«Их было девять». О зацикленности нашего общества на героях Средневековья

Постамент напротив вокзала в Ташкенте. Фото: Максим Новицкий

Независимость, отрицавшая всё советское, особенно в идеологии, привела к необходимости найти новых героев, новые ориентиры, основания для самоидентификации личности и гордости общества. Фокус внимания идеологов переместился на политиков, учёных, писателей и национальных героев. Поскольку вокруг героев времени, совпавшего с кардинальными переменами XIX и XX века возникало много дискуссий, обратились к более раннему периоду истории. В этом была определённая логика.

Однако, идеология независимого Узбекистана загнала себя в рамки приблизительно VIII-XI и XIV-XV веков. Два этих периода для большинства узбекского общества и альфа, и омега. Первый период объявлен «Золотым веком Мавераннахра» из-за появления целой плеяды гениальных учёных, второй считается образцовым, благодаря возникшему в Центральной Азии могущественному государству Тимуридов, в период которого тоже можно видеть определенный культурный расцвет.

Исходя из этого, вот уже тридцать независимых лет мы ориентируемся, в основном, на девять персоналий:

  • Аль-Хорезми (780-850);
  • Аль-Фергани (798-861);
  • Абу Райхон Беруни (973-1048);
  • Ибн Сино (980-1037);
  • Джалолиддин Мангуберды (1199-1231);
  • Амир Тимур (1336-1405);
  • Улугбек (1394-1449);
  • Алишер Навои (1441-1501);
  • Бабур (1483-1530).

В их же честь повсюду в республике называются улицы, парки и площади. Есть, конечно, и другие имена, однако, они гораздо меньше на слуху.

Глядя на новые памятники героям прошлого, человек, не искушённый в истории, может подумать, что до VIII и после XV веков на территории нынешнего Узбекистана вообще ничего не происходило. Существовал, якобы, полный вакуум – политический, экономический и культурный. А ведь это вовсе не так. История Узбекистана уходит корнями глубоко в прошлое. И в промежутке между XV и XXI веком здесь произошло невероятное множество событий, заслуживающих внимания узбекистанцев.

Однако, в истории страны слишком много белых пятен и незаслуженно забытых имён. Вот и получается, что за более чем двухтысячелетнюю историю края всего девять великих людей. Негусто.

Другое отношении к истории своего развития можно видеть у наших северных соседей. Какие правители и герои досоветского прошлого увековечены у них? Взгляните, ниже далеко не полный список людей, кому в Казахстане установлены памятники (многие даже не в одном экземпляре). Я насчитал тридцать пять персоналий.

Ханы и правители, сыгравшие важную роль в становлении Казахского государства:

  • Царица Томирис;
  • Абулхайр Хан;
  • Абылай Хан;
  • Джучи Хан;
  • Едигей Хан;
  • Кенесары Хан;
  • Керей Хан и Жанибек Хан.

Бии (по-казахски «Би», чин, соответствующий визирю либо верховному судье ханства), составители свода законов и просто прославленные мудрецы:

  • Айтеке Би;
  • Байдибек Би;
  • Бухар-Жырау;
  • Казыбек Би;
  • Толе Би;
  • Монке Би.

Батыры (богатыри), легендарные воины и полководцы:

  • Акпан Батыр;
  • Акша Батыр;
  • Алпамыс Батыр;
  • Баян Батыр;
  • Биназар Батыр;
  • Богенбай Батыр;
  • Букарбай Батыр;
  • Жалантас Бахадур;
  • Жолан Батыр;
  • Кабанбай Батыр;
  • Капал Батыр;
  • Карасай Батыр;
  • Келменбет Батыр;
  • Кобланды Батыр;
  • Кокен Батыр;
  • Райымбек Батыр;
  • Саурык Батыр;
  • Тлеу Батыр.

Учёные, писатели и мыслители:

  • Абай Кунанбаев;
  • Аль-Фараби;
  • Мирза Мухаммад Хайдар.

Стоит в Казахстане и полдюжины памятников знаменитому казахскому востоковеду и путешественнику Чокану Валиханову, который жил в XIX веке и состоял на службе Российской империи.

В 2002 году в Великобритании прошло шоу «100 величайших британцев». В этой программе жители Великобритании путём голосования выбрали сто самых известных соотечественников. После этого состоялись дебаты, в результате которых был составлен итоговый рейтинг. Кстати, первое место в рейтинге занял Уинстон Черчилль.

Почему бы и нам не добавить к девятке вышеприведённых великих людей Узбекистана ещё два-три десятка имён. Обратимся к истории региона – здесь немало всемирно известных персоналий.

Вот кто приходит в голову сразу, навскидку:

  • Великий правитель Кушан и проводник буддизма в Центральной Азии Канишка (да-да, это не только сеть магазинов в Ташкенте);
  • Овеянный легендами главный зороастрийский пророк и мудрец Заратустра;
  • Царица массагетов Томирис, победившая могущественного персидского правителя Кира II;
  • Отважный согдиец Спитамен, которого опасался сам Александр Великий и которому македонцы проиграли битву у Политимета – единственное проигранное ими сражение за всю военную кампанию на востоке;
  • Проповедник Муканна, предводитель восстания против экспансии Аббасидов;
  • Эмир Исмаил Самани, основатель первого самостоятельного мусульманского государства на территории Центральной Азии – государства Саманидов (ну и что, что он уже является главным национальным героем Таджикистана?);
  • Жена Амира Темура Биби-Ханым, имевшая огромное влияние на великого полководца, одна из наиболее известных женщин в истории Мавераннахра;
  • Хорезмшах Текеш, усилиями которого Хорезм стал одним из самых могущественных государств в Центральной Азии за всю её историю;
  • Умелый политик и основатель государства Шейбанидов Мухаммад Шейбани Хан;
  • Влиятельный потомок Шейбани Хана – бухарский хан-реформатор Абдулла Хан II.

Есть множество недооцененных героев и более позднего периода, которые однозначно заслуживают признания. Особенно много их в советский период – это люди, которые поднимали в Центральной Азии науку и промышленность, развивали культуру.

К примеру, неужели в современном Узбекистане не достойны быть увековеченными такие люди, пусть и не титульной нации, как гениальный художник Усто Мумин, знаменитый тюрколог академик Константин Юдахин, великая танцовщица Тамара Ханум, фотограф Максим Пенсон, археолог Галина Пугаченкова, создатели Ташкентского медицинского института, Государственного университета и многие другие?

Никто не сомневается в особых талантах выбранных государственной идеологией девятерых героев Средневековья. Однако, если в нашей многонациональной стране, Конституция которой декларирует плюрализм мнений и межнациональную дружбу, превозносить не только их, если признать всех наших выдающихся деятелей, – это будет только способствовать укреплению мира и взаимопонимания.

Разнообразие памятников и скульптур интересно и для иностранных туристов. Памятники смогут показать, насколько богата узбекская земля великими героями древности и современности.

Но что же видит приезжающий из Самарканда в Ташкенте на поезде «Афросиаб» турист? Пустой постамент без подписи. А мог бы видеть бронзового мудреца Заратустру (которого прекрасно знают в Европе), Спитамена в развевающемся плаще или грозного Шейбани Хана.

До сих пор мы говорили только о великих людях, напрямую связанных с Центральной Азией, Мавераннахром и конкретно Узбекистаном. Но что мешает нам признать не только наших героев, но и гениев других стран, внёсших вклад в мировую науку, литературу, музыку, философию?

Наши дети растут с ощущением, что кроме Навои и Тимура в мире нет и не было других великих. Ведь у нас нет памятников, скажем, Бетховену, Архимеду или Эйнштейну.

Если вы попадёте в Сингапур, азиатское государство, находящееся вдвое дальше от Европы, чем Узбекистан, и отправитесь на площадь Парк Вью, то встретите там памятники Дали, Данте и Шопену, Черчиллю, Линкольну и Сунь Ятсену, Ньютону, Рембрандту и Шекспиру… Сингапур признаёт заслуги этих людей, не умаляя заслуг своих национальных героев. В этом сила таких государств, их идеология лишена эгоизма и фокуса только на себе. Подобные страны – настоящий магнит для туристов.

Как гласит пословица, «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Так давайте же изучать её досконально и объективно, без застреваний в устаревших шаблонах.

Максим Новицкий,

специалист по туризму в Центральной Азии, публицист

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.