Октябрь этого года ознаменовался Указом Президента Узбекистана о предпринимательской деятельности («О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата»). Документ предусматривает системную работу по улучшению имиджа всех структур, соприкасающихся с бизнесом. Это шаг государства был необходим для того, чтобы оживить все заинтересованные структуры. И структуры зашевелились. 11 октября Торгово-промышленная палата Узбекистана организовала круглый стол по дальнейшему развитию туризма, с участием представителей туристической, ресторанной и гостиничной индустрий. Важно, что в мероприятии приняли участие представители почти всех министерств и других, подведомственных Кабмину структур. Диалог с минимальным количеством докладов получился открытым и честным. Именно об этой встрече и мыслях, на которые она меня навела,  я и хочу написать.

Организаторы круглого стола заявили, что власть в курсе всех проблем и от представителей частного сектора ждут предложения о решении этих самых проблем. Частный сектор не против, потому что именно он первым принимает на себя весь финансовый и моральный удар, связанный с недочетами и промахами системы. Было выдвинуто много инициатив, идей. Бурно обсуждались конкретные и глобальные вопросы. Однако под конец встречи стало очевидно, что сфера туризма в нашей стране, скорее всего, так и останется в состоянии неразвивающегося зародыша. И вот почему:

Один из туроператоров, жалуясь на то, что туристы все чаще формируют свои туры самостоятельно через интернет ресурсы, предложил обязать бронировать отели в Узбекистане через турфирмы до получения визы. Это неправильное предложение.  Сегодня туризм в мире развивается быстрыми темпами и у этого развития наметился конкретный путь. Получается, что наши туроператоры, вместо того чтобы развиваться вместе со всей сферой, предлагают остановить это развитие в рамках нашей страны. Но разве можно в угоду стабильности статичной индустрии губить все направление? То есть у Национальной Компании «Узбектуризм» и у туроператоров Узбекистана принципиально разные цели. Возникает конфликт интересов, который не позволит НК «Узбектуризм» эффективно сотрудничать с частным сектором туроператоров в вопросах развития туризма.

Во время круглого стола был поднят вопрос об обязательной регистрации туристов, которые приехали не по брони отеля, а по приглашению или из безвизовых стран. Резонно было заявлено, что эта система устарела. Почему мы вынуждаем туристов стоять в очередях ОВИРа? Какой у туриста будет стимул приезжать в страну, где ему не дают быть туристом, а вынуждают изучать законодательную систему чужой страны? На все эти замечания представитель МВД дал пространный ответ в стиле «такое вот у нас законодательство, делайте, что хотите».

Теперь пару слов об НК «Узбектуризм». Это бюджетная организация, подконтрольная непосредственно Кабинету Министров. Штат насчитывает 23 сотрудника. Другие министерства порой их просто игнорируют, о чем было заявлено представителем НК «Узбектуризм» в рамках круглого стола. В той же Турции, все без исключения смежные с туризмом ведомства, будь то МВД или Министерство Культуры, полностью подстраиваются под туризм. Они сами себя воспринимают как туристическую страну. И на деньги из этой индустрии кормят все бюджеты. И это нормально. Узбекистан имеет большой туристический потенциал. Но до тех пор, пока МВД и прочие инстанции заявляют, что туризм – это не их проблема, туризм в нашей стране развиваться не будет.

Теперь о статусе НК «Узбектуризм». Почему бюджетная организация, являющаяся и контролирующим, и регулирующим, и лицензирующим органом в своей сфере, не имеет совершенно никакой силы и авторитета? Ведь не раз властью заявлялось, что туризм – это приоритетное направление развития страны. Это правильное заявление, но на деле оказывается, что все эти лозунги остались на бумаге. Все законодательные акты, которые принимаются для поддержания частного сектора в сфере туризма, не будут работать, если у частника не будет своего сильного лоббирующего органа среди государственных структур. И таким органом должен стать Узбектуризм, но уже не в формате национальной компании, а как Министерство туризма. Это будет первый шаг к самоидентификации нашей страны, как турориентированной.

Ну и последнее. Это из разряда тем, которые не принято обсуждать. Однако именно эти проблемы являются для частного сектора наиболее болезненными. Это вопросы ставки рефинансирования, курсовой политики и конвертации. По поводу кредитной ставки на встрече завязался разговор с представителем Национального Банка. Он утверждал, что кредитная система в банке и в стране в целом, функционирует нормально. Звучало это, по меньшей мере, странно. Я попытался объяснить на примере своей недавно организованной фирмы, которая разработала свой туристический продукт и ждет получения лицензии. Стартового капитала хватило только на эти действия. Необходимо обеспечить дальнейшее функционирование компании. Туроператорская деятельность не начнет сразу приносить деньги, это медленно стартующий бизнес, хоть и очень прибыльный. Первая идея – взять кредит. Для этого нужно иметь хороших знакомых в банковской системе, которые, если все сложится идеально, обеспечат тебе получение кредита со ставкой примерно в 20%. Это в лучшем случае. Чуть легче получить кредит с годовой ставкой выше 30% с ежемесячными выплатами и первым взносом в 25%. Но вероятность получения и такого кредита очень мала, и это не вина банков. Против них работает сразу три определяющих фактора: разница биржевого, рыночного и государственного курсов; отсутствие свободной конвертации; чрезмерная инфляция. С теми же самыми проблемами сталкивается каждый день и частный бизнес.

Отдельно хочется остановиться на 3 пункте вышеупомянутого Указа о предпринимательской деятельности. Этот пункт отменят с 1 января 2017 года все внеплановые и встречные проверки субъектов предпринимательства. Эта новость очень обрадовала бизнесменов. Однако лично я с этим пунктом согласиться не могу. Ведь большое количество нарушений, которые предприниматели совершают, связаны с несовершенством системы. Частник вынужден обходить закон, чтобы приобрести валюту, обналичить деньги, разменять валюту по рыночному курсу и т.д. И вместо того, чтобы исправить эти несовершенства системы и дать предпринимателям работать чисто и открыто, нам фактически  выдают карт-бланш на дальнейший обход этой системы.
 
В заключении могу сказать, что в рамках этого круглого стола нам активно пытались объяснить, что властям все известно, и «там» полностью открыты к диалогу. Но, увы, все эти диалоги и обсуждения будут совершенно бесполезны, пока правительство не решит самые базовые проблемы, которые лежат на самой поверхности. Это в первую очередь проблемы кредитной системы, разницы курсов нашей валюты и проблема конвертации. Без этого, все остальные действия будут иметь точечный эффект и никак не поспособствуют развитию той или иной индустрии предпринимательства.
 
Мурат Сарсенов