Бюджетные миллионы – на пропаганду

Фото: соцсети

Свыше 1 млн долларов США (12,1 млрд сумов) потратили бюджетные организации в 2020-2021 годах по всей стране на изготовление и установку баннеров. Это следует из анализа данных госзакупок. Каждый четвертый баннер из общего количества по республике приходится на районы Дустлик и Денау, территория которых в сумме 1,2 тыс км2 и население меньше 0,5 миллиона.

Лидером по закупке баннеров стала Сурхандарьинская область, там баннеры за эти годы закупили на 10 млрд сумов.

Один из тендеров в Сурхандарьинской области был заключен на сумму 3 млрд сумов, управление народного образования Денауского района было заказчиком баннеров общей площадью 60 000 квадратных метров. В описании лота значится, что баннеры будут установлены в школах района и должны быть качественными, установлены в срок и заданного размера.

Два поля стадиона «Бунедкор»

Другой тендер был произведен на сумму свыше 1 млрд сумов на покупку баннеров разных размеров (в единице измерения значится – 15 000 квадратных метров). Для сравнения на такой площади умещается два поля стадиона «Бунедкор» в Ташкенте.

Кратная разность между начальной и итоговой ценой в первом случае составила 1020 раз, а во втором случае – 3250 раз.

Единицы измерения объектов госзакупок баннеров разнятся. Это говорит об отсутствии стандартизации при заполнении лотов на портале госзакупок.

Проанализировать содержание баннеров не представляется возможным, поскольку в большинстве случаев в подробном описании к лоту значится лишь «изготовление баннера», в лучшем случае указаны размеры баннера, из какого материала он должен быть изготовлен и нужна ли для него рамка. Однако не все лоты содержат точное название материала, из которого должны были изготовить баннеры.

63,5 млн сумов были потрачены на производство баннеров с фразами президента Узбекистана. Также ведомства закупали баннеры с лозунгами «Спортсмены – наша гордость» (с фотографиями спортсменов), «Спорт и здоровая семья – основа здоровья и здорового общества», а также баннеры к празднованию Нового года.

Также не представляется возможным проанализировать какие компании получили эти заказы, поскольку данные на портале dxarid.uzex.uz по данным лотам теперь отсутствуют.

Идеологические баннеры давно уже превратились в объект коммерческой выгоды, писал в 2020 году Kun.uz. По данным издания, определенные люди заинтересованы в заработке на этом. Изготовление баннеров осуществляется специализированными фирмами и типографиями.

По словам бывшего сотрудника одной из типографий, фирма отправляет официальное письмо организациям, предлагая приобрести произведенную продукцию. Например, организациям могут быть предложены пропагандистские материалы против коррупции и терроризма. Если тематика предложенных баннеров заинтересует вышестоящие органы, такие как министерство, то они могут приобрести эти баннеры. Затем вышестоящий орган готовит официальное письмо для нижестоящих органов системы, в котором перечисляются все баннеры. Это письмо служит основанием для того, чтобы фирма "продвинула" свою продукцию в нижестоящих организациях. Сотрудники фирмы отправляют официальное письмо организациям системы с мнением «рекомендательного» характера.

«Руководители государственных организаций могут и отказаться купить баннеры. Фирма к этому тоже готова. В этом случае говорят, что отправят письмо в вышестоящий орган и сообщат об отказе нижестоящей организации, в результате организации, естественно, вынуждены купить пресловутые баннеры» - рассказывал тогда собеседник издания.

Фотограф Умида Ахмедова в 2020 году провела в Ташкенте фотовыставку SNAP (Средства наглядной агитации и пропаганды). По ее словам, она фотографировалась на фоне лозунгов, чтобы подчеркнуть, что механизмы правительства управляют сознанием общества также, как и в советские времена.

Ранее мы писали, что в Узбекистане не хватает школ. Школы в республике переполнены детьми и в них обучается больше детей чем эти школы рассчитаны принимать. В 2021 году число учащихся (6,24 млн) в Узбекистане значительно превышало проектные мощности школ (5,06 млн). Переполненность школ влияет и на качество преподавания. На 12 млрд сумов можно было бы построить одну школу примерно на 700 учащихся.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.