История фотокорреспондента DARYO Мадины Нурман

Впервые с нарушением авторских прав столкнулась около двух лет назад. Один паблик (публичная страница) украл мое авторское фото, поместив свой логотип. Потребовала заменить фото оригиналом с указанием автора. Нарушитель извинился и сказал, что нашел фото в поисковой системе. Да, проблема решилась, но в последнее время таких случаев становится все больше и больше.

Проблема очень простая – крадут фото

Проблема очень простая – крадут фото, убирают оригинальный логотип (водяной знак) и выставляют на своих ресурсах без указания автора. Самый распространенный ответ на справедливые претензии фотокорреспондентов ­– фото найдено в поисковых системах. Далее просишь нарушителей предоставить скриншот, доказывающий, что фото взято из Яндекса или Google. Разумеется, никто не отправляет его, говоря, что забыли или вовсе исчезают и блокируют чат. 

В Узбекистане есть закон, регулирующий авторское право, но нет культуры. Я не вижу штрафов и судов. Во избежание кражи работ фотокорреспондентам приходится технически уменьшать кадр – сжимать фотографии. Также ставить логотипы, водяные знаки – но этого недостаточно.

Считаю, необходимо регулярно проводить тренинги и семинары с главными редакторами сайтов, готовить публикации и всевозможно привлекать внимание к этой теме. Одно дело, когда пользователь публикует фотографии на своих личных страницах в социальных сетях и совсем другое, когда профессиональные журналисты крадут работы коллег. Журналисты должны нести ответственность.

История видеомонтажера Олима Хамзаева  

Впервые столкнулся с нарушением авторских прав, когда в Telegram-канале «Эхо Узбекистана» (41к подписчиков) выложили видео из моего Tik-Tok аккаунта. Изначально ролик был в вертикальном формате, в канале его опубликовали в обрезанном под квадрат виде, также был изменен никнейм.

Была лишь одна реакция – непонимание. Как можно использовать чужой труд для личного пиара?

Нашел по указанному никнейму якобы автора видео. Была непродолжительная беседа, в конце которой он принес извинения. С «Эхо Узбекистана» ролик удалили, выставлять повторно с верным указанием автора отказались».

Следующий инцидент связан с Telegram-каналом «Дайджест-Новости Узбекистана» (89к подписчиков). «Администраторы ресурса наложили свой водяной знак поверх моего. Под постом знакомые написали комментарии о нарушении авторских прав, которые, разумеется, исчезли.

И еще один случай с тем же роликом связан с аккаунтом «gorod24_tashkent» (1,8k подписчиков) в Instagram. Им отправила видео какая-то девушка. Зашел в ее профиль и увидел там еще один мой ролик с TikTok. Также она выложила их в свой Telegram-канал. Связался с администратором «gorod24_tashkent». Они сразу же удалили и повторно выложили с верным указанием автора.

А законно ли это?

Публикация фото- и видеоконтента со стороны авторов в социальных сетях часто приводит к их незаконному копированию со стороны третьих лиц. Технические возможности позволяют копировать контент без ущерба для качества и убирать опознавательные знаки автора.

Сообщества в социальных сетях и даже интернет-CМИ используют фото- и видеоконтент без разрешения авторов и без указания источника. С точки зрения законодательства об авторских правах, это является нарушением и примером незаконного использования контента.

Автор имеет право на опубликование произведения любым способом. Однако тот факт, что контент размещен в сети в свободном для просмотра доступе не дает права на его копирование. При этом не имеет значения, используется контент для коммерческих или некоммерческих целей.

Использовать, копировать, размещать фотографии и видео вне зависимости от целей можно лишь с письменного разрешения автора и при условии выплаты авторского вознаграждения.

Охрана произведения возникает с момента создания контента творческим трудом автора. Отсутствие требования регистрации создает ситуацию, когда авторство необходимо доказывать в случае нарушения. Презумпция авторства устанавливает, что лицо, указанное автором произведения, считается таковым, пока не доказано иное. Однако данные меры не гарантируют, что исключительные права не будут нарушены, либо оспорены в суде.

Средства защиты авторских прав сложно реализуются на практике

Проблема в том, что в Узбекистане не существует системы подачи жалоб о нарушениях авторских прав в сети интернет – так называемая система take down notice.

По факту автор может только обратиться в суд. Но судебная защита авторского права в Узбекистане сложный и затратный процесс. Низкий уровень, а зачастую абсолютное непонимание института авторских прав со стороны судов и судей приводит к тому, что такие споры фактически не рассматриваются.

Незаконное копирование фото контента приводит к нарушению экономических и моральных (неимущественных) прав автора.

Другая сложность заключается в том, что установить личность нарушителя иногда невозможно. Данные о владельцах доменных имен вебсайтов являются конфиденциальной информацией, а владельцев Telegram-каналов установить невозможно.

Каким же образом защитить фотографии при публикации?

Авторы часто опускают руки и перестают бороться с воровством контента, потому что не хотят тратить время на доказательство правоты. Также многие не знают четкого плана действий.

Средства защиты можно разделить на юридические и технические

Юридические меры могут включать направление претензий нарушителю по указанным контактам в группах и на сайтах. Если нарушитель не отвечает на претензию и не убирает незаконный контент, необходимо обратиться с заявлением в Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан или суд. Авторы имеют право на взыскание материального и морального ущерба в судебном порядке. Но зачастую, факты нарушения остаются без должного внимания и не влекут никаких последствий для нарушителей. Даже при высоких шансах на успех, требуемые финансовые и временные издержки останавливают авторов контента от юридических мер.

В целях защиты авторства на фото- и видеоконтент:

- всегда сохраняйте исходные файлы фото и видео материалов, которые публикуются в общем доступе;
- публикуйте фото- и видеоконтент под вашим авторством, что автоматически предоставляет вам охрану и презумпцию авторства;
- всегда заключайте письменные соглашения при передаче фото и видео контента для использования третьим лицам и устанавливайте объем и границы использования;
- депонируйте или регистрируйте авторские права на фото- и видеоконтент – это будет служить дополнительным доказательством авторства;
- используйте знак охраны авторских прав © и уведомление об авторском праве – это будет информировать лиц о том, что использование контента без разрешения автора не допускается.

Технические средства защиты фотоконтента:

- водяные знаки, которые лучше размещать вдоль всей фотографии. В таком случае фотографию будет сложно отредактировать без ущерба для изображения;
- цифровые метки – метаданные с цифрового фотоаппарата, которые содержат оригинальные характеристики, дату, время, локацию и другие сведения о цифровом файле;
- скрытые картинки – это прозрачный слой, накладываемый на фотографию с помощью графических редакторов, например в Adobe Photoshop;
- запрет контекстного меню – мера, которая не позволяет скачать или сохранить изображение, размещенное на странице сайта.

Сервис Google+ позволяет привязать изображение к своему аккаунту как к первоисточнику. Добавление url источника также автоматически будет добавлять ссылку на оригинальный источник при копировании контента.

Интернет-СМИ и администраторам Telegram-каналов необходимо проверять информацию и просить исходники контента перед публикацией, чтобы избежать нарушения авторских прав на чужую интеллектуальную собственность. Также необходимо всегда указывать оригинального автора, потратившего время, энергию и творческие ресурсы.

В конечном счете, защита авторских прав остается прерогативой создателей контента. Нужно чаще освещать проблему нарушения авторских прав, и тогда в обществе постепенно сформируется культура уважения чужого творческого труда.

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный Мадина Турсунова