Специалисты в области психологии призывают продолжить обсуждение закона о психологической помощи: что с ним не так

Фото: freepik

65 специалистов в области психологии направили коллективное обращение в приемную президента, Законодательную палату, Минздрав, Минюст и Министерство высшего образования, науки и инноваций. Инициативная группа призывает продолжить обсуждение законопроекта, так как принятый Законодательной палатой закон содержит критические неточности, может создать коррупционные риски и угрозу психологической безопасности населения, а также парализовать развитие отрасли.

Журналистка Anhor.uz поговорила со специалистами, практикующих в психологии, которые предпочли не называть свои имена. Далее приводим их аргументы.

Назрела необходимость регламентировать сферу психологии

“Давно назрела необходимость регламентирования отношений в сфере психологии. Мы видим множество примеров псевдопсихологов, людей, которые не имеют специального образования или, закончив какие-то краткосрочные курсы, позиционируют себя, как практикующие психологи с большим стажем. Как правило, человек, обратившийся за психологической помощью, не просит показать диплом и рассказать немного о своей профессиональной подготовке и карьере, он сразу озвучивает свою проблему и не получает качественную психологическую помощь, а иногда, наоборот, ему становится хуже от посещения такого “специалиста”.

Это очень важный момент, потому что нормальный человек не пойдет к врачу, который, к примеру имеет диплом инженера, а потом прошел переподготовку, которая, как правило не длится более двух лет, затем какие-нибудь краткосрочные курсы и стал вдруг терапевтом или стоматологом. Звучит дико, это ведь касается здоровья человека, скажет любой нормальный человек. А что же тогда насчет психологии? Это ведь тоже здоровье человека, только не физическое, а психическое”.

Пожелания озвученные инициативной группой

Сжатые сроки обсуждения законопроекта

“Первое наше пожелание – сроки обсуждения законопроекта, которое велось всего 7 дней. Согласно закону “О нормативно правовых актах”, законопроект должен обсуждаться минимум в течение 15 дней. Мы хотели бы обратить внимание на тот факт, что закон в третьем чтении Законодательной палаты не был должным образом освещен в СМИ, большая часть психологического сообщества не была охвачена обсуждением, ведущие ВУЗы Узбекистана, где ведется подготовка психологов и ведущие специалисты-практики не имели возможности в нем поучаствовать, и времени на обсуждение было слишком мало. При этом в законе есть некоторые неточности, и они, на самом деле, критически важны в плане понимания, определения и оказания психологической помощи.

Сообщество научных и практических психологов обеспокоено, как процессуальными моментами, по каким параметрам проходили эти слушания и принятие закона, так и содержательной стороной, то есть его разработкой. Как указывалось ранее ни ведущие научные сотрудники, ни профессорско-преподавательский состав ВУЗов, ни практикующие психологи разных направлений, являющихся  в том числе и членами психологических сообществ международного уровня не участвовали в разработке законопроекта, не могли ознакомиться с его проектом и тем более не знали о том, где можно с ним ознакомиться и внести свои предложения и комментарии”.

Формулировка о профессиональной подготовке психолога и профессиональных сообществах психологов

“Эти критические моменты как раз касаются самых важных понятий. Например, кто такой психолог, какое у него должно быть образование? В законе прописано, что психолог – физическое лицо, которое в соответствии с законом осуществляет деятельность по оказанию психологической помощи и имеет право на оказание психологической помощи.  То есть, человек может не иметь базовое образование, но заниматься оказанием психологической помощи.

Это 3 статья закона и здесь, на наш взгляд, уже прописано, что психолог  – физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (подтвержденное дипломом не ниже уровня бакалавриата, либо дипломом государственного образца о профессиональной переподготовке и повышении квалификации) и право на оказание психологических услуг и осуществляющий деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с законом.

Это также касается задач психологической помощи и основных направлений деятельности. Они, на наш взгляд раскрыты не полностью и недостаточно психологичны, если так можно выразиться, так как больше ориентированы на медицинскую сферу, а не психологическую. Например, статья 6 “Виды и формы оказания психологической помощи” где психодиагностика направлена на выявление проблем, мешающих жизнедеятельности человека, хотя в психологии очень четко прописано, что психодиагностика направлена на установление индивидуальной степени выраженности психических свойств и их взаимосвязей. Не стоит углубляться в психологические формулировки, но эти виды и формы оказания психологической помощи нуждаются в более корректных формулировках в точном соответствии с наукой психологией”.

Профессиональные сообщества

“В законе прописаны такие критические моменты об образовании профессиональных сообществ. Первый момент связан с количеством членов профессиональных сообществ. В законе такая формулировка, что профессиональные ассоциации могут организовываться только в 300 человек, когда при реальном положении дел в некоммерческих объединениях может быть от 10 человек.

Психология как сравнительно молодая наука находится в активном развитии, появляются новые направления, разрабатываются новые методы, как правило более эффективные, поскольку связаны они с научными исследованиями, которые постоянно проводятся. И в международной практике принято образовывать психологические сообщества по методам оказания психологической помощи, например, ассоциация когнитивно-бихевиоральных терапевтов или ассоциация схематерапевтов, или логотерапевтов.

Чтобы стать членом такой ассоциации надо пройти иногда достаточно длительный курс подготовки, причем за пределами нашей республики и начать практиковать, в результате, получается, что в Узбекистане может быть не более 10-15 таких специалистов или еще меньше и они будут лишены права организовать свое сообщество, которое позволит им развиваться, обсуждать важные вопросы, связанные с оказанием психологической помощи и проводить совместные исследования, которые позволят им развивать метод.

Второй момент связан с тем, что в законе прописано, что психолог может быть членом одной ассоциации. То есть, если специалист будет членом, например, ассоциации психологов Узбекистана, он не сможет стать членом ассоциации клинических психологов, которая может быть организована или, например, членом ассоциации гештальт-терапевтов, хотя будет работать с этим методом. Что мешает психологу, освоив одно направление, двигаться к следующему? Здесь не должны быть нарушены права психологов, то есть они должны иметь возможность профессионально организовываться, объединяться и развиваться столько, сколько они считают для себя возможным. В статье 21 Конституции РУз сказано, что “каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности. Ни на кого без его согласия не может быть возложена обязанность, не установленная законодательством”.

Кроме того, Узбекистан — это не изолированная страна, мы активно взаимодействуем со всем мировым сообществом. Есть общепризнанные профессиональные ассоциации психологов других стран, с которыми мы должны сотрудничать. Наука не может развиваться в отрыве от достижений других стран и поэтому ограничивать членство рамками только одной профессиональной ассоциации недопустимо”.

Разработка этического кодекса психолога

“В законе указано, что профессиональная ассоциация будет разрабатывать этический кодекс и следить за его соблюдением. По сути, во многом на ассоциацию возлагается дублирование того, чем должно заниматься государство и государственные органы или их представители на местах.

Во-первых, разработкой этических кодексов должны заниматься и ВУЗы, на наш взгляд, так как в процессе подготовке психологов в ВУЗах вопросы этических стандартов, принципов, поведения и даже внешнего вида – все это психологи не просто изучают, от них это требуется к исполнению. Во-вторых, профессиональные ассоциации — это, как правило ННО и они могут проверять только членов своего сообщества, а не всех остальных психологов. В-третьих, кто-то должен и их проверять тоже. Ведь это не государственная структура и она тоже должна быть подотчетна.

Мы обеспокоены тем, что это будет такая монополизация сферы, которая может нести и коррупционную составляющую, если разработка и надзор за соблюдением этического кодекса будет возложена на одно из профессиональных сообществ. В-четвертых, если появится еще несколько профессиональных объединений психологов, тогда как это будет проходить? Из всех этих сообществ только одно будет иметь право надзирать за соблюдением кодекса психологами на основании того, что она его разрабатывала?  Поэтому целесообразнее прописывать, что любое профессиональное сообщество может разрабатывать свой профессиональный кодекс и требовать его исполнения от своих членов. А что касается общего этического кодекса психологов, то его целесообразнее сделать на базе совместной рабочей межвузовской группы, то есть тех, кто готовит психологов на уровне государственных образовательных стандартов”.

Ведение личной карты

“В законе прописано, что, если человек обращается к психологу анонимно, специалист все равно должен открыть на него личную карточку с указанием имени, фамилии, места жительства. Это противоречит самому понятию анонимной психологической помощи и общепризнанным этическим стандартам психологической помощи, потому что клиент имеет право вообще даже своего имени не называть.

И тогда возникает дилемма: психологу действовать согласно нормам, прописанным в законе, или отказать человеку в оказании психологической помощи, так как он не назовет своего имени и адреса, а заставить психолог его не сможет, да и не имеет права? Это в медицинской практике открывается карта и в нее вписываются жалобы и лечение пациентов. В психологии же это может быть разовая консультация, связанная, например, с формированием каких-нибудь навыков и умений или получением информации по развитию ребенка в целях соответствия его возрастным психологическим нормам и стандартам.

Кроме того, существуют разные формы ведения документооборота, и они связаны с тем, где работает психолог, в государственных организациях или коммерческих психологических центрах, или в частном порядке. Если это госструктура, то там есть свои требования к документообороту, если частная, то тоже своя система документооборота и отчетности, а частный специалист может вообще вести записи в электронном формате.

Помимо прочего, согласно международным стандартам оказания психологической помощи, в целях предотвращения утечки информации и соблюдения конфиденциальности, информация должна быть закодирована и важно обезличивать обратившегося, иначе любой человек попав в кабинет психолога и ожидая его может просматривать личные карты и узнавать о жалобах других”.

Сертификация психологов

“Еще один важный момент в этом законе по поводу выдачи квалификационного сертификата на право заниматься практической психологической деятельностью.

Согласно принимаемому закону, выдачей сертификатов занимается профессиональная ассоциация и этот сертификат она выдает и тем, кто не имеет базового образования и должен пройти переподготовку на базе государственного образовательного учреждения. Тогда почему это право не предоставить государственному образовательному учреждению? Ведь там осуществляется переподготовка по государственным образовательным стандартам. Получается, что сертификат ННО будет выше, чем диплом государственного образца.

Здесь нельзя не учитывать важность диплома государственного образца. Именно так мы будем бороться с псевдопсихологами, потому что завтра любой сможет получить разрешение от профессиональной ассоциации. Нужно просто указать важность базового образования и диплома государственного образца. Иначе зачем нам тогда вузы, которые готовят психологов? Таким образом, мы опять возвращаемся к статье 3 закона, где должно быть указание о наличии высшего психологического образования.

Также профессиональных ассоциаций может быть несколько, тогда какая из них будет выдавать квалификационный сертификат? И кто будет проверять эти профессиональные объединения на основе чего и как происходит сертификация психологов всей страны?

В законе сделана попытка как-то ограничить деятельность лиц, не имеющих базовое высшее образование, но прошедших переподготовку и получивших сертификат от ассоциации о том, что они могут оказывать психологическую помощь, ограничив направления ее оказания. То есть, заниматься не всеми указанными в законе направлениями. Тогда встает вопрос о разных квалификационных сертификатах. И тогда, сертификацию все-таки должны осуществлять госорганы или их представители в лице каких-либо госагентств или на базе ВУЗов, а не ННО”.

Требования к разработке форм, видов и объемов оказания психологической помощи

“В законе есть пункт к требованию разработки форм, видов и объемов оказания психологической помощи. Это само по себе несколько странно, потому что многие психологи имеют, во-первых, мультимодальный подход, во-вторых, сам результат работы психологов зависит и от клиента в том числе, и от тяжести и сложности проблемы, и может быть как разовый сеанс, так и включать несколько сессий или быть более долгосрочной терапией. Невозможно сказать человеку, что ему надо 15 сессий когнитивной поведенческой терапии. Это будет введение в заблуждение клиента. Мы выступаем за качественную психологическую помощь, за закон, который будет защищать права клиентов, а не наоборот дискредитировать нас и дискриминировать клиентов.

Хотелось бы добавить, что такая формулировка связана с медицинским подходом, потому что в рамках медицинского подхода психотерапию проводит врач – психотерапевт или психиатр. У медиков есть такие определения – есть кризисная, краткосрочная или до 30 сессий психотерапия и все изменения в поведении пациента проходят под чутким руководством терапевта и это правильно, так это могут быть люди, имеющие психические расстройства. Что касается психологов, то здесь основной контингент здоровые люди, имеющие какие-то проблемы. В психологии мы в процессе консультации решаем какие-то вопросы, но клиент, выходя от нас, сам действует в этом мире и сам меняется”.

Псевдопсихологи

“Сейчас в сети большое количество псевдопсихологов, они вещают в соцсетях и это в широком доступе для молодежи. Особенно если это касается интимной жизни человека. Например, психолог-сексолог. И психолог, и сексолог — это люди, имеющие высшее образование в психологической, либо в медицинской сфере. Такой человек должен учиться в медицинском ВУЗе, затем в психологическом, поработать, а потом вещать в соцсетях как психолог и сексолог. Чего на самом деле нет.

Может обязать специалистов, освещающих свою деятельность в соцсетях в обязательном порядке вывешивать у себя на странице дипломы, сертификаты и указывать опыт работы. Конечно, можно любой сертификат нарисовать и “вывесить” у себя на страничке, но хотя бы потенциальные клиенты будут видеть и смогут навести справки, что за направление в котором работает этот психолог и нужно ли его слушать. Это может и не всегда будет способствовать 100 % защите от таких псевдопсихологов, но кого-то остановит от обращения к ним”.

Образование

“Один из основных критериев специалиста-психолога является наличие высшего психологического образования. Как его можно получить? Только в ВУЗе по направлению “психология”. ВУЗы готовят специалистов по госстандарту, существует учебный план, типовые программы, рабочие программы по каждому предмету, набор компетенций, которые должен освоить студент для получения диплома. Таким образом преподаватели ВУЗов готовят будущих специалистов психологов и именно они должны в первую очередь принимать участие в разработке данного закона, по крайней мере их мнения следует учитывать. Только таким образом получится отделить специалистов-психологов от псевдопсихологов и закон будет опираться на научную психологию, а не на житейскую для того, чтобы обеспечить защиту психологов и их клиентов, а не наоборот.

Инициативная группа психологов полностью поддерживает принятие закона об оказании психологической помощи населению и за то, чтобы каждый мог ее получить, и она была доступной, качественной и отражала последние достижения науки и практики психологии. Поэтому мы обращаемся с тем, чтобы продолжить разработку и обсуждение, а также включить в этот процесс и профессорско-преподавательский состав ведущих кафедр и ВУЗов, которые занимаются подготовкой психологов и практикующих специалистов, имеющих сертификаты серьезных признанных в общемировой практике психологических направлений и представителей научного психологического сообщества.

Базовый принцип психологии, которому обучают в институте – практическая работа должна быть основана на эмпирических исследованиях, научных данных. Хотелось бы, чтобы в нашей стране закон был научно-обоснованным, чтобы можно было кооперироваться с международными профессиональными психологическими ассоциациями, создавать здесь такое же сообщество специалистов-психологов.

Как это ни странно, многие считают, что быть психологом очень просто, главное, при этом, жизненный опыт, какие-нибудь курсы практической психологии за плечами и интерес к людям. Но на самом деле это совсем не так. Подготовка психологов включает в себя очень сложный комплекс дисциплин и много практики, которую тоже будущие психологи должны защитить и сдать по всем правилам, а не формально проходить и подписывать бумажки.

Подготовка психологов включает в себя естественно-научные дисциплины (анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, психофизиология, патопсихология и патопсихологические исследования, основы неврологии и психиатрии, и т.д.), дисциплины, формирующие навыки для ведения психологической практики (основы психологии, психология мотиваций и эмоций, психология познавательных процессов, психология личности, основы психогенетики, дифференциальная психология, экспериментальная психология, проективные методы изучения личности, психологический практикум,  методологические основы психологии, и т.д.), специализированные профильные предметы (психодиагностика, психологическое консультирование, психологический тренинг, социальная психология, психология семьи, психология развития и возрастная психология, клиническая психология, психология экстремальных ситуаций, психология девиантного поведения, юридическая психология, психологическая практика, профессиональные супервизии и т.д.) дисциплины, формирующие навыки ведения научных психологических исследований (методология современной психологии, планирование исследования в психологии, качественные и количественные методы исследований в современной психологии, математические методы и информационно-коммуникационные технологии в психологии, научно-исследовательская работа) и, конечно, же гуманитарные предметы, формирующие эрудицию и широкий кругозор (история, философия, логика, социология и т.д.). И здесь перечислены еще не все предметы.

Подготовка психолога включает 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры, дальше может быть послевузовская подготовка в виде написания научной работы и потом всю жизнь постоянное повышение квалификации, так как психология наука достаточно молодая и постоянно развивающаяся”.

Вопрос о необходимости продолжения обсуждения законопроекта о психологической помощи выходит за рамки простого законодательного регулирования и затрагивает важные аспекты обеспечения психологической безопасности населения, а также профессионального роста и развития психологического сообщества. Инициативная группа специалистов справедливо указывает на критические недостатки текущей версии закона, которые могут привести к негативным последствиям, включая рост коррупции, дискредитацию профессии и угрозу качеству психологической помощи.

Введение закона, который должен регулировать деятельность психологов, требует глубокой проработки и участия экспертов. Только так можно создать условия, при которых закон будет способствовать профессиональному развитию психологов и обеспечению качественной и доступной помощи населению. Принятый законопроект требует пересмотра, чтобы избежать серьёзных ошибок и учесть мнения профессионального сообщества.

Беседовала Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.