Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности.
 
Б. Шоу

Прошло 27 лет, как Узбекистан обрел Независимость, ушел от коммунистического прошлого, но сложившийся годами, а возможно веками принцип нетерпимости к чужому мнению, убежденность, что «кто не с нами – тот против нас» не только остался, но становится все ощутимей.
 
Хочется напомнить: времена изменились, другими стали люди, выросло их самоуважение. По прошествии 27 лет Независимости не все поняли принципиальную разницу между свободным, демократическим обществом, в котором обеспечено уважение к иному мнению и образу жизни и тем, которое сложилось у нас и имеет, пока, во многом формальные признаки современного общества.
 
Согласно Конституции Узбекистана только суд может объявить человека виновным, каждый имеет право на свои убеждения. Проще говоря, чего нельзя делать написано в уголовном Кодексе, а что каждый гражданин обязан – в Налоговом. В остальном все граждане свободны. Как одеваться, как проводить свое время: для одного наслаждение ходить в мечеть на молитвы, для другого – сходить с друзьями в ночной клуб. Для одного удовольствие и разрядка - уединиться с книжкой, для другого – пойти в тренажерный зал или смотреть сериалы о любви. И, хочу заметить – тот, кто ходит в ночной клуб также может любить книги, а тот, кто туда не ходит, может быть полным невеждой. Однако, это личное дело каждого гражданина и его выбор является его правом. То есть каждый свободен в рамках закона.
 
Читая дискуссии в социальных сетях, прихожу к пониманию, что мы ещё не усвоили, и, к сожалению, не хотим усвоить эту истину. Каждый хочет выстроить все общество исключительно по своему образу и подобию, считает свою правду Истиной.
 
Когда речь идет о рядовых гражданах, это приводит к бытовым ссорам и разборкам, порой оскорбительным, однако это все же личное дело одного, двух человек или небольшой группы. Гораздо опасней для развития страны, когда чиновники считают свое понимание какой-то ситуации Истиной в последней инстанции и навязывают её обществу или его немалой части. Однако, «правда» чиновника может быть следствием низкого уровня его образования или элементарного невежества, порой, даже в той сфере, которая ему доверена, не говоря о таких тонких проблемах, как искусство или религия.
 
Самый яркий недавний пример – указание чиновника закрасить фрески народного художника, академика Академии художеств Баходира Джалалова в Кокандском театре. Личная правда, то есть мнение чиновника состояло в том, что «это не соответствует национальному менталитету. Почему вдруг, личный вкус чиновника, его образование должны становиться мерилом «национального менталитета», его низкий уровень понимания гуманной сути ислама, еще более низкое понимание ценностей Всемирной культуры – мерилом уровня культуры для остальных граждан?
 
Считаю, что менталитет нации понятие слишком сложное, большое и тонкое чтобы отдельно взятый человек или какой-либо совет определял его границы. Иначе за его пределами окажутся многие люди, включая экспертов. Не будем уходить в прошлое, а вспомним грустные для Узбекистана недавние истории с творческими людьми, специалистами науки, культуры и искусства, которые, достигают вершин за рубежом, убегая от губительных запретов, нетерпимости к иному мнению, имиджу у себя на Родине – в Узбекистане.
 
Менталитет нации, к тому же не есть нечто застывшее на века. Эта тема, которая ещё ждет своих вдумчивых исследователей, а не разных чиновников или, так называемых экспертов, которые хотели бы угодить сиюминутным настроениям кого-то из руководителей.
 
К сожалению, с каждым годом все яснее становится тенденция, когда религией пользуются как некими ограничителями, кандалами, буквально диктуя государственным чиновникам, деятелям культуры, гражданам следовать её предписаниям.
 
Складывается впечатление, что некоторые лица, занимающие высокие посты не понимают, что ислам важная, но все же всего часть общечеловеческой цивилизации. Огромное число культурных ценностей, знаний было сотворено человечеством ещё до появления ислама, а так же параллельно с существованием этой религии.
 
И, если уж Узбекистан хочет быть конкурентоспособным, он не должен действиями чиновников,  плохо понимающими эти общеизвестные истины, тормозить развитие запретами, которые бесполезны, а порой вредны для общества. В каждой ситуации необходим креативный подход, основанный на уважении личных свобод и прав личности, в рамках предоставленных ему законодательством Узбекистана.
 
Давайте помнить и чтить статью 10 Конституции Узбекистана: «...Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана» и статью 29: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом».
 
Ощущение личной Свободы – материя тонкая и чувствительная. Объявлять кого-либо недостойным человеком только за то, что он любит ходить в ночной клуб, мягко говоря, легкомысленно и выдает весьма поверхностный подход к проблеме. В нормальном правовом государстве никому не дозволено обвинять, кого бы то ни было заочно. Такой подход не объединяет общество, а рождает взаимное отчуждение.
 
Нашему обществу необходимо научиться культуре дискуссий, научиться считаться с чужим мнением и образом жизни. Человеку важно чувствовать себя в полной безопасности в любом месте – ресторане, пляже, ночном клубе, дискотеке, караоке, на улице в любое время дня и ночи.
 
Для этого должны культурно и предупредительно работать правоохранительные органы, частные охранные предприятия – вежливо, строго в рамках  полномочий, ясно и недвусмысленно определенных законом.
 
Иначе мы незаметно окажемся в путах религиозных догматов и ограниченных пониманий малообразованных, порой просто невежественных лиц.
 
Правда от истины отличается тем, что истину не знает никто, а правду знает каждый и у каждого она своя. Пусть так и будет и пусть каждый живет, как хочет в рамках законов Узбекистана, остерегаясь заставлять других следовать его представлениям. Тогда будет и мир, и развитие. Иначе – никак.

Мансур Ибрагимов