Ценность есть, в списках нет: дом №7 по улице Бабура пока не включили в кадастр объектов культурного наследия
Мирабадский суд по гражданским делам признал незаконным и недействительным протокол №13 от 6 марта 2020 года, в котором Научно-экспертный совет Департамента культурного наследия при Минкульте заключил, что архитектурно-исторической ценности дом №7 по улице Бабура не имеет. Второе решение обязует руководство Министерства культуры завершить процесс включения дома в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия.
Таким образом, суд удовлетворил просьбы заявительницы, жительницы дома №7 Фариды Баровой.
Ответчиком по заявлению должен был выступить министр культуры Озодбек Назарбеков. На брифинге, который прошёл в ведомстве 4 июля из-за общественного резонанса вокруг возможного сноса здания 1935 года постройки, он выражал обеспокоенность судьбой дома, однако в суде не появился ни 11 сентября (первое заседание из-за неявки судьи не состоялось), ни 14-го.
Интересы ответчика номинально представляли заместитель главы Департамента, главный инспектор Фазлиддин Давлотов и начальник отдела по осуществлению государственного контроля Шохрух Салохиддинов. На заседании оба находились в качестве наблюдателей, поскольку не смогли предоставить суду доверенность, которая дала бы им право представлять интересы ответчика.
Адвокат заявительницы Александр Тесенин ходатайствовал о заочном принятии решения в связи с фактической второй неявкой ответчика на судебное заседание, а также о приобщении к делу письменных заявлений и показаний свидетелей.
Просьбу признать протокол №13 от 6 марта 2020 недействительным и незаконным сторона заявительницы объяснила рядом нарушений, допущенных при его составлении. В частности, на заседании Научно-экспертного совета присутствовало всего три его члена, в то время как полный состав, согласно постановлениям Президента (№ПП-4068 от 19.12.2018 г.) и Кабинета Министров Узбекистана (№ПКМ 265 от 30.03.2019 г.) — это 11 специалистов во главе с заместителем министра культуры, начальником Департамента Камолой Акиловой. Для принятия решения в правовых рамках необходимо присутствие не менее семи членов Совета.
Согласно постановлению Президента, на членов Научно-экспертного совета распространяются права и обязанности, установленные законодательством для государственных судебных экспертов. Заседание, в ходе которого появился протокол №13, проходило под председательством Д.Назилова, который не наделён соответствующими полномочиями. К документу не прилагаются тексты выступлений членов совета с их мнениями относительно культурной ценности дома.
Противоположностью протоколу №13 является протокол №13/1 от 16 марта 2020 года, который появился в соответствии с утверждённым порядком. В этом документе полный состав Научно-экспертного совета во главе с Камолой Акиловой приходит к заключению, что дом целесообразно включить в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия.
В мае жильцы дома №7 обратились в Департамент культурного наследия и получили официальный ответ от заместителя министра К. Акиловой, в котором сообщалось, что процесс включения дома в Национальный реестр объектов недвижимости материального культурного наследия осуществляется в установленном порядке. До сих пор этого не произошло, поэтому жильцы решили обратиться в суд.
«Историческая ценность дома №7 подтверждается показаниями свидетелей и рядом документов. Члены Научно-экспертного совета обладают статусом экспертов. Решения Совета обязательны для Департамента, у министра культуры нет полномочий их отменять», — сказал адвокат Александр Тесенин. Он также сообщил, отправил три адвокатских запроса в Министерство культуры и не получил ни одного ответа.
Перейти к действиям людей заставила и информация о возможном третьем заседании Научно-экспертного совета, проведение которого министр культуры Озодбек Назарбеков обещал на июльском брифинге. К экспертизе планировали привлечь независимых экспертов, которые должны были составить своё заключение относительно ценности дома №7.
Начальник отдела Департамента культурного наследия Шохрух Салохиддинов сообщил, что приблизительно 21-24 августа независимые эксперты из Ташкентского архитектурно-строительного института, Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода выезжали на осмотр дома. Основанием для этого стал приказ Департамента. Имена независимых экспертов остаются неизвестными. По словам Шохруха Салохиддинова, их заключения – это дополнительная информация, которая будет предоставлена для ознакомления членам Научно-экспертного совета. Решать судьбу дома предстоит им на очередном заседании, дата которого не уточняется.
Виктория Абдурахимова
Комментарии