«Геолог: сильнее смерти». Насколько хорош первый узбекский блокбастер? (фото + гости)

«Геолог: сильнее смерти». Насколько хорош первый узбекский блокбастер? (фото + гости)

Свершилось. Нам показали «первый узбекский блокбастер», он же «первый продюсерский проект в Узбекистане», который уже много месяцев назад вызывал как насмешки, так и надежды на возрождение славы отечественного кинематографа. «Геолог: сильнее смерти» – с 23 мая на киноэкранах столицы. Премьерный закрытый показ состоялся в кинотеатре Royal Cinema ТРЦ «Самарканд Дарвоза». Отбросив скептицизм, мы искренне приготовились полюбить сие творение от всей души.

Еще на этапе появления трейлера было ясно, что этот совместный узбекско-российский проект на порядок «круче» всего, что делалось в нашей киноиндустрии ранее. Круче в каком плане – качеством картинки, размахом, размером бюджета, использованием компьютерной графики, наконец. В то же время возникло смутное чувство, что фильм сделан под копирку с российских поделок, снятых, в свою очередь, по образцу и подобию непритязательных голливудских боевичков. С другой стороны, общественность радовалась, что наконец-то и у нас снимают экшн, а не однобокие душещипательные истории.

Итак, теперь мы увидели это и можем рассказать, что оно из себя представляет. Сюжет, как сообщают авторы, основан на реальных событиях. Действие разворачивается в 60-х годах прошлого века. Фильм повествует о двух простых парнях из Ташкента, студентах факультета геологии – Абдуджамоле (Бобур Юлдашев) и Гиезе (Адиз Раджабов). Эти простые, хорошие парни едут в далекий Новосибирск проходить практику, и там начинаются их беды. Они благополучно теряются в тайге, встречают инфернального, неловко смоделированного на компьютере бурого медведя, спасаются от него бегством и знакомятся с двумя братьями-охотниками, Тарасом и Яшей. В небольшой роли последнего – невероятно харизматичный и всеми любимый Сейдулла Молдаханов. Его персонаж немногословен, суров и беспощаден («Видели сегодня тигра большого, а с ним – маленького. Маленького мы убили, а тигрица-мать осталась. Поэтому у Яши нет настроения»). Использовав прикорнувших друзей в качестве приманки, кровожадный Яша расправляется-таки с тигром одним выстрелом, позволяющим зрителю со всех сторон рассмотреть медленно вылетающую из ружья пулю.

Ночью путники сплавляются по реке на двух лодках, и тут начинается шторм. Пока суровые охотники преспокойно сидят в своей лодке, парочка ташкентцев почему-то валится за борт и оказывается на волосок от гибели. Но ведь наши герои – геологи, они сильнее смерти (кстати, на протяжении всей картины парни занимаются чем угодно, кроме геологии).

Это только первая порция злоключений. Практикантов переводят в поселок близ Куйбышева, где они сразу же становятся свидетелями кровавых похождений местного криминального авторитета Саши в исполнении Олега Галахова, воплощающего карикатурного злодея очень «вкусно», с явным азартом и удовольствием. В числе приспешников бандита – Володька, которого играет удивительно органичный Ян Добрынин. Шайка подкарауливает Гиеза в темном переулке, чтобы изуверски избить. К счастью, вовремя появляется Абдуджамол, который, хоть до этого действовал исключительно в ипостаси тюфти, обнаруживает в себе задатки Джеки Чана и, схватив обломок трубы, безошибочными ударами раскидывает противников.

Впрочем, не будем раскрывать все секреты сюжетной линии. Достаточно сказать, что по завершении фильма остается загадкой, почему создатели выбрали именно эту историю. «Геолог» переполнен пафосом, «крутизной» и «наворотами», попытками погрузить зрителя в атмосферу напряженного ожидания. Это касается и видеоряда, и игры основных актеров, и саундтрека. Но масштаб притязаний не соответствует масштабу происходящих на экране событий. Когда из выуживания человека из болота пытаются сделать драматическую сцену, впечатление возникает комическое. Музыка, вероятно, призванная создать эффект саспенса, однообразна и чрезмерна, она используется щедро и часто не к месту. В остальном технически картина хороша (ну, если не брать в расчет инфернального мишку): завораживающие панорамы тайги, почти безукоризненное воссоздание антуража эпохи, замечательная постановка света и неплохое цветовое решение. Нельзя не отметить отличную операторскую работу. Кадр красив, но он не в силах заставить зрителя сопереживать главному герою – Абдуджамолу. Казалось бы, все прописано по фэн-шую и правилам драматургии: студента (далеко не юный вид которого сразу же настораживает, ну да ладно) ждут дома родители – кого не тронет такая ситуация? Кроме этого, имеется друг-недотепа Гиез, который своей придурковатостью должен оттенять достоинство и сдержанное благородство главного героя. Тем не менее, судьба Абдуджамола не вызывает у нас беспокойства. Если бы в сцене убиения тигра охотник промахнулся и попал в героя, никто бы не расстроился. В чем же проблема? Конечно, в сакраментальном «Не верю!»

Русские персонажи в фильме все как один одеты в традиционные русские рубашки. Естественно, они беспрестанно пьют, самозабвенно ругаются матом, дерутся, а в промежутках между руганью и драками снова пьют. Наш герой не в пример порядочнее: проводит время в библиотеке, лакомится кефиром. То есть здесь черное и белое не просто разделили, но и снабдили ярлычками для особо одаренных. Но ведь зритель не идиот (по крайней мере, хотелось бы на это надеяться). Мораль сей басни такова: нечего ездить по опасным заграницам, работайте дома, рядом с родными и близкими людьми. Хорошо. Но и этот посыл не дойдет до адресата из-за слабой художественной составляющей фильма. Он недостаточно остросюжетный, чтобы держать в напряжении, недостаточно пронзительный, чтобы брать за душу. Единственный момент, апеллирующий к сердцу – это арест Володьки, когда появляется его мать. В небольшой сцене неподражаемая Ольга Володина за считанные секунды переиграла вообще всех.

Несправедливо было бы утверждать, что первый продюсерский кинопроект в Узбекистане не удался. Сразу видно, что в «Геолога» вложено много средств, времени, стараний. За несколько месяцев до премьеры началась масштабная пиар-кампания, поднявшая ажиотаж вокруг фильма. Вечер премьеры стал небывало громким событием с гламурным «звездопадом» на красной дорожке. Этот большой бум привел к завышенным ожиданиям, а завершился «не взрывом, но всхлипом». Одним словом, привлекательную кинообертку делать у нас научились, осталось только научиться начинять ее соответствующим содержимым. 

Фотогалерея:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.