Продавцы времени
Популярный эксперимент в ценообразовании «Время — деньги» вырос из принципа «Плати, сколько хочешь» о котором мы говорили в прошлый раз. И на наш непрофессиональный взгляд, как нечто более логичное, чем просто идея халявы за три копейки, придуманная мадам Дениз Серрета из Солт Лейк Сити, и которую весело подхватили революционеры от бизнеса. В прошлом нашем обзоре мы убедительно доказали, что сверхприбыли и стабильности в «Pay what you want» (плати сколько хочешь) нет и быть не может. В силу особенностей человеческого организма, который очень неохотно расстается с деньгами, и если и склонен что-то жертвовать, то нерегулярно и мало.
Бизнес-модель «плати за время, все остальное бесплатно» был придуман русским бизнесменом Иваном Митиным, который, начал с принципа free donations (свободные пожертвования) в своем маленьком кафе «Дом на дереве». Народ просиживал там целыми днями, но платил гроши. Кафе было закрыто, поскольку на пожертвования особо не развернешься.
Нужен был постоянно-стабильный финансовый поток, который можно было бы контролировать. Так родилась идея – рубль в час. Сиди сколько хочешь, пей чай, кофе и жуй печеньки, играй в игры, читай книжку и занимайся серфингом в интернете, но плати за время.
Кому интересно, тот может погуглить историю становления этого бизнеса, который уже хорошо увеличился в объемах и количествах и оброс конкурентами. О рекламной стратегии в социальных сетях, об идеях и открытиях. Сейчас только в Москве несколько десятков антикафе, правда, по мнению бизнес-консультантов 90% заведений такого формата не окупаются. Ну, ясно же – восемь кафешек на одной улице размоют покупательскую способность до нуля. Продавать время – это замечательно, но внутри объекта продажи сидят налоги, аренда, закуп, персонал и еще куча других затрат. Сейчас в российских антикафе примерное количество посетителей 200 человек в день, это популярное времяпрепровождение. Будем надеяться, что мода на такие посиделки не пройдет.
В кафе существует правило «пяти часов» если ты сидишь уже шестой час – про тебя забывают и денег больше не просят.
В Ташкенте
Ташкентское Антикафе конкурентов не боится. Им пока интересно. К тому же у них всего один конкурент на метро Беруни, формат для студентов.
Я пришла в Антикафе только с одним вопросом «Где деньги лежат?», что за финансовый бардак они привезли из России, и собиралась незамедлительно уйти, но хозяйка заведения Лилия Миркаримова позитивный и гостеприимный человек, которого приятно слушать и с кем интересно общаться — мы проговорили час.
Идей для антуража Антикафе было несколько. Вначале хотели сделать по принципу квартирника — с бабушкиными комодами, баранками и конфетками, так как это начиналось когда-то прародителями формата. Но потом остановились на «золотой середине», не хайтек, как в Питере и не «гнездо на дереве» как в Москве — игровая, очень уютная комната со стеллажами, с настольными играми, интернетом и кофемашиной. Как в Ташкенте.
Была мысль — не поставить ли еще холодильник с колой и сэндвичами, за дополнительную плату, но поразмышляли и решили отказаться. Потому что это уже профанация идеи. Или мы Антикафе – или просто фас-фуд, которые в Ташкенте на каждом шагу.
Дизайн заведению делал Улугбек Холмурадов, и вначале просто хотели заказать мебель. Но все пошло по принципу – покрасил плинтус и заодно сделал ремонт в квартире. Мелочи потянули за собой глобальное. И получилось отлично.
Где лежат деньги?
Пока у Антикафе только расходы. Заведению всего месяц, говорить о прибыли сейчас рано и смешно. Но сценарий развития оптимистичен. Потому, что не они первые, и явно не последние, судя по конкурентам, которые уже появились и по отношению к своему делу.
Стоимость одной минуты в Антикафе – 300 сум. Стоимость минуты второго часа – 200, стоимость минуты третьего часа 150, а потом действует правило Трех часов, все что сверху – бесплатно. Таким образом, если вы решили сидеть в кафе до посинения, посинение обойдется вам в 27 тысяч. Недавно Антикафе зарегистрировало рекорд пребывания — 6 часов 40 минут.
— Лилия, — спрашиваю я, — так ведь все съедят?
Хозяйка пожимает плечами и улыбается. Таковы правила – «Уговор дороже денег». Либо Антикафе им следует, либо не стоило и начинать. «Всёсожруты» в основном школьники, во время каникул они оккупировали Антикафе, поедая все, что не приколочено, и хозяева кафе смотрели на все это с олимпийским спокойствием.
К слову, «всёсожрать» там почему-то не хочется. Я уже там второй раз. Пару конфеток осилили с друзьями, печеньку и по два стакана чая. Гораздо интереснее было общаться. Тем более, что в Антикафе есть чем заняться. Сейчас там есть вай-фай, дают пароль из кучи цифр и букв, можно работать за ноутом, можно назначить встречу и обсудить текущие моменты, можно поиграть в различные игры.
Целевая аудитория – от 12 и старше. На входе тебе выдают карточку, в которой фиксируется время, и сиди, сколько хочешь. На выходе карта считывает время и сумму.
Чем довольны посетители, я уже поняла. Чем недовольны?
Недовольны, как всегда не в тему. Почему нет еды – потому что это не чайхана. Хотите есть, слава Богу, в нашем городе это не проблема. Почему нет караоке – потому что это не караоке. См. выше. Почему нет кальянов и нельзя курить – потому что таков принцип, и см. выше. Общий ответ на все вопросы – у вас есть выбор, куда пойти. Пользуйтесь им.
Антикафе привлекает свою аудиторию, на которую имеет право, и которая ментально ближе владельцам. И устанавливает свои правила. Аудитории, на которую и рассчитан этот формат – нравится. Остальным в ресторан «Бахор».
Планов у Антикафе очень много. Но учитывая, что конкуренты не дремлют, они их пока не раскрывают. Пусть конкуренты думают сами, идеи витают в воздухе. В Одесском Антикафе, например, устроили бой подушками. В Питере одно из таких кафе имеет огромную зеленую зону, это то ли бывший ангар, то ли склад, и там ребята вынесли на травку мольберты и рисуют в свое удовольствие.
Одно можно сказать наверняка, следите за новостями из Антикафе, они приготовили множество сюрпризов. Часть из коммерческих тайн мне озвучили, и мне очень понравилось.
Кстати: В ближайшие месяцы Митин вместе с партнером Кульчицким планирует открыть заведения в Лондоне, Нью-Йорке, Тель-Авиве, а также в Хьюстоне, где кафе сначала будет «экспонатом» в галерее современного искусства, а затем уйдет в свободное плавание.
То есть отец- основатель нового ценового формата не бедствует и весьма доволен жизнью. Поэтому есть все основания полагать, что у ребят все получится. Главное у них есть – состояние души, когда важна тусовка, а не счет в банке. А отсюда до мирового господства совсем недалеко.
Асия Качаева,
специально для Anhor.uz
Комментарии