Как решили проблемы с надземными переходами в столице?

Фото: Дана Опарина

Больше полугода назад Сенат поручил заняться проблемой неработающих лифтов и эскалаторов на надземных переходах Ташкента. Однако они не работают до сих пор.

Предыстория

В декабре 2023 года председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева раскритиковала неработающие лифты и эскалаторы в надземных пешеходных переходах Ташкента. Тогда она отметила, что лифты и эскалаторы либо не работают, либо вовсе отсутствуют, хотя их установка была предусмотрена проектом.

Тогда она отметила, что лифты на улицах Мукими и Абдуллы Кадыри не работают, два моста на пересечении улиц Мукими и Лутфи, мост на улице Шота Руставели не имеют лифтов и эскалаторов. Танзила Нарбаева попросила правительство, Инспекцию по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности и Комитет Сената по обороне и безопасности взять на контроль этот вопрос совместно с хокимиятом Ташкента.

Мы провели мониторинг надземных пешеходных переходов и выяснили, что эскалатор работает только на одном из них, на многих локациях не работают лифты.

Что изменилось

На надземных пешеходных переходах возле метро Новза за полгода не появились эскалаторы.

Эскалаторов нет возле метро Новза. Фото: Дана Опарина

Однако на переходе со стороны Cambridge Learning Centre работают оба лифта.

Неработающий лифт. Фото: Дана Опарина

На другой стороне дороги по проспекту Бунёдкор (напротив Credit Asia) лифт на надземном переходе не работает.

Лифт работает напротив Центра плова. Фото: Дана Опарина

При этом работает лифт напротив Центра плова. На надземных переходах возле метро Мирзо Улугбек эскалаторы установлены, но они не работают.

Эскалаторы не работают. Фото: Дана Опарина

При этом здесь есть работающие лифты.

Фото: Дана Опарина

На надземном переходе возле метро Гафура Гуляма отсутствуют лифты, со стороны Ганги работает лишь один эскалатор, другой – нет. На этом пешеходном переходе есть лифт, который ведет в небольшой парк, но лифт не работает.

Неработающий лифт. Фото: Дана Опарина

Эскалатор не работает возле метро Гафура Гуляма. Фото: Дана Опарина

Другой эскалатор работает. Фото: Дана Опарина

На надземном пешеходном переходе возле Национального банка Узбекистана эскалаторы вовсе не работают.

Проблема не только в столице

Ситуация с неработающими лифтами и эскалаторами наблюдается и в областях, хотя Сенат обратил внимание только на надземные переходы в Ташкенте. В частности лифты не работают на переходах возле рынка «Буюк ипак йули», «Музаффар савдо», «Янги бозор» в Коканде.

Фото Бобура Каримова

На фотографиях можно увидеть, что человек, использующий инвалидную коляску, вряд ли сможет воспользоваться лифтом, поскольку порог находится на достаточно большой высоте. На всех переходах отсутствуют эскалаторы, хотя заметно, что место для них отведено.

Как насчет безбарьерной среды?

Председатель Сената в прошлом году заявляла, что люди, особенно пожилые, маленькие дети и люди с инвалидностью, выражают недовольство, поскольку сталкиваются с трудностями при переходе через надземные переходы. Танзила Нарбаева отметила, что мосты строились для удобства населения.

Вопрос пешеходных переходов на городских улицах — это в значительной степени вопрос транспортной политики и места пешехода в планировании среды, а не организации дорожного движения, считает транспортный инженер Александр Девяткин.

«Обустроить пешеходные переходы, которые не будут оказывать влияния на движение транспорта проще, чем убедить всех жителей и представителей власти, что именно наземные переходы являются благом, а не подземные или надземные. Что касается безопасности, то следует правильно определить причину и следствие. Высокая скорость движения представляет опасность для всех людей — и водителей, и пассажиров автобусов, и пешеходов на тротуаре. Если мы «инвестируем» в пешеходную инфраструктуру и строим подземный переход, то это не означает, что по улице теперь можно ездить быстрее, а безопасность от этого вырастает. Напротив, мы только делаем город менее доступным, а те, кто будут избегать подземных переходов, теперь с большей вероятностью попадут в ДТП», – отмечает Александр Девяткин.

Он проводит аналогию между лифтами на надземных переходах и лифтами в домах.

«Если лифт не работает в вашем доме, что вы будете делать? Массово звонить в управляющую компанию, жаловаться, требовать работающий сервис, за который вы платите. Знаете ли вы, куда звонить, в случае неработающего лифта в надземном переходе? Кто отвечает за его безопасную и надежную эксплуатацию? Если честно, ни у одного лифта в Ташкенте я такой информации не видел, хотя буду рад ошибаться. А какие убытки понесет такая организация, если имущество в ее ведении не функционирует? Если где-то лифт не работает полгода, то, видимо, никаких проблем ее сотрудники не видят», – говорит Александр Девяткин.

С позиции властей города, если они увидят запрос от жителей на работающие лифты, возможно заключение сервисного контракты со специализированной компанией, отмечает специалист.

«В нем можно четко прописать время бесперебойной эксплуатации, сроки устранения неполадок и соответствующие штрафные санкции за их нарушение. Но, боюсь, что стоимость такого контракта может оказаться неподъемной для бюджета организаций, на чьем балансе такие лифты находятся или должны находиться».

Инженер отмечает, что нет смысла в строительстве надземных переходов на не магистральных улицах.

«Даже на самой удобной для перемещения на автомобиле улице есть задержки на светофорах, перекрестках и поворотах. Задача специалиста по организации движения тут — использовать это время для безопасной организации пешеходных переходов. Даже если мы отменим пешеходные переходы там, где есть подземные, например, на площади Чорсу и Дружбы народов, мы позволим водителям с меньшей задержкой проехать один перекресток, зато представим возможность дольше постоять на следующем. Да и касаться такое «улучшение» будет только поворачивающих направо, ведь чтобы пропустить перпендикулярный поток транспорта, вы все равно будете вынуждены стоять на красном сигнале. По этой причине в моей практике не было случаев, когда организовать нормальное движение пешеходов через городскую улицу невозможно никак иначе, кроме как через подземный переход», – отметил он.

Сенат Олий Мажлиса пока не ответил на запрос редакции.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.