Международная конкуренция за интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал становится одним из ключевых факторов экономического роста. Глобальные вызовы предъявляют принципиально новые требования к особенностям формирования человеческого капитала и его качеству. На первый план выходит творческий элемент – не просто накопление новых знаний и навыков в процессе трудовой деятельности, но умение их творчески применить, то есть вырабатывать ноу-хау.
 
Действующая система образования не эффективна, поскольку отсутствует стратегический системный подход, устарела структура, отсутствует эффективный механизм управления системой, низка эффективность финансирования образования, не определены критерии результатов обучения.
 
Возврат к 11 летнему обучению и реформы в дошкольном образовании, создание независимой Инспекции по надзору за качеством образования образование, централизованных финансово-бухгалтерских служб и специализированных ремонтно-эксплуатационных служб при районных отделах народного образования, запрет на привлечение работников школ, особенно учителей к сельскохозяйственным и общественным работам, а также излишним совещаниям, решили некоторые проблемы в народном образовании.
 
Между тем, актуальные проблемы, напрямую зависящие от органов управления в сфере образования, остаются нерешенными.
 
Недельная учебная нагрузка учеников школ в Узбекистане составляет более 35 часов. В  таких странах, как Германия, Дания, Финляндия, Чехия, Япония общая учебная нагрузка школьника составляет 30-32 часа, в Южной Корее составляет в среднем 25-32 часов в неделю.
 
Количество преподаваемых предметов больше, чем в других странах, так например, если в  Южной Корее в учебный план 1-2 классов входит 5-6 предметов, то в Узбекистане - 9 предметов. Например, если в учебном плане 3-х классов России, Казахстана, Украины уроки по родному языку и литературе преподаются 8-11 часов в неделю, то в Узбекистане - 14 часов в неделю. Дополнительно преподаются также предметы Одобнома и Духовность.
 
Низкий уровень содержания учебно-методических материалов и учебников не способствуют развитию у детей навыков использования знаний.
 
В школьных учебниках и учебно-методических комплексах теоретические материалы не подкреплены качественными практическими и контрольными заданиями, что приводит к неполному усвоению учащимися необходимых знаний по точным и естественным предметам и дальнейшему их полноценному применению.
 
Кроме того, учебники и учебно-методические пособия выпускаются с орфографическими ошибками, с опечатками в датах и исторических фактах, с некачественными иллюстрациями и рисунками.
 
Система образования Узбекистана, в основном, ориентирована на развитие памяти учащихся и передаче возможно большего объема знаний, а не на развитие способности к творческому мышлению и освоению различных методов мышления («научиться учиться»).
 
Не имеющая критериев оценки система оплаты труда учителей (заработная плата, премии, дополнительные выплаты и прочее) не мотивирует их на самообучение, повышение своей квалификации, улучшение учебного процесса.
 
Недавно министр народного образования опубликовал в соцсетях обращение к Министерству финансов с призывом повысить размеры заработной платы учителей, однако поголовное повышение размеров оплаты труда учителей может не повлиять на качество выполняемой ими работы.
 
Следует придерживаться принципа оплаты по балансу затрат и результатов. Смысл этого принципа заключается в том, что оплата труда должна ориентироваться не только на затраты труда, а прежде всего на результат труда, который является своеобразным мерилом для определения размера затрат.
 
В обращении министра очевидно смещение данного принципа в сторону «затрат» – исходя из позиции автора, увеличение затрат неминуемо приведет к улучшению результата, т.е. результат является вторичным по отношению к затратам, что не соответствует современным представлениям об организации оплаты труда.
 
Принцип «невозможности отыграть назад» - если повышение оплаты труда не обеспечило достижение поставленной цели повышения эффективности и результатов работы, то все расходы лягут на долговременные неэффективные издержки производства (бюджета).
 
Автор предполагает, что радикальное (в разы) повышение заработной платы работников народного образования приведет к кардинальному или, по крайней мере, существенному улучшению качества  образования.
 
Данное предположение достаточно спорно по следующим обстоятельствам:
а) Не имеется доказательств, что рост заработной платы работников народного образования, без соответствующих  системных преобразований (внедрение современных  методов и технологий, качественное улучшение системы подготовки кадров и проч.), влияет на повышение качества и  конечных результатов их работы.
 
Многочисленные исследования показывают, что школы, сходные по характеристикам контингента учащихся, структуре учительских кадров,  используемых ими методов и программ, достигали идентичных образовательных результатов при очень разном уровне затрат на заработную плату учителей [Gibbons, McNally, Viarengo, 2011, Клячко, Токарева (РАНХиГС), 2017].
 
б) В условиях объективной ограниченности финансовых ресурсов в бюджетной сфере, радикальное повышение заработной платы работникам неизбежно приведет, как минимум, «заморозке» расходов на совершенствование материально-технической и научно-методической базы образовательной системы. Также, возможно, к сокращению количества соответствующих рабочих мест и увеличению физической нагрузки на одного работника, что негативно скажется  на качестве образовательного процесса и его результативность.
 
в) При предлагаемом единовременном (или даже поэтапном) радикальном повышении заработной платы всем учителям будет снижаться ее стимулирующая функция, так как у работника ослабнет мотивация повышения  индивидуальных результатов и качества труда вследствие достаточности доходов.
 
Работники со стабильно высокой гарантированной заработной платой меньше мотивированы на улучшение качества и результатов своего труда, чем работники, имеющие умеренную заработную плату. Иными словами, произойдет замещение стимулирующей функции заработной платы воспроизводственной функцией.
 
Автор предполагает, что радикальный рост заработной платы учителей, привлечет в педагогические вузы наиболее успешных выпускников общеобразовательных школ, что, в свою очередь, повысит общий квалификационный  уровень учителей.
 
В определенной степени автор прав, однако следует учитывать следующие  обстоятельства:
а) многочисленные исследования, в том числе узбекских ученых, показывают, что наиболее квалифицированные и успешные  педагоги, при выборе профессии и поступлении в педагогический вуз руководствовались мотивами, отнесенными к категории «устойчивых коммуникативных» (желание работать с детьми), а не «материальными» (престиж,  заработок).
 
Из-за слабого развития дополнительных платных услуг от основной деятельности и неполноценного образования большинство родителей прибегают к услугам репетиторов.

Учитывая сказанное выше, в целях коренного повышения качества образования предлагается на основе глубоко изучения международного опыта:
 
1. Пересмотреть учебную программу общеобразовательных школ, путем внедрения более гибкого учебного плана с предоставлением права выбора непосредственно школам (родителям, педагогам) в определении годового учебного плана, учебных программ и учебных пособий.
 
2. Усовершенствование действующих базисных учебных планов общеобразовательных учреждений с оптимизацией классных (аудиторных) занятий в среднем на 15-20% процентов.
 
3. Переход с 6-дневного на 5-дневный, с одновременным сокращением летнего каникулярного периода на 4 недели. В большинстве развитых странах действует 5-дневный и 40 недельный учебный год.
 
Необходимо пересмотреть порядок создания учебников и  учебно-методических пособий (отбор авторов и издательств, редакторов, переводчиков, корректоров и художников, порядок подготовки к типографии и т.д.) и предъявляемых к ним требованиям технического регламента (шрифт, количество слов, плотность и цвет бумаги, и т.д.) с учетом международного опыта.
 
Для снижения перегруженности школ и обеспечения лучшего доступа, нужно предоставить родителям выбор между государственными и частными школами. При этом частные школы могут быть как полностью финансируемые и управляемые частными лицами, так и частично субсидируемые государством, но управляемые частными лицами, например, на основе ГЧП здесь можно использовать многообразно.
 
Повышение заработной платы учителей общеобразовательных школ необходимо осуществлять дифференцированно в зависимости от их квалификационной категории с усилением и повышением прозрачности порядка присвоения квалификационной категории.
 
Также целесообразно резко сократить учителей работающих на 0,25 и 0,5 ставок – у них низкая квалификация (как правило, у них мало мотивации повышать квалификацию). Однако, это предложение не относится маленьким школам и филиалам.

Алишер Асамов