Вопросы к депутатам
Отшумели новогодние праздники и узбекистанцы, как и все земляне вступили в 2015 год. Праздники закончились и пора браться за работу, а ее, на мой взгляд – невпроворот.
Для наших сограждан, по крайней мере тех, кого я знаю лично, важен мир и стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие и толерантность.
К хорошему быстро привыкаешь и оно, это хорошее быстро становится частью жизни и вполне логично и закономерно воспринимается как норма. О хорошем много говорилось в праздники и говорится каждый день. Я не об этом.
Есть явления не очень приятные, но от нас, рядовых граждан мало зависящие. Например, год начался с обновленных цен на бензин, нового порядка и ставок уплаты налогов и заметно подросших цен.
Эти явления, ставшие привычными для узбекистанцев, если и вызывают неприятные чувства, воспринимаются как дождь или снег – куда от них денешься…
Из потенциально хорошего отмечу, что в новом году граждане получили новую Законодательную палату, новые городские и районные Кенгаши с заметно обновленным и помолодевшим составом.
Хочется в общих чертах напомнить вновь избранным членам законодательной палаты, городских и районных Кенгашей чего же нам хотелось, участвуя в выборах.
Конечно, во-первых, хотелось бы чего-нибудь нового в экономике — новых хорошо оплачиваемых рабочих мест, справедливого подхода к исполнению договоров между частным бизнесом и госструктурами.
Во-вторых, например, попросил бы уважаемых избранников народа оглянуться вокруг и увидеть, что во всем мире уже четвертый год подряд цены на сахар падают, а у нас они вопреки мировому тренду – растут.
В-третьих, возможно, наступила пора сделать глубокий анализ финансовых потоков вокруг продажи автомобилей родного автопрома внутри страны. Объем их производства не сокращается (по крайней мере, официальной информации такого рода не было), продажи в России падают в разы, однако внутри страны ничего не меняется.
С момента заключения договора о покупке автомобиля до реального его получения проходит от 5 до 12 месяцев. И договора – кабальные. Мало того, что покупатель автомобиля при заключении договора оплачивает 85% его стоимости, ждет, а его деньги использует автопром, так еще вместо скидки в связи с этим, автопром требует, в случае повышения цен соответствующей доплаты.
Можно, конечно, получить автомобиль быстрее, например за неделю. В этом случае необходимо дать нужному человечку «шапку», т.е. взятку и тогда – пожалуйста, извольте получить машину за пару-троечку дней или неделю. Причем, обычно доплата за повышение цены в период ожидания совпадает по размеру или превосходит размер так называемой «шапки».
Все это неправильно и возмутительно, и, безусловно, должно быть исправлено. И тут не помогут никакие «маски-шоу» в автосалонах и административные меры. По всему видно, что это – целостная система. На мой взгляд, необходимо, чтобы отечественный автопром перестал быть естественной монополией, а работал в рыночных условиях. Надо открыть границы для других производителей, резко, в разы снизить таможенные пошлины. Тогда и посмотрим, чего на самом деле стоят наши хваленые автомашины, и будет ли за ними очередь.
Вероятно, настала пора также понять, как же происходит, что в столице одной из крупнейших республик СНГ нормальное дорожное покрытие можно встретить преимущественно на правительственной трассе и паре-троечке других дорог, а все остальное – это латанные-перелатанные дороги, на которых машина трясется как на проселочной дороге.
Знающим эту систему депутатам Олий Мажлиса было бы правильно вместе с городским советом составить депутатскую группу, которая внимательно изучила бы, куда уходят огромные средства дорожного фонда и почему состояние внутриквартальных дорог многие жители Чиланзара, Юнусабада, Олмазарского района, да и многих других жители характеризуют словом «разруха».
О хлопке. В 1991 году объемы внутренней переработки хлопкового волокна не превышали 7%, а в 2014 году данный показатель составил уже 44%. На сегодняшний день доля легкой промышленности в ВВП Узбекистана составляет 2,7 процента, в объеме промышленной продукции – 26,2 процента, в объеме производства непродовольственных потребительских товаров – свыше 44 процентов. Это, конечно же неплохие темпы развития, однако учитывая, что прошло 23 года со дня обретения независимости – есть о чем подумать.
Во многих супермаркетах Европы мужские сорочки, прекрасное хлопчатобумажное нижнее белье — производства производства Китая, Бангладеш, Индии или Турции. Однако много ли вы встречали там узбекского нижнего белья, сорочек, сшитых в Узбекистане. Даже здесь, в Ташкенте ценится что-либо турецкое, индийское или фирменное китайское. Разве это не должно привлечь внимание депутатского корпуса вновь избранной Законодательной палаты?
Учитывая, что в Ташкенте немалая часть населения проживает в многоэтажных домах, принимая во внимание, что год объявлен «Годом заботы о старшем поколении», лично меня скажем волнует проблема лифтов, их инженерное состояние, исправность, надежность. Anhor.uz остро поднимал эту проблему, писал в городской хокимият, в хокимияты районов, однако получил только отписки. Anhor.uz написал и об этом отношении к проблемам людей со стороны хокимиятов. Помогут ли новые депутаты Ташкентского городского Кенгаша в решении хотя бы этой проблемы – покажет время.
Вопрос мира и безопасности. Из Афганистана уходят силы ISAF, остается правительство, которое имеет сомнительные способности контролировать ситуацию в различных регионах страны, особенно удаленных от столицы.
Буквально перед новогодними праздниками Спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов в интервью информационному агентству Интерфакс сообщил, что боевики ИДУ, которые тесно связана с Исламским государством Ираки и Ливанта (ИГИЛ) организовали две свои базы недалеко от границ Таджикистана и Туркменистана. Конечно, мы доверяем способностям наших соседей защитить свои границы, но разумная предосторожность, превентивные меры точно не будут лишними. Обеспечение непроницаемости границ, их надежная защита – одна из важнейших задач нашего Парламента, которому расширили права.
Надо ясно осознать, что все эти проблемы и их решения – тесно взаимосвязаны. Тысячи трудовых мигрантов, возвращаются домой из-за сложной экономической ситуации и ужесточения миграционного законодательства в России. Несколько ближайших месяцев покажет чего на самом деле стоят рапорта о создании сотен тысяч новых рабочих мест. Насколько владеет обстановкой махалля.
Нужно, чтобы население было довольно своей жизнью. Это возможно если у каждого будет стабильный и достаточный заработок, крыша над головой, отапливаемое жилье, электроэнергия, цивилизованное медицинское обслуживание и качественное доступное образование. Надо чтобы бесперебойно работали лифты, горел свет, подавался газ, ходил транспорт – все важно одинаково.
Согласен, что все поднимаемые вопросы – далеко не новы, предлагаемые меры – не бесспорны. Однако уверен, что если мы, рядовые граждане будем сидеть молча и не напоминать нашим депутатам и министрам о своих проблемах, не требовать от них и органов исполнительной власти их решения – мало что изменится.
Мы ведь поверили в тех, кого избрали, поверили, что именно эти люди решат наши проблемы. Освободили их от многих житейских хлопот. Теперь наша очередь просить, требовать от них отдачи.
И надеяться, что они нас не разочаруют.
Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz
Комментарии