«Я буду убивать… Пленных не будет!»
Страшные слова снайпера Кузибая: «Я буду убивать… Пленных не будет!» сопровождают вас все 100 минут фильма «Берлин – Аккурган». Но фильм – не только о войне. Он – о любви. О любви мужчины и женщины, о любви к своему кишлаку, где родился, и своему полю, которое кормит. О любви к жизни… И о том, сколько надо пережить, перенести, вытерпеть, чтобы её, эту жизнь, не испоганить и в конце жизни на старых, уже несгибающихся подбежать к своей Гулшод и иметь смелость сказать: «И все-таки я тебя люблю!» И тогда весь зрительский зал вскочит и зааплодирует, и женщины в зале будут плакать, а ты будешь всем ласково улыбаться, зная, что лучше в этой жизни уже не будет…
Речь – о фильме «Берлин – Аккурган» и его создателе Зульфикаре Мусакове. Он говорит, что сделал этот фильм потому, что молодые о Великой Отечественной войне ничего не знают, да и взрослые, стесняясь чего-то, что ли, называют ее Вторая мировая. Хотя война стала не только великим испытанием для каждого узбекистанца на фронте и в тылу, но и великим поводом для демонстрации воинской доблести, храбрости и мужества, для чего, в конце концов, и появляются на свет настоящие мужики. Сейчас в нашей армии придумали учить солдат по «Уложению» Тимура. Хорошая мысль… Но лучше покажите этим ребятам «Берлин-Аккурган»…
Свою страшную клятву Кузибой дал себе, увидев четвертованного солдатами вермахта родного дядю. И в своем солдатском мешке-«сидоре» с тех пор возил за собой уши застреленных врагов. Индейцы снимали скальп, японцы срезали кожу с лица, Кузибой решил по-своему… Он был хороший солдат, и таких трофеев в его мешке скопилось много. Зульфикар Мусаков рассказывал, что, когда писал сценарий, нашел такую статистику: среди советских снайперов первенство держали сибиряки – русские и якуты, а вот на втором месте были как раз узбеки.
«Пленных не брать» — это простая идея простого крестьянского парня. Конечно, Кузибой никакой не стратег, и не знает, как воюющей Советской стране было трудно «обеспечивать» каждого из 2,5 миллионов военнопленных немцев, румын, итальянцев и еще бог знает кого. ( Пришла пора напомнить, что Красный Крест настойчиво требовал для каждого военнопленного ежедневно 2773 килокалории. Продолжительность трудового дня пленных составляла всего 8 часов. В то время, как на заводах Узбекистана и всей Советской страны дети и женщины работали по 16 часов! А, согласно циркуляру НКВД СССР от 25 августа 1942 года, пленные имели денежное довольствие. Так мы им еще и платили!) Правильно решил Кузибой!
Это, конечно, совпадение, но именно в Аккургане 50 лет назад руководитель Узбекской республики Шараф Рашидов открыл самый высокий в Средней Азии памятник солдатам той войны. На экране Зульфикар Мусаков сначала показывает предвоенные события: как все начиналось и почему… Аккурган, колхоз имени Сталина (а имени кого же?). Быт, сложенный из проблем и доброго крестьянского юмора.
А вот Москва – где в театре В. Мейерхольда работает будущая звезда узбекской сцены, кино и радио Марьям Якубова (между прочим, внучка губернатора Тегерана Исаака Юнусова). И тоже – быт, сложенный из проблем и не всегда доброго артистического юмора. В Кремле, в километре от театра В.Мейерхольда, сидит И. Сталин, которого боготворят аккурганские колхозники, но который пока только думает, как же их защитить от грядущей напасти – от войны. А вот Зульфикар Мусаков переносит нас в Бергхоф, это штаб-квартира Гитлера в долине Берхтесгаден в Баварских Альпах. И мы присутствуем на совещании, где изверги рода человеческого придумывают, как бы им поскорее, поэффективнее и притом подешевле убить и аккурганцев, и москвичей и всех-всех-всех, до кого дотянутся их мерзкие ручонки… (Режиссер дает возможность актерам говорить по-немецки. Поскольку не все в зрительном зале хорошо знают немецкий, идет закадровый перевод , но все равно – «эффект присутствия». Мурашки по коже…) Одного фашисты пока не знают: на их кровавом пути встанет снайпер Кузибой. И простые ребята из его роты – узбеки, русские, армяне, евреи, буряты…
И тогда будет этим преступникам то, что на простом солдатском языке называется «кранты». А солдатам роты Кузибоя будет вечная благодарная память – в конце фильма они крупным «портретным» планом один за одним проходят по экрану, улыбаясь нам, потомкам. Они ушли из мира живых. Ушли достойно, а потому останутся с нами навсегда…
Режиссер Мусаков – суровый человек. Он не оправдывает Кузибоя, но показывает, с какими нелюдями имели дело наши солдаты. 1930-й год , Берлин. На одной лестничной площадке – две семьи. В одной – славный парнишка, в другой – очень симпатичная девчонка. Они строят друг другу глазки и, могло статься, через лет 10 стали бы добропорядочной бюргерской семьей. Но девочка-то — еврейка. А славный парнишка через 10 лет уже – эсэсовец, и, как и полагается «сверхчеловеку», «очищает мир от неполноценных» рас, то есть славян, евреев, мусульман… «Очищает» и от своей подруги вместе со всей её семьей.
Режиссер Мусаков – скрупулезный исследователь. В видениях Кузибоя он показывает, что могло бы случиться, если бы вермахт сумел перебраться через Волгу в районе Сталинграда. Тогда перед фашистской ордой в степях не было бы никаких преград. Об этом, единственный из местной прессы, писал anhor.uz . Мусаков это беспощадно прослеживает. Главой рейхкомиссариата Туркистан в 1942 году уже был назначен А. Шикеданц. Бандит с самой кровавой биографией, какую можно представить. Это тяжело, но Мусаков тверд: смотрите и сделайте же выводы! И мы видим, как по улице Аккургана идут гитлеровские солдаты, с любопытством заглядывают в окна: кто тут еще живой остался? Как фашисты ломают узбекскую лепешку и, морщась, пробуют на вкус… Страшно? Так думайте…
У этого фильма — непростая история. Как и у всего нашего нынешнего кинематографа. У нас, по приблизительным расчетам Зульфикара Мусакова, около 200 (!) частных студий. Вот они и заполняют экраны…
Те, кто по призванию и по божьей искре являются кинорежиссерами, в меньшинстве. Считается, что государство выделяет ежегодно финансирование на 15-20 фильмов. Может быть, столько и снимают на государственные деньги, только вот что-то в кинотеатрах не видно. Разрешения на свой предыдущий фильм Мусаков ждал три года ( ! ). На «Берлин-Аккурган» были отпущены деньги, равные однодневному гонорару артиста Голливуда. Сказать – сколько, я просто не могу, это позор какой-то. Я попросил московских коллег прокомментировать эту сумму, мне сказали, что «здесь на эти деньги даже бы не запустились». Да, Мусаков вышел из положения. Действие, как мы уже знаем, происходит в нескольких странах.
Так вот гитлеровский Бергхоф снимали в горах Ташкентской области… Далее по списку. А в разгар съемок, в сентябре прошлого года, финансирование вообще прекратилось. Как почувствовал бы себя скрипичный маэстро, если в самый-самый момент его творческого взлета у него выхватили бы скрипку? У Мусакова — выхватили. Ну ладно, артистам из Узбекистана это неприятно, но привычно. А что должен был сказать режиссер иностранным артистам?..
На этом сегодня все. Остались за кадром другие события в нашей стране и вокруг, причем весьма важные. Но поразмышлять о нашем прошлом вместе с умным собеседником, с талантливым артистом – еще важнее. Дорога вперед становится понятнее…
До встречи здесь же,
Юрий Черногаев.
Комментарии