Почему госзакупки в Узбекистане нельзя назвать прозрачными

Источник: rawpixel.com

Проблемы с планированием, госзакупки как техническая функция, непрописанные или неоднозначные техзадания, слабый контроль со стороны контролирующих органов – это признаки непрозрачной системы  госзакупок, что создает благоприятные условия для  коррупции.

Мониторинг сайта госзакупок выявил закупки, которые проводились задним числом. Так, например, хокимият Джизакской области закупил подарки женщинам в честь Международного женского дня на 465 млн сумов, но лот был проведен 17-28 марта.

«Скорее всего, заказчик пробовал “спасти ситуацию” проведя закупку с нарушениями процедур чтобы обеспечить подарками коллектив. Но такой пример может свидетельствовать о проблемах с планированием закупок. Для определения конкретной причины нужно проводить аудит деятельности конкретного заказчика, но частыми причинами в аналогичных случаях могут быть – проблемы с бюджетированием, наличие кадрового обеспечения, наличие средств в бюджете организации, проблемы с функцией планирования как таковой, или проблемы управленческого характера», – говорит Владимир Тарнай, менеджер по Восточной Европе и Центральной Азии неправительственной организации в сфере госзакупок – Open Contracting Partnership.

На этапе объявления тендера закупочная организация публикует условия участия, сроки подачи заявок и цену контракта. После происходит процесс подачи заявок, а затем оценка и определение победителя. Затем с поставщиком заключается контракт, а об исполнении контракта свидетельствуют документы и акты выполненных работ. Если контракт выполнен, то закупочная организация оплачивает стоимость поставщику, если нет – то штрафует или расторгает контракт.

В техническом задании по Джизакскому лоту значится лишь, что доставка товара должна быть оказана в срок, надлежащего качества и без брака, а оплата производится банковским переводом и счетом.

Техническое задание на госзакупку товаров или оборудования представляет собой документ, в котором детально изложены требования заказчика. В нем даются ответы на все вероятные вопросы, а именно – что необходимо приобрести, какой объем товара будет закуплен, требуется ли доставка. Этот список может отличаться в зависимости от особенностей товара или оборудования. Цель составления технического задания на госзакупку заключается в подробном информировании участников тендера. На основании него кандидаты формируют свои предложения, а выбранный поставщик или исполнитель планирует собственные действия по выполнению поставленной задачи.

«Плохое качество техзадания может выплывать или из-за злого умысла – чтобы отдать закупку конкретному поставщику или из-за непрофессионализма заказчика. Такие практики плохо сказываются на возможности бизнеса участвовать в госзакупках и следственно удорожают закупки для государства и ухудшают бизнес климат в стране», – отмечает Тарнай.

Среди членов закупочной комиссии значатся комендант здания хокимията области, а также электрик. При этом лот располагается в категории «одежда», хотя были закуплены конфеты, женские сумки и сервизы.

«По-моему, этот пример наглядно иллюстрирует следующую проблему: что на уровне заказчика, к закупкам относятся как к технической функции, которая автоматически исполняется и приведет к ожидаемому результату, которого хочет руководство. Но это далеко не так. Вследствие такого отношения закупками поручают заниматься персоналу, для которых это может быть дополнительной, часто неоплачиваемой нагрузкой. Соответственно у них мало мотивации уделять этому процессу достаточно внимания. Это также может приводить к халатному отношению к должностным обязанностям и неисполнению законодательства в сфере госзакупок. Возможна также так называемая «коллективная безответственность», это случаи когда контролирующие органы не способны к привлечению коллективного органа принятия решений к ответственности за такие случаи», – говорит Владимир Тарнай.

Из договора по лоту следует, что закупка была произведена одним лотом, без указания цен на отдельные наименования товаров или услуг. Ничего в договоре нет о сроках поставок, качестве товаров, штрафных санкциях за несоблюдение условий договора.

В дополнение к отсутствию подтверждающих документов, таких как акты выполненных работ, накладные и другие, закупающие организации не публикуют информацию об оплате поставленных товаров и услуг. Также не указаны возможные штрафные санкции в случае невыполнения контракта.

Что касается профессионализации проведения закупок то во многих странах которые понимают пользу от качественного проведения госзакупок сформировано законодательное поле которое предполагает наличие госслужащих уполномоченных на проведение госзакупок, которые должны иметь соответствующую сертификацию, персонально отвечают за качество и заинтересованы в том чтобы развиваться в этой профессиональной плоскости, говорит Владимир Тарнай.

«Для товаров, которые закупаются в больших объемах на государственном уровне могут быть сконцентрированы функции закупок в центральных закупочных организациях (ЦЗО), которые работают с определенными группами товаров – например товары медицинского назначения, дорожные работы, продукты питания и другие. За счет эффекта масштаба, качественной проработки технических заданий, проведения анализа рынка, коммуникации с потенциальными поставщиками такие ЦЗО могут генерировать значительную экономию для бюджета. Важно также формирование доверия между заказчиком и рынком, без доверия представители бизнеса просто не будут приходить на такие торги. Реакция государственных органов на описанные нарушения тоже является сигналом и для бизнеса, и для других закупщиков», – отмечает эксперт.

Что необходимо сделать государству, чтобы таких случаев было меньше? Эксперт говорит, что глобально есть два механизма:

  1. Превентивный – так выписать правила и процедуры чтобы нарушение не могло случиться. Один из методов — это создание службы внутреннего контроля, которая бы не только пресекала такие практики, но и работала над улучшением функции планирования и повышения квалификации заказчика.
  2. Органам надзора – обеспечить неотвратимость наказания за нарушения в области госзакупок, чтобы повысить бюджетную дисциплину. Органы внешнего аудита могут также разрабатывать инструменты мониторинга и оценки рисков для того, чтобы идентифицировать нарушения в области госзакупок или потенциальные потери для бюджета и проводить разъяснительную работу с заказчиками.

В Агентстве по противодействию коррупции на запрос Anhor.uz заявили, что в случае с кейсом в Джизакской области закупочная комиссия нарушила «некоторые требования» закона «О государственных закупках». 3 апреля Агентство внесло в хокимият области представление «о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих проявлению коррупции». «В настоящее время изучение этого обстоятельства продолжается», – говорится в сообщении.

Редакция Anhor.uz также направила запрос в Генпрокуратуру, но к этому моменту не получила ответ.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.