К чему в итоге пришли страны, заявлявшие «Мы — не Европа!»
«Мы — не Европа, у нас свой путь развития!» — эти лозунги звучат с момента обретения независимости. Давайте оглянемся назад и познакомимся с судьбой некоторых стран, которые уже заявляли нечто подобное.
XV век положил конец Средневековью и начало Великим географическим открытиям, которые возвысили европейские государства. В последующие несколько столетий Европа стала мировым центром технологического, культурного и интеллектуального развития. Были широко освоены трансокеанское судоходство, порох, книгопечатание и другие технологии.
Отныне именно Европа была примером для подражания, генератором идей и главным поставщиком технологий, перехватив эстафету у стран Востока. У стран, которые были достаточно сильны, чтобы не стать европейскими колониями, был выбор – взаимодействовать с Европой или закрыться от неё.
Сегодня мы рассмотрим разную судьбу трёх крупных азиатских держав, которых европейские первооткрыватели Нового времени колонизировать не сумели.
Япония. Две сотни лет на паузе
В XVI веке первые европейцы добрались до Японии. В основном, это были испанцы, португальцы и голландцы. Встречены они были мирно. На своих кораблях европейцы привезли книги, огнестрельное оружие и христианских миссионеров. Европейские технологии, которые заметно опережали местные, были приняты с воодушевлением. Буквально за двадцать лет на островах было налажено производство огнестрельного оружия, при помощи которого один из японских правителей, Ода Нобунага, сумел покорить земли враждебных ему феодалов и объединить почти всю страну.
Благодаря европейцам в Японию попали новые знания в области астрономии, медицины, книгопечатания, навигации и живописи. Японский язык обогатился целым рядом португальских и испанских слов. Между Японией и европейскими монархиями завязалась оживлённая морская торговля. Христианам было дано разрешение на свободную проповедь.
Однако в 1641 году, испугавшись усиления влияния европейцев, сёгун (военный правитель) из рода Токугава ввёл политику изоляционизма Японии от внешнего мира. Отныне страна полностью отказывалась от европейских технологий. Были запрещены западные книги и огнестрельное оружие, а также христианство. Внешняя торговля была передана единственной монопольной компании под контролем сёгуна. Иностранный товар теперь шел через единственный порт и облагался очень высокими налогами. Всем европейцам пришлось покинуть Японские острова, только голландцам было дано разрешение приплывать два раза в год.
После такого демарша Япония двести лет варилась «в собственном саке» и почти не развивалась. В Европе уже ездили поезда и светили электрические лампы, а в принципиальной Японии всё ещё сражались на мечах.
Только в 1853 году, под давлением США, политика изоляционизма была снята. Японские лидеры осознали техническую отсталость страны от Запада и, чтобы избежать колонизации, взяли курс на реформы в стране. Этот курс реформ назвали «Реставрацией Мэйдзи» – по имени правящего на тот момент японского императора.
Реформы по западному образцу в правительстве, военной отрасли, налогообложении, образовании и культуре позволили отсталой аграрной Японии буквально за 50 лет стать одной из ведущих держав мира. Отказ от самоизоляции и привычного средневекового жизненного уклада быстро сделали Японию наиболее развитой восточной страной.
В наши дни Япония – одна из стран «Большой семёрки», одна из стран-лидеров в области новых технологий, страна с очень высоким уровнем жизни, входит в десятку основных мировых импортёров и экспортёров. А далеко бы ушли японцы, продолжай они настаивать на том, что «Они – не Европа!» и чураться всего европейского?
Турция. Научиться у своего врага
К началу XIX века Османская империя начала распадаться, её даже стали называть «больным человеком Европы». К 1914 году османы потеряли почти все свои африканские и европейские владения, а поражение в Первой мировой войне окончательно добило старую империю. В стране началась гражданская война, в результате которой к власти пришёл амбициозный лидер Мустафа Кемаль Ататюрк, сделавший Османскую империю Турецкой Республикой.
После веков кровопролитных войн османов с Европой у нового лидера республики были все основания заявить «Мы — не Европа!» и пойти своим собственным путём развития. Но Ататюрка не зря считают великим реформатором и гениальным политиком. Понимая, что Турция безнадёжно отстала от Европы почти во всех сферах, он решительно взял равнение на своих бывших врагов.
Ататюрк провёл поэтапную европеизацию Турции:
— Отделил религию от государства, упразднил суды по шариату;
— Утвердил в стране латинский алфавит;
— Создал единую светскую систему образования;
— Ввёл международный календарь и меры измерения;
— Скопировал у Швейцарии и принял Гражданский кодекс;
— Предоставил женщинам равные права с мужчинами;
— Принял закон о фамилиях и взял себе фамилию Ататюрк;
— Ввёл закон о поощрении промышленности;
— Провёл реформу одежды и головных уборов;
— Реформировал налоговую систему.
В результате, Турецкая Республика не просто восстала из пепла старой неповоротливой Османской империи — она возродилась обновлённой и реформированной. Сегодня Турция — одна из наиболее развитых азиатских стран, с сильной экономикой, продвинутой лёгкой и тяжёлой промышленностью, развитой транспортной системой. Республика занимает 27-е место в мире по объёму внешней торговли и входит в десятку самых популярных направлений международного туризма.
Однако нельзя сказать, что, отделив сто лет назад церковь от государства, Турецкая Республика лишилась религии и ушла от своих корней. Ничего подобного, в современной Турции по-прежнему миллионы верующих людей, повсюду работают мечети, церкви и синагоги. И от того, что республика стала использовать фамилии и европейский календарь – она тоже не растеряла своих традиций и не стала европейской страной.
Иран. Назад в средневековье
Когда-то могущественная Персия, а теперь Иран угасающей династии Каджаров вошёл в XX век в глубоком политическом и финансовом кризисе. Бесконечные междоусобицы, средневековые принципы государственного устройства и непомерные налоги расшатали древнюю империю и оставили её далеко позади развитых стран. В разгар смуты и иностранной интервенции в 1925 году династия Каджаров была свергнута, и на трон сел шахиншах Реза Пехлеви.
Новый шах мог бы заявить, что Иран — не Европа, и продолжить прежнюю политику, как это делали десятки шахов до него. Однако он взял курс на модернизацию и индустриализацию страны по европейскому образцу, послал специалистов проходить обучение в Европу и другие страны, решил улучшить систему образования, велел построить в стране железные дороги.
Следующая порция реформ проходила при правлении сына Резы Пехлеви – шахе Мохаммеде в 1950-х – 1970-х годах, на этот раз при помощи США. Были расширены избирательные права граждан. В 1963 году иранские женщины впервые получили право голосовать. В стране проводилась массовая индустриализация и урбанизация. Была сделана первая неудачная попытка национализировать нефтяные месторождения. Аграрная реформа наделила крестьян землёй. Были впервые заасфальтированы основные дороги между городами.
Однако не всем в Иране нравилось, что страна так стремительно модернизируется. В первую очередь, против всех этих нововведений было иранское духовенство. В 1979 году аятолла (шиитский духовный лидер) Хомейни сумел взять власть в свои руки. Его сторонники взяли под контроль полицейские участки, военные части и начали раздавать оружие населению. Произошла Исламская революция. Шах Мохаммед бежал из страны.
В результате, была провозглашена Исламская Республика Иран, высшая власть в которой отныне принадлежала духовенству. Связи с Западом оборвались. Аятолла Хомейни отверг капитализм и заявил, что у страны будет свой собственный путь развития.
Для контроля над гражданами страны шиитские богословы устроили «культурную революцию»:
– Были закрыты все высшие учебные заведения страны. Из них изгнали тысячи учителей и десятки тысяч студентов. Многие из них были арестованы.
– Были уволены сотрудники крупных газет и телеканалов. Все иностранные фильмы были запрещены. Было организовано специальное Бюро по борьбе с непристойностями.
– Начальные и средние школы не закрыли, но предметы в них заменили: в основном, теперь это было изучение исламских законов, история исламских стран и военное дело. При этом, из программ исключили даже классическую иранскую поэзию Средних веков и Нового времени – вместо неё ученики теперь изучали труды Хомейни.
– Хуже всего Исламская революция повлияла на жизнь женщин: их заставили надеть хиджабы и лишили большинства приобретённых ранее прав.
Первая женщина-министр Ирана Фаррухру Парса, бывшая при шахе министром просвещения, была арестована, а позже расстреляна за то, что, будучи женщиной, осмелилась занять государственный пост.
Даже арабским миром Исламская революция в Иране была встречена неоднозначно. В 1980 году началась Ирано-иракская война, которая продлилась долгих 8 лет.
В наши дни Иран остаётся на плаву, в основном благодаря своей нефти и той промышленности, основа которой была заложена до Исламской революции. В конце 1990-х европейские государства начали восстанавливать экономические связи с Ираном, но в целом страна до сих пор живёт под западными санкциями, не имея доступа ко многим передовым технологиям. Здесь по-прежнему запрещена трансляция западной музыки, а интернет подвергается строжайшей цензуре.
А что же мы
Мы рассмотрели судьбу трёх выдающихся азиатских государств с древней историей, культурой и большим влиянием в своём регионе. Все они могли пойти своим путём, развиваться отдельно от современного мира и, возможно, чего-нибудь добиться. Но, начиная с эпохи Великих географических открытий, в мире становилось всё меньше полностью изолированных обществ.
Веками, тысячелетиями человеческие племена, народы, государства перенимали и копировали друг у друга технологии, религии, языки и алфавиты. Это нормальный эволюционный процесс любого общества – брать лучшее у тех, кто сильнее, опытнее и лучше развит.
Лозунги «мы – не Европа!» и «у нас свой путь» не должны звучать в обществе, которое взяло курс на реформы и модернизацию. Те, кто распространяет такие заявления, должны помнить про иранский сценарий. А главное, не нужно смешивать религию и культуру с экономическим прогрессом, новыми технологиями, ограничивать свободы и права личности, выводить из полноценной общественно-политической жизни женщин. Они могут прекрасно сосуществовать. Ведь получилось же у Турции, так почему у Узбекистана не должно получиться?.
Максим Новицкий,
специалист в области международного туризма, публицист
Комментарии