Какая налоговая реформа нужна для развития сферы реального производства в Узбекистане?

Фото: pexels.com

Президент Узбекистана поставил амбициозную задачу: увеличение ВВП. Экономические реформы идут полным ходом. Развиваются различные отрасли экономики. Однако, взглянув на открытые данные, мы увидим, что доля, например, промышленного производства, меньше, чем торговля. В ВВП развитых стран сфера реального производства, несмотря на рост сферы услуг, остается значимой и весомой.

Возьмем, например, Германию. По данным 2020 года доля сферы промышленного производства составила 23% против сферы торговли, которая составила 16% вместе с транспортом. Сфера услуг любой страны также испытывает влияние роста реального производства. Оказывать услуги невозможно без реального производства. Простой пример: оказание информационных услуг невозможно без средств связи и электронного оборудования, которое производится на заводах и фабриках, и таких примеров масса.

Таким образом, отрасль реального производства подпитывает сферу услуг и до сих пор является локомотивом роста экономики во всем мире. Особенно остро этот вопрос стоит в Узбекистане, так как в наших специфических условиях добиться роста ВВП без роста реального производства становится практически невозможным.

Налоговая политика государства – это мощный инструмент, который может стимулировать рост реального производства и вовлечение капиталов в данную сферу. Чем больше простимулирована налоговыми инструментами сфера реального производства, чем более прозрачны «правила игры», тем более данная сфера выглядит привлекательной и для международных инвесторов. Население Узбекистана перевалило за 35 миллионов человек, у нашей страны выгодное географическое положение в рамках ЦА – все это делает нашу страну привлекательной и для развития сферы реального производства, и для потенциальных инвесторов. Однако, по мнению экспертов, производителей и ряда журналистов и исследователей, налоговые инструменты для стимулирования роста реального производства используются не в полной мере. Есть что улучшать, и есть ряд направлений, которые можно углубить для облегчения положения производителей именно в сфере налогообложения.

Структура экономики Германии в 2020 г. Источник: Statistisches Bundesamt

Какая налоговая реформа нам нужна для развития сферы реального производства в Узбекистане? С этим вопросам мы обратились к экспертам в сфере налогообложения Светлане Голосовой и Гульнаре Эргашевой.

Светлана Голосова, эксперт в сфере налогообложения и аудита: В Узбекистане осложнен расчёт налога на добавленную стоимость, и требуется отделить его от налога на прибыль – это создает нагрузку на бухгалтеров. Налог на добавленную стоимость должен, образно выражаясь, «жить своей жизнью». Требуется упростить взимание НДС. Сложность расчёта НДС и администрирование НДС создает проблемы для предпринимателей.

Налог на прибыль также создает определенные сложности. Налог на прибыль не отвечает современным реалиям и также «пугает» бухгалтеров. Требуется отработать формы отчетности, стандарты, утвердить формы счетов. Подготовительная работа при введении новых форм налогообложения недостаточна. Налог на имущество для производителей также создает определенные сложности. Для начинающих производителей налог на имущество является сложностью в том виде, в котором существует ныне. Налог на имущество нельзя назвать справедливым. Налог с оборота требует не квартальной, а месячной отчетности, что также создает сложности для производителей. Администрирование усложнено, что создает сложности для бухгалтеров.

Журналист Ринат Сагитов: Рост производства ведет к росту количества занятых работников на производстве, то есть к увеличению рабочих мест. Однако при этом увеличение количества работников ведет к увеличению налоговой нагрузки на предприятие. Как вы смотрите на предложение уменьшать налоговую нагрузку на производителя при увеличении количества рабочих мест?

Светлана Голосова, эксперт в сфере налогообложения и аудита: Замечательное предложение. Я бы немного по-иному на него взглянула. Мы ушли от прогрессивной шкалы налогов на доходы физических лиц и фактически уровняли всех. Я предлагаю вернуть шкалу прогрессивного налога на доходы физических лиц в том или ином допустимом для нашего уровня развития виде. Можно было бы учитывать национальный менталитет и национальные особенности нашей страны. То есть работникам, имеющим много детей, предоставить возможность снижения ставки налогов. Такая практика имеется в ряде зарубежных стран.

Журналист Ринат Сагитов: Какие три шага в налоговой сфере нужно сделать сегодня, чтобы завтра производственные предприятия, увеличили свое производство, развивали его и увеличивали ВВП страны.

Светлана Голосова, эксперт в сфере налогообложения и аудита: Первое: упростить диалог между налоговиками и производственниками – «услышать» производственников. Второе – упростить администрирование. Налогоплательщики находятся, образно выражаясь, «под колпаком» налоговиков. Партнерство налоговиков и предпринимателей должно выйти на новый уровень сотрудничества. Упрощение системы администрирования и ответственный подход к нормотворчеству должностных лиц – действенные шаги для роста производства. Эти меры, принятые сегодня, способны облегчить работу предпринимателей, занимающихся реальным производством.

Гульнара Эргашева, эксперт: В Узбекистане в настоящий момент действуют льготы и преференции для производителей, и они связаны с их географическим положением, например, ряд льгот действует для Каракалпакстана. Имеется и ряд иных льгот для производителей. Для стимулирования производства есть ряд инструментов, которые обычно задействуются правительством: снижение ставки налогов, предоставление преференций при растаможивании ввозимого оборудования и т.д. Однако здесь необходимо внимание на зарубежное инвестирование. Для роста реального производства необходимо зарубежное инвестирование. По опыту работы я часто консультирую зарубежных инвесторов. Методология нашего налогообложения и налоговые ставки зарубежным инвесторам нравятся. Опасения инвесторов вызывает наше налоговое администрирование. Не все можно воспринимать в системе налогового администрирования адекватно.

Систему налоговых проверок требуется переработать и сделать более прозрачной и приемлемой, а также систематизировать ее. Суммы штрафов не соответствуют совершенному правонарушению. Приведу простой пример: при неправильной продаже подакцизного товара стоимостью двадцать тысяч сумов сумма штрафа может составлять три миллиарда сумов. Президент во время встречи с предпринимателями также призывал совершенствовать систему налогового администрирования и в том числе критерии, используемые при наложении штрафов на предпринимателей. Многие предприятия просто не в состоянии платить огромные штрафы, не пропорциональные совершенному правонарушению. К сожалению, предложения президента не учтены в полной мере в системе администрирования налогообложения. Суммы штрафов остаются огромными.

Журналист Ринат Сагитов: Какие три шага в налоговой сфере нужно сделать сегодня, чтобы завтра производственные предприятия, увеличили свое производство, развивали его и увеличивали ВВП страны.

Гульнара Эргашева, эксперт: Производственным предприятиям необходимы налоговые каникулы для становления при их открытии, так как производство – сложный технологический процесс и требует времени, связанного со строительством, наладкой оборудования и т.д. В области проверок производственникам нужны налоговые каникулы на время становления и развития производства, в части проверок и контроля.

Производственным предприятиям необходимы субсидии и материальная поддержка государства. Для производственных предприятий необходима особая система субсидий, которая могла оказываться лишь им.

При создании рабочих мест и увеличении числа занятых граждан необходимо снижать налоговую нагрузку на производственные предприятия и граждан, занятых в сфере реального производства. Подобная мера может стимулировать предприятия, увеличивать как производство, так и количество рабочих мест, благотворно влияя на социальную сферу.

Заключение

Рост реального производства и рост ВВП – взаимосвязанные тенденции. Достичь роста ВВП без роста реального производства не представляется возможным.

Из беседы с экспертами мы можем сделать следующие выводы: налоговый инструментарий, который может использоваться для роста реального производства, не используется в полной мере, и может быть в дальнейшем задействован в более полной мере. Имеющиеся затруднения в виде излишнего администрирования должны быть упрощены и оптимизированы. Система штрафов и критерии их наложения должны быть пересмотрены. К производственным предприятиям требуется отдельный специализированный подход, учитывающий сложности производства и особенности технологического процесса. Требуется социализация системы налогообложения работников именно производственной сферы с учетом национальных и иных факторов, могущих влиять на рост производства и рост количества рабочих мест.

Самый важный момент – это углубление и расширение диалога между предпринимателями и налоговиками с учетом понимания важности стратегически важного направления, роста реального производства, как одного из важнейших столпов динамично развивающейся экономики Узбекистана.

Ринат Сагитов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.