«Росатом» констатировал провал плана Путина по перевозкам грузов через Северный ледовитый океан

Фото: Christopher Michel (CC BY 2.0)

Госкорпорация «Росатом» резко снизила прогноз по объему грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) до 2031 года. Два сценария развития транспортной магистрали были представлены в сентябре на закрытом заседании совета участников судоходства. С их целевыми показателями ознакомился РБК.

Согласно базовому сценарию, в 2031 году через Северный Ледовитый океан будет перевезено 117 млн тонн груза. Перспективный сценарий предполагает объем перевозок на уровне 150 млн тонн. При этом по итогам 2024 года, как ожидают в «Росатоме», по СМП перевезут около 36 млн тонн груза.

В то же время, согласно указу президента РФ Владимира Путина, в 2024 году перевозки по СМП должны были составить не менее 80 млн тонн, а к 2031-му объем должен был увеличиться до 200 млн. Таким образом, реальный объем грузоперевозок окажется почти вдвое меньше запланированного.

По данным консультационной компании «Гекон», по итогам восьми месяцев 2024 года грузопоток по СМП составил 23,6 млн тонн, что на 0,6 млн тонн (на 2,6%) больше, чем за аналогичный период 2023 года. Основной прирост обеспечен экспортными поставками СПГ, которые превысили прошлогодние показатели на 1,3 млн тонн. При этом в январе—августе 2024 года просели перевозки навалочных грузов и нефти.

На сегодняшний день регулярные перевозки по СМП возможны только в западной части Северного Ледовитого океана, поскольку в восточной части маршрута (к востоку от Обской губы) более сложная ледовая обстановка и требуется постоянное сопровождение ледоколов класса Arc7, отмечают в «Геконе».

«Сегодня действующим флотом судов класса Arc7 располагают три проекта: “Ямал СПГ” (НОВАТЭК), Новопортовское месторождение (“Газпром нефть”) и “Норильский никель”. Все они заняты плановыми перевозками, продукция “Газпром нефти” и “Норникеля” вывозится на запад, а “Ямал СПГ” отправляет суда на восток только в расширенную летне-осеннюю навигацию в июне—январе», — говорит директор «Гекона» Михаил Григорьев.

По его словам, на фрахтовом рынке суда класса Arc7 отсутствуют, поэтому развития круглогодичной навигации можно ожидать только после создания флота под проекты «Арктик СПГ-2» и «Восток Ойл», однако сроки их строительства пока не определены. По оценке ЦНИИМФ, строительство нового отечественного газовоза класса Arc7 составит более шести лет.

План развития СМП до 2035 года, утвержденный правительством в августе 2022-го, необходимо было корректировать сразу после принятия, поскольку он не учитывал войну в Украине и западные санкции, «в результате в нем поставлены ложные цели», отмечает Григорьев.

Согласно программе правительства, до 2035 года в стране должно быть построено 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП, а также терминалы по перевалке угля, нефти и сжиженного природного газа (СПГ), порты и аварийно-спасательные центры. На текущий момент у России есть шесть судов ледокольного флота, которые находятся под управлением «Росатома».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.