Уважаемая редакция Озодлик! 

Меня зовут Сон Леонид. Я являюсь учредителем и директором OOO BAHO TEST CENTER. Т.е. я и есть тот самый человек которого вы в вашей статье под заголовком «В Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Узбекистана продолжаются аресты чиновников. Им предъявлены обвинения в коррупции.» от 28.11.2018 упоминаете как руководитель фирмы «Бахор тест», которая «находится в центре так называемого «Корейского дела»» и является «старшим братом второй жены заместителя премьер министра Узбекистана», и который по вашим предположениям сбежал.. Сразу скажу, что у меня, к сожалению, вообще нет младшей сестры, которая к тому же являлась бы второй женой заместителя премьер министра, а также я никуда не сбегал и нахожусь сейчас в г.Ташкент и не от кого не скрываюсь. И кстати среди всех моих знакомых (как близких так и не очень) нет ни одного Заместителя Премьер Министра… опять таки к сожалению…
И так все по порядку…

Как вообще работает система отправки узбекистанцев в Корею?
Для того чтобы вы поняли суть и логику деятельности моей фирмы, то для начала необходимо рассказать вам о том, как вообще выстроена система выезда граждан Узбекистана в Ю. Корею. (Считаю, что вы, будучи ответственным изданием должны были сами сначала разобраться во всем этом перед тем как публиковать статьи).

  В связи с недостатком рабочей силы на своем рынке труда Ю.Корея на протяжении многих лет практикует программу по привлечению иностранной рабочей силы под названием «Разрешительная Система Трудоустройства – Emploiment Permission System (EPS)». Надо заметить, что по данной программе Ю.Корея принимает работников не только из Узбекистана, а еще из 15 стран с высоким переизбытком рабочей силы, и при этом количественная доля узбекистанцев среди всех стран довольно небольшая. Сотрудничество между Узбекистаном и Ю.Кореи базируется на «Меморандуме о взаимопонимании между Министерством труда и социальной зашиты населения Республики Узбекистан (ныне — Министерство занятости и трудовых отношений) и Министерством занятости и труда Республики Корея об отправке рабочих в Республику Корея по системе разрешения занятости», подписанный впервые еще в 2006 г., который определяет процедуры, правила и условия отправки узбекистанцев в Ю.Корею, а также взаимные обязанности и права сторон. Этим документом определяется что отправляющим органом со стороны Узбекистана является Агентство по Внешней Трудовой Миграции при Министрерстве Занятости и Трудовых Отношений (далее по тексту – Агентство), а принимающим и тестирующим органом с корейской стороны является  Государственная Корпорация  HRD-KOREA. Согласно Меморандуму, Агентство организует и отвечает за первичный отбор соискателей, формирование списков тех кто направляется на последующие тесты которые проводит корейская сторона и обеспечивает место (помещение) проведения тестов«EPS-TOPIK»,  а HRD-KOREA инициирует, осуществляет и контролирует проведение тестов «EPS-TOPIK» на знание корейского языка и SKILL-TEST, выдают всем успешно сдавшим тест соответствующий сертификат который действует в течении 2 лет и, по представлению Агентства, составляют Реестр Лиц которым разрешено трудоустройство в Корее.
 Рядовому узбекистанцу (давайте назовем его Абдулла) для того чтобы выехать в Корею на работу необходимо пройти несколько этапов отбора и…. быть достаточно «удачливым» как в прямом так и в переносном смысле… почему? Объясню позже… И так… Через что нужно пройти Абудулле?
  1. Обратиться в Агентство, подать заявку, и при этом Абдулла должен быть здоровым, в возрасте от 18 до 39лет и не иметь судимостей. На предмет этого проверку осуществляет Агентство.
  2. Быть достаточно «удачливым» чтобы пройти «отбор» Агентства и попасть в списки допущенных на сдачу тестов. Почему нужна «удача» для попадания в списки допущенных к тестам? А потому что количество желающих пройти тестирование в несколько раз превышает возможности корейской стороны протестировать ввиду ограниченности как технической базы, так и по отведенному времени на тестирование.
  3. Заплатить официально 30 долл.США за тестирование и успешно сдать тесты «EPS-TOPIK» на знание корейского языка и SKILL-TEST (проверка моторики, зрения и пр.).
  4. Опять таки быть «счастливчиком» чтобы Агентство внесло Абдуллу в списки «пред-реестра» и передало корейской стороне для внесения его в квоту окончательного Реестра «Лиц получивших право на трудоустройство в Корее» из которого в дальнейшем корейские работодатели выбирают себе работников. При этом надо учитывать, что в этом реестре помимо нашего Абдуллы и всех других узбекистанцев находятся десятки тысяч таких же кандидатов на трудоустройство из других 15 стран упомянутых выше, которые активно конкурируют между собой за рабочие места для своих граждан.
  5.  Ждать и быть достаточно удачливым чтобы на него обратил внимание какой-нибудь работодатель в Корее, выбрал его среди тысяч других кандидатов и выслал через Агентство долгожданный Трудовой Контракт. Для того чтобы у вас появилось представление о том на сколько наш Абдулла должен быть удачливым и на этом этапе приведем факты:
А) Согласно регламента корейской стороны количество человек, попадающих в Общий Реестр тех кому разрешается трудоустройство по каждой стране превышает в среднем в 1.5 раза квоту на трудоустройство в год. Т.е. другими словами, количество людей в реестре в 1.5 раза больше количества трудовых контрактов которые гипотетически разрешается заключить в течении учетного года по каждой стране.
Б) статистика последних лет показывает, что при квоте для Узбекистана на трудоустройство приблизительно 3000-4000 человек в год реально удается трудоустроиться лишь 1600-2000 человек, т.е. немногим более половины от того количества, которое могло бы найти работу. Причина? Объясню позже..
И так, нехитрые подсчеты показывают, что даже если наш Абдулла и попал в Реестр его шансы найти работу, не превышают 36%.
Прочитав историю нашего Абдуллы вы наверное обратили особое внимание на Этап 2)… и правильно сделали, потому что наша история начинается именно отсюда. А вернее с 27 марта 2017года. Мне не ведомо кто и каким образом в Агентстве производил отбор и формирование списков, допущенных к тестированию все те годы, которые предшествовали этому времени, но именно тогда руководимое господином Назаровым Улугбеком Агентство решило организовать и провести знаменитое «он-лайн тестирование». Что из этого получилось широко освещалось в СМИ и потому я не буду подробно на этом останавливаться. Скажу лишь, что из-за разразившегося скандала господин Назаров У. был уволен с поста начальника Агентства и пришедшее к нему на смену новое руководство было сильно озадачено вопросом о том, что делать дальше и каким образом проводить отбор… При этом, проблема нового руководства Агентства усугублялась тем, что корейская сторона требовала соблюдения графика предоставления списков что сильно ограничивало новое руководство Агентства во времени.

Веяния нового времени

Как вы, наверное, тоже заметили, с приходом нового Президента в нашей стране многое стало меняться в лучшую сторону. И одним из самых заметных из множества изменений в политике государства стало то, что пришло понимание необходимости использования огромного потенциала Государственно-Частного Партнерства (ГЧП). Я не буду перечислять весь перечень преимуществ данной политики, скажу лишь то что новое руководство Агентства решило пойти именно по этому пути, т.е. создания Тестового Центра в форме ГЧП. И правильно сделало… Почему?
Во-первых, это позволило максимально быстро организовать и запустить систему правильного тестирования: Агентство, как и любое государственное учреждение в любой стране, зажатое огромным количеством процедурных и ограничительных правил, а также неповоротливым административным аппаратом явно уступает в скорости частному бизнесу.

Во-вторых, это позволило рационально расходовать государственные деньги Агентства перекладывая инвестиционные бизнес-риски на частного партнера.

В-третьих, что самое главное, отдавая оперативное управление ГЧП частному партнеру Агентство решало вопрос системного предотвращения внутрикорпоративной коррупции. Т.е. выстраивается классическая система двойного контроля: тестирует одна организация (тестовый центр), а решение о дальнейшем включении в списки другая (Агентство). И при этом, Агентство оставляет за собой право проверять и контролировать деятельность ГЧП как в качестве учредителя, так и в качестве партнера-принципала.

И так.. решив пойти по пути создания ГЧП, Агентство во всеуслышание (http://www.biznes-daily.uz/ru/2010-12-09-07-14-10/49082-agntstvo-po-voprosam-vnshny-trudovoy-migratsii-pri-ministrstv-zanyatosti-i-trudovox-otnoshniy-rspubliki-uzbkistan) объявило в СМИ о проведении конкурса на соискание партнера ГЧП в котором моя компания приняла участие и победила с соблюдением всех процедурных правил. Так и появилось совместное с Агентством ООО «Центр Комплексного Тестирования (Комплекс Тест Маркази КТМ)» в котором Агентство выступает в качестве соучредителя со всеми причитающимися ему по закону правами контроля, мониторинга и получения дивидендов.

Как устроено КТМ?

По сути КТМ представляет из себя компьютерный зал, оборудованный 80-ю рабочими станциями объединенные в закрытую локальную сеть через мощный сервер. ИТ архитектура создана таким образом, что участие сотрудников КТМ во всей процедурной цепи тестирования минимальна: решение о том за какой компьютер сядет тестируемый, какие вопросы ему выпадут во время тестирования из пула 1250 вопросов и расчет оценочного балла осуществляет не человек, а специальная сертифицированная программа установленная на сервере. При этом, все порты физического подключения к серверу опечатаны представителем Агентства и ПО устроено так, что любое вмешательство из вне в базу данных хранящихся на сервере заблокировано паролем и логируется программой. Т.е. при всем желании и при любых уровнях доступа никакой сотрудник КТМ не может вмешиваться в процесс, а даже если и вмешается, то бесследно это сделать не сможет. Кстати сказать, все помещения КТМ находятся под пристальным присмотром видеокамер записывающими все что там происходит.

Сами Тесты (официальное название тестов ТМММА –КОРЕЯ) используемые в КТМ были разработаны кафедрами корейского языка Ташкентского Государственного Института Востоковедения, Ташкентского Государственного Института Иностранных Языков и Самаркандского Государственного Педагогического Университета. Для обеспечения прозрачности процессов, каждый тестируемый узнает свой оценочный бал сразу по завершении тестирования, и если он/она не доволен полученным балом, то сотрудник КТМ прекрасно владеющий корейским языком детально объяснит, как и почему компьютер выдал такой результат.

Как все началось и что потом пошло не так..

Изначально новое руководство Агентства видело в КТМ не просто инструмент измерения уровня знания корейского языка, а нечто намного большее… помните, выше я писал, что при квоте в 3000-4000 человек на трудоустройство реально трудоустраивается только половина и обещал рассказать о причине (см. пункт 5)? Так вот причина очень проста: из-за низкого знания корейского языка, большого количества «сбеганий» в нелегалы и т.д. работники из Узбекистана не пользуются популярностью у корейских работодателей. Т.е. имидж «работник из Узбекистана» планомерно портился в глазах корейских работодателей на протяжении всех лет существования программы EPS. Имея в реестровом «меню» огромный выбор кандидатов из других 15 стран корейские фирмы предпочитают лаосцев, вьетнамцев, бангладешцев и т.д. Почему? Да потому что созданная и практиковавшаяся на протяжении многих лет Агентством система отбора не давала возможности способным и трудолюбивым узбекистанцам (каковых у нас в стране огромное количество) пробиться в Реестр. Я не хочу безосновательно кого-либо обвинять, но если верить вашим же статьям, то работал принцип «плати и лети». А зачем Абдулле усердно учить сложный в изучении корейский язык, если все равно это ему не поможет поехать в Корею?
Поняв эту проблему, новое руководство Агентства решило планомерно работать над улучшением «качества» кандидатов и начав формировать на базе результатов КТМ-тестирования открыто публикуемый динамический текущий рейтинг из всех прошедших КТМ-тестирование в режиме реального времени. Т.е. каждый тестируемый помимо своего балла на следующий день может узнать на каком месте в рейтинге он находится относительно всех других. При этом Агентство установило четкую логику отбора для дальнейшего прохождения: на дальнейший этап проходят только те, кто занял верхние позиции в рейтинге в пределах количества определяемого корейской стороной. Т.е. внедрялся принцип «дальше идут лучшие». При этом, если Абдулла, сдав однажды тест в КТМ и получив недостаточно баллов для прохождения в заветную группу лучших, у него всегда есть право и возможность снова подготовиться и в любой удобный день прийти и еще раз пройти тест, и получив более высокий балл он автоматически поднимается в рейтинге. Т.е. внедряя данную систему «новое» Агентство открыто и напрямую говорило людям: «соревнуйтесь в изучении корейского языка, пробивайтесь в группу лучших и у вас будет возможность поехать в Корею!» А что же на счет измерения способности и трудолюбия спросите вы… Так вот, чтобы победить в соревновании среди тысяч соперников по изучению корейского языка, надо быть способным и трудолюбивым в первую очередь..

Нововведение тут же дало огромный эффект… на первом же этапе EPS-TOPIK после нововведения данной системы корейская сторона тут же отметила существенное повышение среднего уровня знания корейского среди всех протестированных, что даже вызвало интерес со стороны Посла Кореи в Узбекистане, который посетил КТМ 3 марта 2018г и о чем было написано в пресс релизе Посольства (http://overseas.mofa.go.kr/uz-ko/brd/m_8558/view.do?seq=1346492&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd=&company_nm=&page=10).

Но все прекратилось после очередной неожиданной смены руководства Агентства в декабре 2017года, куда в роли уже заместителя начальника чудесным образом вернулся ранее упомянутый г-н. Назаров У. Я не знаю почему и как это произошло, но с приходом «старого-нового» руководства взаимодействие между КТМ и Агентством сошло на ноль: на многочисленные призывы встретиться в рамках собрания учредителей КТМ для обсуждения планов дальнейшего развития мы не получали никакой реакции. Нас как будто не существовало для Агентства. Но что самое страшное, Агентство напрочь уничтожило введенный прежним руководством принцип «дальше идут лучшие», объявив на своем сайте что на дальнейший этап имеют право проходить все, кто тестировался в КТМ и получил выше 0 баллов! (ссылка на статью http://www.migration.uz/uz/news/96175/). Другими словами, они вернули все так как было раньше. Дальше выводы делайте сами.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь!

А теперь позвольте дать прямые комментарии ко всем тезисам, написанным в вашей статье.
Важное примечание: Сразу оговорюсь, как только я увидел статью 29.11.2018 я связался с редакцией Радиостанции «Озодлик», а именно с Алишером Сиддик, который перенаправил меня к некой «Замире». В ходе моего общения с Замирой я указал ей на все неточности и лживость изложенной информации в их статье и попытался призвать их дать опровержение. Однако, из тональности ответов и встречных вопросов с ее стороны я четко понял, что заинтересованности в объективном разбирательстве у них нет. И это послужило мотивом для меня написать данное Открытое письмо. Так же, прошу читателей учесть, что после моего общения с Замирой радиостанция Озодлик спешным образом изменила текст опубликованной статьи, убрав из нее явные «ляпы», но при этом оставив по сути лживость и клеветнический характер содержания в части того что касается меня и нашей компании. В связи с этим, к данному письму прилагаю копию исходной статьи, а так же вы можете найти кэш-копию в интернете по ссылке https://web.archive.org/web/20181129124036/https://www.ozodlik.org/a/tashqi-migratsiya-dxx-prokuratura-koreyaga-ishga-ketish/29626331.html.
Слово не воробей – вылетит не поймаешь, как говорится.
И так….
Цитата: «Глава фирмы, проводящей тестирование желающих трудоустроиться в Южной Корее, сбежал?..... Независимые друг от друга источники нашего радио утверждают, что главой, упоминаемой в коррупционном скандале фирмы «Бахор тест» значился старший брат второй жены заместителя премьер-министра Узбекистана……. – Главой этой фирмы был кореец из Ташкента, который сразу после начала арестов чиновников Агентства сбежал из страны,»
Комментарий: единственная правда это то что я по национальности кореец.. вернее узбекский кореец, чем очень горжусь… а все остальное чушь! Как я писал выше, сестренки (ни младшей, ни старшей) у меня вообще нет, и как видите я не сбежал, нахожусь в Ташкенте.. приглашаю Вас к нам на чай..
 
Цитата: «Есть фирма под названием «Бахор тест». Возле Южного вокзала в Ташкенте у них есть место, где проводится тестирование граждан, желающих уехать на заработки в Южную Корею. Эти граждане получали жетоны именно там. Там очень большие деньги крутились. Вне зависимости от того, пройдет человек тестирование или нет, он должен был заранее заплатить 84 тысячи сумов (10 долларов США). Учет этих денег не велся. Жетоны выдавались два раза в год, когда корейская сторона хотела провести тестирование……. Они превратили получение жетонов в специальную коррупционную схему. Стоимость одного жетона достигала до 1000 долларов США. Эти деньги человек должен был заплатить, чтобы встать в очередь для получения жетона. По всей республики 250 тысяч человек заплатили им деньги. Эти суммы не указывались ни в каких документах, все это осуществлялось неофициально. Все деньги оседали в фирме «Бахор тест». Пройти тестирование было трудно, поэтому они делали деньги на этих жетонах. Риск быть преданным огласке тоже минимальный.»
Комментарий: единственное что хоть как-то похоже на правду это месторасположение… КТМ находится по адресу ул.Ш.Руставели 138, возле Ю.Вокзала. А все остальное чушь! Во-первых, вся оплата в размере 87500 сум за тестирование согласно правилам инкассируется в банк на что есть подтверждающие то Заключение Аудиторской проверки, а также бухгалтерская отчетность. Во-вторых, стоит упомянуть, что существует соглашение между КТМ и Агентством согласно которому КТМ по завершению каждого тестового дня на ежедневной основе направляет в Агентство отчет о проведенных тестированиях, с указанием списка протестированных и результатов. Так же, данное соглашение четко определяет, что КТМ осуществляет сугубо техническую роль по организации измерения уровня знания языка, а формирование окончательного рейтинга, т.е.  списка проходящих дальше на последующие этапы является сугубой прерогативой Агентства. Причем КТМ никаким образом не участвует как в процессах формирования списков, так и в принятии решений о том по какому принципу они формируются. А вот теперь давайте поразмыслим… предположим, что я вот такой каким вы меня описали: коррумпированный и жадный…. Неужели я на столько глуп, чтобы «проносить мимо кассы» оплату за тестирование если я каждый день подаю отчеты о количестве проведенных тестов в контролирующее меня Агентство и выдаю на руки тестируемому фискальный чек, договор и результат по тесту? И при всем при этом меня очень легко проверить: умножьте количество тестов по отчету на сумму 87500 и вы получите ту сумму которая должна оказаться на банковском счете КТМ. Далее, на каком основании я буду вымогать 1000 долл.США за «жетон» у Абдуллы, если я никак не участвую в процессе принятия решений о его прохождении дальше и даже нахожусь в «натянутых» отношениях с теми кто «реально может помочь»? Если я собрал деньги у 250 000 человек, я думаю вам (или вашему достоверному источнику) не составит труда найти и предъявить мне (или прокуратуре) хоть одного человека который докажет, что он давал мне деньги за «жетон». А если нет, то я обвиняю Вас в явной клевете.
 
Цитата: «Источники «Озодлика» утверждают, что с 2017 года «Бахор тест» сменил свое юридическое название на Центр комплексного тестирования, который в настоящее время является монополистом в сфере тестирования граждан, желающих поехать на работу в Южную Корею.»
Комментарий: касательно смены «юридического названия» я думаю вам все понятно исходя из вышеизложенного … прокомментирую только лишь тезис о монополии…
Во-первых, насколько я понял из моего общения с тогдашним «новым» руководством Агентства , проект по учреждению тестового центра рассматривался ими как пилотный и во время инициации проекта 100%ной уверенности в успешности концепции у них не было. По всей видимости, это и стало причиной почему они не стали создавать несколько ГЧП в рамках одного конкурса.
Во- вторых, должен напомнить, что с даты открытия КТМ 13.11.2017 года до момента очередной смены руководства и прихода «старого-нового» руководства во второй половине декабря того же года прошло немногим больше одного месяца. Т.е. у «нового» руководства (того кто создал КТМ) просто не было времени и возможности проанализировать результаты и соответственно принять решения. Так что, почему «новое-старое» руководство Агентства пришедшее на смену «новому» не стало открывать других подобий КТМ – это вопрос больше к ним. Хотя, почему они не стали этого делать, я думаю вы и сами можете догадаться.
В-третьих, Постановление КМ РУз N 725 от 12.09.2018 г. и «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аккредитации юридических лиц, занимающихся деятельностью по подтверждению профессиональной компетенции граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности» открыло дорогу всем желающим этим заниматься. Почему до сих пор никто еще не открылся я не знаю… но здесь нужно отметить, что в настоящее время мощности КТМ в среднем загружены не более чем на 25%... (что, кстати, держит нас в поле приближенной к точке безубыточности). Т.е., если говорить на «экономическом» языке, предложение на рынке в рамках даже одного КТМ многократно превышает спрос и не сулит хорошей доходности. Так что я думаю это и есть то что останавливает других от этого.
В-четвертых, по моему мнению, вообще сама суть концепции ГЧП во всем мире применяется именно в тех случаях, когда объективно необходимы прямой контроль со стороны государства за деятельностью субъекта ГЧП (включая вопросы ценообразования) и неизбежны монопольный характер деятельности ГЧП. И в нашем случае так оно и есть… Аргументы следующие:
- при умножении количества субъектов контроля экспоненциально усложняется процесс контроля со стороны Агентства, и соответственно возрастают коррупционные риски;
- появление множества компаний осуществляющих тестирование на знание корейского языка с применением различных тестовых вопросов, методик и процедур неизбежно приводит к проблеме унификации и единообразия оценки. Как Агентству сравнить и соединить воедино в едином рейтинге оценки разных людей, полученных по разным тестам и методологиям?
 
 «А на счет цены?» предвижу ваш вопрос.. во-первых если вы сравните нашу цену за тестирование с ценами аналогичных тестов (русский язык, IELTS, TOEFL, TOPIK, EPS TOPIK и прочее) то вы заметите что наша цена (87500 сум) в разы ниже. А так же учтите что цена за тестирование в обязательном порядке согласуется и утверждается с Агентством.
 
Заключение: немного об этике журналистской деятельности

    Я всегда считал, что ответственная и добросовестная работа журналистов, как представителей «четвертой власти» является очень важной в части формирования и развития современного общества. И именно поэтому, по-моему, серьезный журналист должен очень внимательно и аккуратно относится к той информации которую он/она получает и в последствии публикует. Хотя… есть и «желтая» журналистика, которая гонится не за истиной, а за сенсацией, которая не утруждает себя тем, чтобы проверить информацию, которую они получают «из достоверных источников», не может (или не хочет) вникнуть в суть дела и которой наплевать на то, что возможно своим «творчеством» они могут испортить, а иногда и разрушить, жизнь вполне себе добропорядочным людям. При этом необходимо отметить, что есть «желтая пресса» развлекательного направления, которая не скрывает своей «желтизны» и потому, все им прощают «шалости», не воспринимая все серьезно. Но когда серьезные издания, позиционирующие себя как «Прометеи, несущие факел свободы» и финансируемые налогоплательщиками очень уважаемого государства, спускаются до уровня желтой прессы – это уже становится симптом серьезной болезни… Вы конечно можете сослаться на то, что в своей статье вы просто процитировали ваши «источники информации» и их мнение может «не совпадать с мнением редакции»… но давайте по взрослому.. уважающий себя журналист не станет уподобляться «бабулькам-сплетницам» просто пересказывающим всякие слухи сидя на скамейке у подъезда лузгая семечки. 
Так что надеюсь, вы как уважающее себя издание потрудитесь более тщательно и объективно разобраться в деталях так называемого вами «корейского дела» и в случае чего найдете в себе силы и совесть дать опровержения всего что вы написали про меня и мою фирму… ну и принести извинения, наконец….
P.S.  я намеренно не публикую документы, которые упоминаю выше, т.к. на многие у меня нет прав на публикацию. Я думаю, что вы сможете (если захотите) найти их в открытом доступе или получить от ваших «источников». Но если что, вы можете прийти к нам убедиться, что я никуда не сбежал и я вам их покажу.