком «Росэксимбанк» (24,4 млн евро). Согласно постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан от 12 июля 2021 года, данные кредиты должны быть погашены до 2032 года.
Столичное метро представляет собой государственное учреждение, деятельность которого должна быть прозрачной для общественности. В частности, информация о стоимости, условиях и валюте заключаемых сделок, а также об источниках финансирования и прочих аспектах закупок, осуществляемых ГУП «Тошкент метрополитени», должна быть доступна для общественного ознакомления. Однако после введения санкций в отношении российской компании «Метровагонмаш», сведения о закупаемых поездах метро, включая их стоимость, условия и валюту сделки, а также источники финансирования, остаются неизвестными.
В феврале 2022 года, после начала военных действий в Украине, правительства западных стран, возглавляемые США, ввели жесткие антироссийские санкции. Эти санкции включали ограничения на финансовые операции, торговлю и инвестиции, а также меры против конкретных российских физических и юридических лиц. В санкционные списки были включены высокопоставленные государственные чиновники, олигархи, крупные корпорации и связанные с ними структуры, что значительно усложнило их доступ к международным финансовым рынкам и ресурсам.
Несмотря на жесткие ограничения в ведении бизнеса с Российской Федерацией, она продолжает оставаться одним из двух главных внешнеторговых партнеров Узбекистана. Официальные представители страны также заявляют об увеличивающихся объемах российских инвестиций в экономику Узбекистана.
«Сегодня портфель совместных проектов (Ред. Россией) превышает 44 млрд долларов. При этом только в этом (Ред. 2024г.) году поставлена задача обеспечить освоение не менее 5 млрд долларов (российских) инвестиций. Это задача абсолютно выполнимая. По всем направлениям, по всем отраслям, регионам подготовлены конкретные планы, сетевые графики, дорожные карты», — заявил 10 мая 2024 года в интервью телеканалу «Узбекистан 24» министр инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Лазиз Кудратов.
После введения западных санкций против компании «Метровагонмаш» возможность приобретения поездов у российской компании за доллары США или евро стала невозможной. Вследствие этого, с высокой вероятностью, ГУП «Тошкент метрополитени» было вынуждено перейти на закупку поездов за российские рубли, адаптируясь к новым экономическим условиям и валютным ограничениям, наложенным санкциями.
О приоритете перехода Узбекистана и России на расчеты в национальных валютах заявил и президент России Владимир Путин 27 мая на пресс-конференции по итогам российско-узбекистанских переговоров в Ташкенте. Президент сообщил, что Россия и Узбекистан последовательно переходят на расчеты в национальных валютах и доля рубля в коммерческих сделках по итогам 2023 года составила 58%:
«Важно, что наши страны последовательно переходят в расчетах на национальные валюты, что мы считаем чрезвычайно важным. В финансовых взаиморасчетах укрепляется сотрудничество между кредитно-банковскими учреждениями. Доля рубля в двусторонних коммерческих сделках по итогам прошлого года достигла 58% и продолжает расти», — сказал Путин.
Страны «Большой семерки» (G7) и Евросоюз изучают возможности ужесточения мер в отношении банков, помогающих России обойти антивоенные санкции. Об этом 31 мая сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники.
Bloomberg утверждает, что ограничения могут затронуть банки третьих стран, использующие Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) — аналог международной системы SWIFT. Данные ограничительные меры находятся в стадии обсуждения в преддверии июньского саммита G7 в Италии, на котором планируется согласование этих мер.
Российская платежная система СПФС представляет собой собственный сервис Банка России, функционирующий по принципу международной системы передачи финансовой информации SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications). СПФС была запущена в декабре 2014 года в ответ на возможные санкционные риски.
По информации Bloomberg, частота использования этой системы в 2023 году утроилась по сравнению с 2022 годом. На сегодняшний день более 150 иностранных банков в 20 странах, включая Китай, Беларусь, Армению, Таджикистан и Казахстан, активно используют СПФС.
Мирзо Субханов
Очень правильно делают что закупают самые лучшие вагоны по соотношению цена/качество. Переход на западное оборудование метро-это примерно 10 млрд долларов
Молодцы. Мы не Тбилиси. В Узбекистане ни родин президент не получал з/п от США. Не все ложатся под евро-баксы.
Какой идиотизм в комментариях. Узбекистан финансирует страну террорист, позорище