,

Что мешает развитию общественного транспорта в Ташкенте

Коллаж Ровшана Шагаева

В Ташкенте время ожидания автобуса сократилось более чем вдвое – с 22 до 10 минут.  Это один из результатов решения проблемы общественного транспорта, который требует комплексного подхода многих городских служб, в том числе улучшения дорожной инфраструктуры.

22 января заместитель председателя Комитета Сената по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в государственных органах Фарход Бокиев направил министру транспорта сенаторский запрос, в котором отмечается, что спрос на общественный транспорт увеличился из-за регулярного роста населения, но качество обслуживания некоторых видов общественного транспорта остается низким.

Общественный транспорт должен способствовать социальной интеграции, облегчая мобильность людей и способствовать развитию городской инфраструктуры. К примеру, автобусные остановки в столице расположены таким образом, что с любой точки города расстояние до ближайшей остановки составляет не более 600 метров. Всего в Ташкенте 2 453 автобусные остановки.

В Ташкенте, по сообщению «Тошшахартрансхизмат», общественным транспортом охвачено 98% территории. Количество маршрутов увеличилось с 148 в 2022 году до 167 в 2023 году, включая 11 магистральных, 101 связующий, 41 подвозочных и 14 кольцевых маршрутов.

Как сообщили Anhor.uz в «Тошшахартрансхизмат», точность выполнения рейсов теперь составляет 76 процентов, что привело к увеличению ежедневного пробега автобусов – он вырос с 274 000 километров в 2022 году до 450 000 километров в 2023 году.

Это увеличило пассажиропоток на 64 процента по итогам 2023 года по сравнению с предыдущим годом.

Увеличению пассажиропотока способствовало также обновление и расширение парка. «Тошшахартрансхизмат» закупил в 2023 году 1 087 новых комфортабельных автобусов, списал 201 и передал в регионы 360 транспортных средств. В целом автопарк обновлен на 60%.  Закупка автобусов-гармошек увеличила вместимость на популярных маршрутах почти в два раза — с 88 до 150 пассажиров.

Развитие автобусного парка, как единственного наземного общественного транспорта, может стать ключевым элементом в решении проблем перевозки пассажиров в столице. Однако в Ташкенте на каждые 100 тысяч человек приходится всего 60,21 автобуса. Для сравнения, Алматы с площадью 682 квадратных километра и населением 2,21 миллиона человек активно развивает свою общественную транспортную систему, предоставляя на 100 тысяч человек 110,39 автобусов.

За 2023 год доход от перевозки пассажиров увеличился с 233 миллиардов до 430 миллиардов сумов. В то же время из-за роста цен на топливо и увеличение зарплаты водителей и другого персонала, себестоимость проезда одного пассажира выше, чем стоимость билета. Это означает, что «Тошшахартрансхизмат» работает в убыток и, тем не менее, нуждается в увеличении количества автобусов.  Важно отметить, что так обстоит дело во всех мегаполисах – городской транспорт является одной из самых важных статей расходной части бюджета.

При этом стоимость билетов для пассажиров в Ташкенте остается одной из самых низких по сравнению с другими городами в Центральной Азии. В Ташкенте она составляет 0,27 доллара, в то время как в Москве — 0,46 доллара, в Санкт-Петербурге — 0,86 доллара, и в Алматы — почти доллар, 0,93 доллара.

Неотъемлемой частью улучшения работы общественного транспорта является и развитие дорожной инфраструктуры. Однако, из запланированных 252 километров выделенных специальных полос для автобусов, на сегодняшний день удалось добиться лишь 96 километров.

Необходимость в современных, грамотно спланированных эффективных маршрутах, современных комфортабельных автобусах с течением времени будет только нарастать.  Развитие автобусного парка в сочетании с модернизацией дорожной инфраструктуры предоставит горожанам более эффективные, удобные и экологически чистые варианты для перемещений в пределах города.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.