Что будет с рынком после полного внедрения цифровой маркировки

Табачная продукция, также, как и алкоголь, является товаром, употребление которого основано на вредных для здоровья привычках. Именно этот фактор позволяет многим государствам устанавливать повышенные ставки различных налогов на производство, импорт и потребление табачных изделий.

И не секрет, что страны рассматривают потребление сигарет как источник пополнения бюджета. Как утверждают сами крупные мировые производители табачных изделий, обычно, доходы от акциза на производимый или импортируемый табак составляют от 1% до 5% поступлений в госбюджеты стран. В Узбекистане этот показатель составляет 2%. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, преследует две цели:

– во-первых, сделать продукцию более дорогой, а значит – менее доступной;

– во-вторых, собрать больше денег в бюджет.

Однако, обе эти цели не достигаются, если в государстве не создан эффективный механизм контроля за импортом и производством табачных изделий и допускается незаконный импорт табачных изделий из стран с более низким табачным акцизом (или неэффективной системой его применения), в страны с более высоким акцизом, где они дороже, в частности, эффективной системой контроля на этапе производства, но неэффективной на этапе импорта.

Есть еще иные разновидности этой проблемы: во многих странах присутствует контрабанда – нелегальная продукция, с которой совсем не уплачен акциз.

Покупатель не всегда может себе позволить купить пачку привычных сигарет. И нередко, продавец, знающий его предпочтения, сообщает покупателю, что есть «аналогичные сигареты» по более низкой цене и предлагает купить их. Конечно, курильщик рискует, ведь он не знает, что такая продукция неизвестного происхождения и качества является подделкой.

В Узбекистане с целью предупреждения подобных ситуаций принято постановление Кабинета министров «О мерах по обеспечению поэтапного внедрения системы обязательной цифровой маркировки некоторых видов продукции» № 833 от 31 декабря 2020 г. предусматривает цифровую кодировку сигарет. Из документа следует, что цифровой код маркировки позволяет контролировать в режиме реального времени всю цепочку движения, по которой объект маркировки движется от завода к потребителю, от ввода в оборот до вывода товара из обращения. При покупке товара код сканируется, после чего информация о выводе товара из обращения передается в электронную систему, контролируемую таможенными и налоговыми органами.

В 2021 году технология маркировки производимых и импортируемых табачных изделий была внедрена компанией CRPT TURON – дочерним предприятием российского Центра развития перспективных технологий совместно с ГТК и ГНК. Компания при поддержке правительства разработала национальную систему маркировки Asl Belgisi, а также одноименное приложение (присутствует для смартфонов на платформах Android, и Apple), которое позволяет как потребителям, так и надзорным органам контролировать подлинность находящихся в продаже товаров.

Одними из первых, кто тестировал нововведение, стали производители и импортеры табачной продукции. Потребитель сам может проверить качество и надежность  покупаемого изделия, используя мобильное приложение для цифровой маркировки товаров и проверки их легитимности.

Сокращение доли контрабанды и контрафактной продукции является задачей государственной важности, ведь кроме недопущения незаконного оборота потребительских товаров, государство добиваемся сохранения и расширения рабочих мест у местных производителей, которые смогут увеличить свою долю на рынке за счет повышения объемов выпуска продукции.

Ориентированность производства на точные нужды рынка даст возможность бизнесу работать по принципу «Точно в срок».

Такие же оптимистичные прогнозы были сделаны, когда в Узбекистане вводились акцизные марки. Однако, контрабандисты научились их подделывать, и, что более прискорбно, в торговле немало сигарет даже без акцизных марок, т.е. «контрабандных». Такой товар настолько незаконный, что государство даже и не подозревает о его существовании. Достаточно отметить, что доля реализации контрафактной табачной продукции производителей в Ташкенте за период с января по май 2022 года с 11% выросла до 15,3%, а в некоторых областях с 0% до 15% (по данным исследования международной компании Kantar).

В прессе были сообщения о нескольких подземных тоннелях на границе Узбекистана с некоторыми из соседних стран.  Пока нет информации о результатах официального расследования со стороны пограничного комитета, СГБ и таможенного комитета. Однако, можно предположить, что это очень удобный канал контрабанды, причем сигареты могут оказаться наиболее безобидным объектом этого преступного промысла.

Национальной информационной системе маркировки и отслеживания продукции «Asl belgisi» на основе прямых переговоров между Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Обществом с ограниченной ответственностью CRPT TURON еще предстоит доказать свою эффективность в борьбе с контрабандой и контрафактом.

А пока суд да дело, никто не отменял и не может отменить совместных рейдов ГНК, Таможенного комитета, органов внутренних дел по выявлению торговых точек, где торгуют контрафактом, контрабандой, и, главное, по выявлению крупных и мелких поставщиков контрабандного товара.

Менеджер CRPT TURON Фазлиддин Сайдуллаев в интервью для Anhor.uz заметил, что без поддержки потребителей в деле сокращения контрафактной продукции не обойтись, и общественный контроль за качеством и оригинальностью продукции должен стать одним из ключевых элементов системы маркировки. 

Государство мотивирует общество бороться с контрабандой

Для проверки легальности каждой пачки оператором национальной системы маркировки было разработано приложение для смартфонов Asl Belgisi.

Однако, в выборе мотивации (купить дешевле подозрительную пачку сигарет или купить дороже, но быть уверенным в качестве) со стороны потребителей аргументы производителей кажутся не очень убедительными. Поэтому сейчас маркировщики предлагают присоединиться к инициативе ГНК и выплачивать денежное вознаграждение физическим лицам, сообщившим о налоговых нарушениях, в том числе о нарушениях правил обязательной маркировки. Согласно постановлению президента, сообщившие получают 20% от выплаченного нарушителями штрафа.

Граждане также не видят ни сообщения в СМИ о потенциальном вреде контрафактной продукции, ни крупных акций по уничтожению контрафактной продукции, ни наказания виновных в поставках такой продукции. Никто не наказан из пограничников, таможенников, кто за взятку «закрывал и закрывает до сих пор глаза» на провоз партий контрабандных сигарет, лекарств. Кто может дать гарантию, что среди многих пачек сигарет однажды на рынок не попадут наркотики или оружие, взрывчатые вещества.

Помимо привлечения общества к борьбе с контрабандой, что очень важно, нельзя забывать о таких испытанных методах борьбы с контрафактом, как совместные рейды правоприменительных ведомств, ГНК и таможенного комитета, Общества защиты потребителей.

Сможет ли новая система положить конец контрабанде пока неясно, поскольку акцизные марки, на которые ранее возлагались большие надежды себя, практически, не оправдали – их научились обходить. Что будет с рынком после полного внедрения цифровой маркировки – покажет время.

Абдулла Абдукадыров

Икром Абдулла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.