В свете внимания, которое Узбекистан оказывает проблемам медицины, самое время поговорить о качестве медицинской помощи на местах в условиях низкого  качества подготовки узких специалистов.
 
Моя практика, а я как специалист выезжаю в командировки для оказания практической помощи, показывает, что уровень подготовки специалистов невозможно поднять за счет периодических занятий по повышению квалификации. Через месяц-другой после окончания цикла занятий, уровень знаний вновь падает. У врачей, работающих в поликлиниках нет понимания динамики течения заболевания, его различных проявлений в зависимости от возраста, состояния организма, принимаемых лекарств. Врачи плохо отслеживают и часто пропускают начальные стадии серьезных заболеваний, этапы различных осложнений, побочных реакций. Вот это беда для больных. 
 
На мой взгляд, проблема кроется в непонимании важности наблюдения за пациентом. Если врачи в больницах имеют возможность постоянного наблюдения состояния пациента, то в поликлинике подобный контроль, осуществить невозможно: больной пришёл, получил назначения и ушёл. Отсюда проблемы. Врачу неизвестно как пациент отреагировал на прием препаратов, как микроб отреагировал – был ли он уничтожен антибиотиками или все же оказался устойчив к ним, и, тем самым, препарат принес пациенту не пользу а вред. И здесь нет вины врача – у поликлиники нет ресурсов осуществлять такой мониторинг и проводить сложные анализы. Этого просто не предусмотрено в обязанностях поликлиники.
 
В поликлиниках отсутствует практика оказания первичной хирургической помощи на местах. Попытки были, однако успехов не имели, в том числе из-за сильного противодействия врачей стационаров. Это для них прямая потеря денег, и поэтому руководители крупных обьединений, чей вес и авторитет высоки, препятствовали и будут препятствовать развитию локальной хирургии, выставляя на ее пути всяческие, порой надуманные препоны. Согласен, что процесс становления этого вида услуг сложен, но его необходимо пройти, чтобы лечение было эффективным.
 
Однако, главная причина проста и банальна – высококвалифицированные специалисты не идут работать в первичное звено, в народ, поскольку нет достойной оплаты, адекватной уровню знаний и квалификации. Единичные случаи, когда квалифицированные специалисты попадают на работу в первичное звено демонстрируют высокую эффективность. Сразу возникает поток людей к такому врачу, увеличивается посещаемость, растет выявляемость различных заболеваний на ранних этапах, и, соответственно, вырастает качество оказания первичной медицинской помощи.
 
Мне, как специалисту работающему в первичном звене, решение проблемы видится в следующем:
Первое: скорейшее внедрение обязательного медицинского страхования. Важно точно определить сумму, которая была бы доступной для подавляющего большинства населения. При назначении реальной страховой суммы нет необходимости учитывать все обьемы возможного оказания медпомощи. На первом этапе страховка должна служить дополнением к существующему бюджету государственных средств, и должна выполнить функцию точного адресного стимулирования.
 
Второе: нет необходимости распространять страховку на крупные медобьединения. Стандартная страховка должна покрывать часть расходов только первичного звена  медицинской помощи.
 
Населению необходимо предоставить выбор из трех вариантов разных уровней.
Первый уровень - самая простая и дешевая страховка покрывающая только первичную лечебную сеть: все анализы, обследования и т.д. на уровне поликлиник. Такая страховка не должна превышать 30-50 тыс. сум в год. При таком раскладе, учитывая взрослое население страны, (из расчета взрослого работающего населения с учетом иждивенцев - около 15 млн. чел.)  бюджет получит в среднем около 600 миллиардов  сумов. Простая математика. Здесь надо четко дать понять, что страховка – обязательная, и, если ее нет, плата за оказание медицинских услуг будет высокая, полагаю около одного  миллиона сум. Страховка должна быть у всех людей, которые находятся на территории Республики, включая туристов.
 
Второй уровень страхования должен покрывать практически все оперативные и инвазивные мероприятия экстренных служб, средних медобьединений и горбольниц. Такую страховку должен оплачивать работодатель. Компания в обязательном порядке страхует каждого своего сотрудника на сумму не превышающую 100 тыс. сум на год. С учетом всех занятых по стране эта сумма составит, приблизительно, около от 100-150 млрд сум.
 
Третий уровень страхования должен покрывать все высокотехнологичные, емкие мероприятия и операции, связанные с такими мероприятиями, как трансплантации, операции при тяжелых, запущенных процессах, распространенных онкологических заболеваниях и других, где требуется высококвалифицированная помощь с возможным приглашением специалистов из-за рубежа. Такая страховка должна иметь высокую цену, и должна оплачиваться добровольно, людьми с высоким уровнем достатка.
 
На первых этапах необходимы средства накопления, на последующих их приумножение. При достижении определенной суммы, можно будет снижать страховую сумму второго уровня. Сумма страховки первого уровня должна оставаться неизменной всегда. Это позволит проводить дальнейшее накопление работающих финансовых средств для государства, а это в свою очередь позволит ежегодно без ущерба для бюджета страны повышать зарплату медработникам только за счет процентов от суммы страховок на депозите.
 
В перспективе, вероятно, можно освободить бюджет от статьи на медицинские дотации. По моим расчетам, за 10 лет от страховок при первом варианте аккумулируется сумма около 5 триллионов сумов. При грамотном управлении этими финансами, эта сумма будет на порядок выше. Это позволит безболезненно приглашать в страну на лекции, операции любую величину или светилу мировой медицины. При этом важна прозрачность, жесткий контроль со стороны государства за расходованием этих средств, чтобы нечистые на руку чиновники их не разбазарили.
 
Зарплата врача первичного звена на селе должна быть такой, чтобы у молодых специалистов был стимул возвращаться работать в родные места, а у городских медиков появился стимул ехать туда работать, возможно, даже после выхода на пенсию.
 
Это малая толика того, что можно сделать для того, чтобы медицина развивалась, чтобы качество, оказываемых медицинских услуг поднялось на уровень современных требований.
 
Все изложенное, несомненно, требует критического анализа, осмысления и тщательных расчетов со стороны специалистов. Однако, обсуждение должно быть совместным – финансисты и врачи всех уровней. Причем главенствующим должно быть мнение тех, кто работает в самом низу – первичном звене, поскольку реформы, проводимые сверху, и неудачи, которые они терпели мы уже проходили...
 
Надо твердо придерживаться принципа: анализ – план – реализация. Тогда и будет успех.

Врач высшей категории
Алишер А.

фото: НУз.уз