Правовая роль информации в процессе оказании государственных услуг растет
Каждый гражданин сталкивается с необходимостью получения тех или иных справок, лицензий, разрешительных документов в государственных органах. Различная терминология, несоблюдение некоторыми министерствами и ведомствами требований статьи 13 Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» снижает качество оказываемых государственных услуг гражданам.
Статья специалист по правовым вопросам проекта ПРООН «Продвижение э-Правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг» Илхома Хамидова вносит ряд полезных предложений по совершенствованию процессов обмена информацией.
Сутью большого количества государственных услуг является обмен информацией. Заявитель предоставляет некий объем информации, информация изучается и вносится в государственные информационные системы и выдается некий результат государственной услуги – так же набор различных видов данных. Например, лицензия не что иное, как информация о том, что данное юридическое лицо было внесено в государственный реестр лицензий по определенному виду деятельности и информация о том, что данное лицо обладает правом заниматься соответствующим видом деятельности.
Кроме этого, лицензия в форме бумажного документа, содержит и другую информацию, для облегчения идентификации лицензиата.
Основная проблема состоит в том, что зачастую ни заявители на получение государственных услуг, ни государственные служащие, которые принимают заявителей и обрабатывают запросы на получение государственной услуги, не понимают, для чего запрашиваются те или иные документы. Обе категории лиц осуществляют исполнение утвержденных в соответствующем законодательстве норм поведения.
Однако сегодняшние реалии ускоренного развития ИКТ и внедрения в деятельность государственных органов специализированных баз данных, реестров и государственных информационных систем требуют коренного переосмысления роли информации при оказании электронных государственных услуг. Также необходимо пересмотреть перечень информации, который необходимо запрашивать у заявителей для оказания государственных услуг, вне зависимости от формы оказания.
Во всех государственных услугах информация играет ключевую роль для быстрого и качественного оказания государственной услуги. Государственный орган или должностное лицо в рамках своих обязанностей при получении и рассмотрении заявления на оказание государственной услуги должен проверять несколько вещей:
· присутствует ли запрос на получение конкретной государственной услуги;
· имеет ли лицо право на получение услуги (например, достигло ли лицо пенсионного возраста для оформления пенсии, или отвечает ли лицо требованиям законодательства для подачи документов на поступление в ВУЗ);
· информация, которая достоверно подтверждает личность получателя услуги или его полномочий для подачи заявления на получение услуги от имени третьего лица;
· информация, вычленяемая из подаваемых документов, которая должна быть воспроизведена во внутренних документах органа, предоставляющего услугу. Это делается, например, для ведения государственного реестра оказанных государственных услуг, для целей статистики, для фиксации юридического факта, который является основанием для оформления и выдачи правоустанавливающего документа;
· присутствует ли в представленной информации сведения, которые являются основанием для отказа в оказании услуги в соответствие с законодательством о порядке оказания данной услуги.
Вышесказанное относится к, так называемой, «входящей» информации.
При этом, не имеет значения в какой форме запрашиваются услуги – традиционной или электронной, так как для любой формы оказания услуги есть четко установленный перечень информации, который запрашивается у заявителя для качественного оказания государственной услуги.
Принимая во внимание активные действия, направленные на формирование системы электронного правительства в Узбекистане, предоставления гражданам качественных и удобных государственных услуг в электронной форме, роль информации значительно возрастает. Это связано с тем, что для оказания даже самой простой государственной услуги, зачастую необходимо обеспечить автоматический обмен информации между двумя и более государственными информационными системами. Так же необходимо обеспечить, чтобы результат услуги был внесен в соответствующие реестры и базы данных.
В связи с этим вырастает правовая роль информации, которая находится в государственных информационных системах и базах данных, которые фиксируют юридический факт оказания услуги (различные государственные реестры лицензий, разрешений и т.п.), отказе в оказании услуги, и другие сведения, а также задействованы в процессе оказания государственных услуг.
Перед Мининфоком и другими министерствами и ведомствами ставятся амбициозные задачи по совершенствованию системы «Электронное правительство», создается множество государственных информационных систем, баз данных, которые призваны автоматизировать процесс обмена юридически значимой информации между государственными органами и иными организациями, задействованными в оказании государственных услуг.
Однако представляется целесообразным начать с самых элементарных случаев необходимости автоматического получения информации, которые касаются большинства граждан в ежедневной жизни. До сих во многих случаях гражданам приходится приносить некие справки, заверенные копии правоустанавливающих документов, которые государственные органы могли бы получать посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
К таким случаям можно отнести:
- необходимость предоставления нотариально заверенной копии свидетельства о рождении ребенка при подаче документов на получение выездного стикера для несовершеннолетнего ребенка. Данный документ в официальном списке не значится, и требуется предоставление свидетельства о рождении, но фактически при получении услуги работники ОВВИГ требуют именно нотариально заверенную копию свидетельства о рождении. Нотариальное заверение, как известно, не только занимает значительное время (очереди в нотариальных конторах), но также стоит денег, и не только за уплату пошлины, но и на транспортные расходы. Таким образом, необходимость предоставления одного документа требует приложения значительных усилий от заявителей. Альтернативой этому документу является установление электронного взаимодействия между ОВВИГ и базой данных Минюста (которая в свою очередь связана с базами данных физических лиц и ГЦП), где хранится информация о рождении ребенка;
- необходимость ведения бумажной трудовой книжки, которая является пережитком советской системы управления кадрами. Сегодня существуют сотни профессий, которые не требуют постоянного нахождения на одном месте, многие профессии стали мобильными и одно лицо может заниматься разными вопросами, оказывая услуги разным организациям. В целом отпала необходимость фиксации «основного» места работы, так как это не влечет за собой правовых последствий. При осуществлении трудовой деятельности по совместительству налоговый агент (коим является работодатель) удерживает все необходимые налоги и иные обязательные платежи с доходов физического лица. Более того, трудовая книжка на сегодняшний день не является подтверждающим документов при оформлении пенсии. При оформлении пенсии требуется предоставление многих справок не только о прошлых местах работы, но и полученных доходах. Трудовая книжка в этом случае на практике не признается работниками пенсионного фонда подтверждающим документом. Работники пенсионного фонда чаще всего выезжают в последние места работы пенсионера, и проводят проверку документов по пенсионеру. При этом вся информация о начисленных доходах физического лица с указанием периодов времени деятельности, начисленных доходов, уплаченных налогов и иных обязательных платежей уже содержится в государственных информационных системах (ГНК, Пенсионный Фонд, Халк банк). Необходимо лишь обеспечить синхронизацию и обмен этими данными между заинтересованными государственными органами, и это приведет к упразднению необходимости ведения бумажных трудовых книжек.
Для проектирования и внедрения качественных и удобных электронных государственных услуг высокой степени зрелости требуется автоматизировать процесс обмена информации между государственными информационными системами, базами данных и реестрами после получения запроса от заявителя. Только автоматизация процесса обмена информации позволит максимально ускорить и упростить процедуры оказания государственной услуги.
В целях создания автоматизированной системы обмена информацией между различными информационными системами, базами данных и реестрами необходимо принятие единых принципов обмена информации в государственных информационных системах. Эти принципы должны отражать основные требования к взаимодействию между различными информационными системами, в частности предусмотреть среди прочего такой важный принцип, как «принцип доверия». Принцип доверия означает, что один государственный орган должен доверять и принимать как данность информацию, полученную из другой информационной системы, не требуя подтверждения достоверности, за исключением случаев, когда имеются неопровержимые доказательства искаженности или неверности информации.
По своей сути любой правоустанавливающий документ является некоей записью в государственных реестрах (базах данных, информационных системах). Например, любая лицензия на сегодняшний день, до оформления на бланке строгой отчётности, регистрируется в соответствующем бумажном реестре лицензий. Именно запись в реестре является основанием для выдачи лицензии и подтверждением выдачи лицензии. Если потеряется (или будет уничтожена) лицензия, ее будут восстанавливать по записи из реестра лицензий.
Изучение только нескольких положений о лицензировании отдельных видов деятельности и положений о выдаче разрешительных документов позволяет сделать вывод, что в разных нормативно-правовых актах содержаться различные требования к ведению реестра. Для целей полной автоматизации обмена информации между государственными реестрами предлагается унифицировать все государственные реестры, которые содержат в себе информацию о выдаваемых правоустанавливающих документах. При этом предлагается унифицировать таким образом, чтобы учесть общие для всех государственных услуг виды информации, вносимой в реестры, а также специальные виды информации, которые присущи той или иной государственной услуге.
Другим важным вопросом является обеспечение свободного доступа ко всем государственным реестрам посредством публикации в Интернет. Не все государственные органы выполняют данное требование. Хотя статья 13 Закона Республики Узбекистан «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», прямо требует публикацию реестров на официальных веб-сайтах министерств и ведомств.
В частности, реестр выданных разрешений на ввоз и производство новых специально вводимых биологических активных веществ на сайте Минздрава называется «Список БАД», хотя в положении предусмотрено, что данный перечень должен называться Реестром.
Поэтому предлагается обеспечить единое понимание того, что все государственные реестры являются объектами открытой информации, и предлагается обеспечить их публикацию и постоянное обновление на официальных интернет-ресурсах всеми государственными органами, а также размещать и обновлять реестры в формате открытых данных на портале data.gov.uz.
Комментарии