Проблемы общественного транспорта Ташкента глазами водителей и пассажиров
Насколько развит общественный транспорт в столице? Что необходимо сделать в этой сфере, чтобы повысить общественный интерес к ней? Чем недовольны водители автобусов? Пассажиры? Какие ситуации вызывают проблемы на общественном транспорте в Ташкенте? Подробные ответы на эти вопросы журналист Anhor.uz искал в беседах с работниками отрасли.
Если сравнивать общественный транспорт с тем, что было несколько лет назад, то разница существенна. Это хорошо чувствуют водители автобусов, которые являются свидетелями происходящих на их глазах перемен. Особенно хорошо осведомлены о проблемах водители, проработавшие в отрасли много лет и повидавшие взлеты и падения.
Шахбоз Рузатов имеет 10-летний опыт работы в этой сфере. Начав карьеру билетером, сегодня он является опытным водителем самого длинного 18-метрового автобуса большой вместимости в городе. Наш герой почти каждый день проезжает 10-12 раз на автобусе 93-го маршрута от ТК «Фуд Сити» до 9-квартала Юнусабада расстояние в 27 км. Конечно, есть большие и маленькие проблемы с движением больших автобусов по городу.
В 2023 году в столицу привезли 1000 автобусов разного размера. Однако дорожная инфраструктура города была построена несколько десятилетий назад. То есть полосы, отведенные для движения больших и очень больших автобусов, относительно узкие. При движении в 18-метровом автобусе водители непроизвольно вынуждены пересекать обозначенные полосы движения.
В таких случаях, если грузовые или крупногабаритные транспортные средства движутся бок о бок по узким полосам движения, опасная ситуация может возникнуть для них обоих. Мы сами стали свидетелями такой же ситуации. 15 июля на остановке «Файзабад» Ферганского шоссе произошло небольшое дорожно-транспортное происшествие, связанное с тем, что 93-й автобус ехал бок о бок с грузовиком «Камаз» по узкой полосе. В результате у автобуса было повреждено боковое стекло.
Также очень важны для свободного передвижения автобусов остановки и удобства на них. Фактически, 2 февраля 2022 года постановление президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы общественного транспорта города Ташкента» четко определило требования к остановкам. Согласно ему расстояние между остановками должно составлять 600 метров, для скоростных автобусов – 800-1200 метров. В зависимости от категории автомобильных дорог на остановках должны быть четко обозначены зона высадки и посадки, зона ожидания и линии перехода. Также важно наличие специально расширенной части дороги (кармана), разделительной линии, тротуара, пешеходных дорожек, пешеходного перехода, автопавильона, сидений и осветительного оборудования для автобусных остановок.
На практике водители автобусов описывают остановки так: «Остановки в городе предназначены для автобусов Isuzu. Маленькие, узкие, нет дорожек въезда, ожидания и выезда. Кроме того, остановки расположены настолько близко к дороге второго уровня, что в некоторых местах, если прибудут сразу три автобуса, третий автобус перекроет дорогу второго уровня. Но он тоже не имеет права не останавливаться на остановке».
Отдельная тема – граждане, которые оставляют свои машины на остановках, чтобы зайти в магазины. Они паркуют машину на автобусной остановке и идут за покупками. И 25-30 человек в автобусе вынуждены его ждать. Эта ситуация отнимает много времени, нарушает график движения.
Беспорядочное и грубое нарушение правил дорожного движения водителями автомобилей и такси может закончиться неприятностями для автобусов и их пассажиров. В частности, таксисты грубо переходят с 3-ей полосы на 1-ую, чтобы забрать клиентов и этим блокируют автобусы. А теперь представьте, как влияет на пассажиров, когда 18-метровый автобус, едущий со скоростью 40-45 км/ч, начинает экстренно тормозить. Такая же ситуация возникает, когда пешеходы переходят дорогу неосторожно и в неположенном месте.
На пешеходах тоже лежит часть вины. Потому что некоторые пытаются поймать такси, стоя на светофоре, на эстакаде или в местах, где это категорически запрещено. Водители останавливаются, чтобы заработать, а едет ли автобус, другая машина — им неважно. Лишь бы первым успеть забрать клиента.
Наш собеседник Шахбаз ака рассказал, что самым тяжелым рабочим днем для него является день, когда на дорогах пробки: «На 93-м маршруте на пересечении улиц Шахристан и Амира Темура, на перекрестке «Фуд Сити» и дорожно-патрульной службы Бектемирского района часто утомляют пробки от почты до рынка Куйлюк», — говорит наш герой.
Хасан Бабаев родом из Самарканда. Имеет 15-летний опыт работы в данной сфере. Он каждый день проезжает 30 км от ТЦ «Фуд Сити» до Яккасарой по 45-му маршруту столицы несколько раз на электробусе. Пообщавшись с ним, мы узнали о ряде других проблем, с которыми сталкиваются работники общественного транспорта и граждане.
Наш разговор с Хасаном Бабаевым начался у торгового центра «Фуд Сити». Хасан показал, что в центре «Фуд Сити» от моста Куйлюк до автобусного парка нет ни одной остановки. «На дорогах есть знаки, указывающие, что это остановка, но самой остановки-то нет. Именно поэтому пассажиры просят нас остановиться на каждом шагу. Если вы не остановитесь, некоторые из них будут скандалить. Естественно, это неприятно для человека, проработавшего более 10 часов. В любом случае мы стараемся быть вежливыми», — говорит Хасан ака.
У водителей также есть жалобы на пассажиров. Особенно наших героев беспокоит рост числа горожан, которые не смотрят на светофор, используют наушники на дороге, не обращают внимание на окружающее, подвергают опасности себя и окружающих. «Есть еще пассажиры, которые обманывают с оплатой проезда не только в автобусах, когда водитель без кондуктора, но даже когда работает кондуктор. Это же всего 1700 сумов, скажи правду, если у нет денег, мы же вас поймем».
В беседе с Хасаном Бабаевым и Шахбозом Рузатовым они отметили, что, несмотря на большие и малые проблемы, за несколько летоблик общественного транспорта изменился, повысился уровень условий и возможностей.
Если горожанам частично ограничить пользование личными автомобилями, движение транспорта в городе сократится. Это откроет путь к более свободному передвижению, удобному, дешевому и быстрому общественному транспорту и качественному сервису.
Нужно не давить на автолюбителей, а сделать передвижение на общественном транспорте выгоднее. Для этого нужно чтоб автобусы не стояли ни на одной остановке от слова совсем, соблюдали график 5 минут днем и не более 10-15 минут в позднее время с 20 до 22 часов, и чтоб все маршруты ездили до 23 часов. В метро нужно сократить в 2 раза интервал. Нужно начать строить бесплатные стоянки-чтоб люди не оставляли авто на обочинах в 2 ряда. Все говорят красивые слова, но по факту делают из всего бизнес. Общественный транспорт-не должен быть бизнесом (есть страны где он бесплатный). Стремление продать каждый клочок земли, снести гаражи, не строить стоянки -привело к тому что машины стоят у домов, на улицах.