Резкий рост нелегальной торговли табачными изделиями в Узбекистане: почему это плохо и что делать?
Что-то неладное творится в Датском королевстве на рынке сигарет Узбекистана. Получил сигналы о нарастающих проблемах сразу с двух сторон, пишет Юлий Юсупов.
Из опубликованных данных Министерства финансов видно, что поступления акцизного налога от табачной продукции в первом полугодии 2022 года по сравнению с первым полугодием 2021 года сократились: с 910,7 млрд. сумов до 909,7 млрд. сумов. Вроде бы совсем немного… Но на самом деле эти поступления должны были возрасти в связи с ростом цен на табачную продукцию и ростом ставки акцизного налога:
— в январе 2021 г. акциз для местных производителей составлял 163 500 сумов с 1000 штук + 9% с заводской цены, в феврале-июне — 172 000 сумов с 1000 штук + 10% с заводской цены,
— а в январе-мае 2022 г. — 185 000 сумов с 1000 штук + 10% с заводской цены, с 1 июня — 203 500 сумов с 1000 штук + 10% заводской цены.
Но они, вопреки ожиданиям не возросли, а сократились…
Одновременно на существенное сокращение продаж стал жаловаться самый крупный производитель табачной продукции Узбекистана компания UZBAT, что отрицательно сказывается на финансовых показателях компании и налоговых отчислениях в бюджет.
СП АО UZBAT напрямую трудоустраивает 1200 человек, а с учетом фермеров и табаководов предоставляет работу 9 тыс. человек. В 2021 году компания заплатила налогов на сумму 2,31 трлн. сумов. (Источник: данные компании UZBAT).
Компания является самым крупным частным налогоплательщиком страны. По прогнозам Министерства финансов, в 2022-м налоговые поступления от компании составят 1,3% всех поступлений в бюджет. И это 5 место в рейтинге крупных налогоплательщиков страны. Впереди только предприятия, занимающиеся добычей и реализаций природных ресурсов: НГМК, АГМК, Узбекнефтгаз, Узтрансгаз. |
Так что же произошло с объемами реализации табачных изделий?
Может узбекистанцы стали меньше курить? Хотелось бы, но это маловероятно…
Ответ на поставленный в подзаголовке вопрос дали результаты независимых исследований. Узбекистанцы, увы, курить меньше не стали, зато за последние два года в стране резко возросли объемы оборота незаконной табачной продукции: с примерно 2% в натуральном выражении в 2015-18 гг. до 14-16% в 2022 г. (см. рисунок 1). Отсюда недополученные доходы бюджета и сокращение выручки местных производителей сигарет.
Рисунок 1. Соотношение легальной и нелегальной торговли сигарет в РУз, в процентах от натуральных объемов продаж, 2013-2022 гг.
Исследования показали, что самые большая доля нелегальной продажи – в регионах Ферганской долины (см. рисунок 2). И чем дальше расположены регионы страны от Ферганской долины, тем доля контрабанды в среднем меньше. Такое положение дел объясняется тем, что практически вся незаконно продаваемая продукция – контрабанда, которая завозится через границу с Кыргызстаном и, в меньшей степени, с Таджикистаном. Соответственно, в долине контрабандные сигареты более доступны и более дешевы (их перевозка в другие регионы несет в себе дополнительные риски и увеличивает транспортные издержки).
Рисунок 2. Доля нелегальной торговли сигарет по группам регионов РУз, в процентах от натуральных объемов продаж, июль 2022 г.
Почему рост нелегального оборота сигарет – это плохо?
Резкий рост нелегального оборота табачных изделий в стране несет в себе ряд негативных последствий.
- Контрабандная продукция вытесняет с рынка продукцию местных производителей.
В результате сокращаются объемы продаж официальных табачных производителей Узбекистана, что негативно должно сказаться на:
— уровнях занятости в табачной промышленности и табаководстве и объемах выплачиваемых зарплат работникам сектора;
— загрузке производственных мощностей табачных производителей, а это чревато ростом себестоимости единицы продукции (хуже используется так называемый эффект масштаба, позволяющий снижать издержки на единицу продукции за счет больших объемов производства) и соответствующим дальнейшим падением ее конкурентоспособности;
— инвестиционной привлекательности сектора, что может привести к сокращению притока или даже к оттоку инвестиций.
- Государственный бюджет недополучает существенные суммы от реализации вытесненной с рынка легальной продукции.
Акциз и НДС составляют, как минимум, 50% от стоимости легально продающихся сигарет. По экспертным оценкам годовой объем рынка сигарет в 2021 году составил 10,6 млрд шт. Если будем исходить из того, что 15% сигарет продаются нелегально и средняя розничная цена пачки сигарет равна 13 тыс. сумов, то только на акцизе и НДС прямые потери бюджета уже сегодня составляют 517 млрд сумов в год или 0,26% от запланированных на 2022 г. поступлений в государственный бюджет. А ведь есть еще другие налоги табачных компаний: на фонд оплаты труда, на прибыль и прочее, которые тоже сокращаются из-за падения объема продаж. Иными словами, реальные потери бюджета еще выше.
И если тенденция на рост доли нелегальной продукции продолжится, то потери бюджета будут продолжать расти.
- Возрастают риски для здоровья потребителей от использования некачественной нелегальной табачной продукции.
В силу специфичности табачной продукции государство осуществляет жесткий контроль используемого в производстве сырья и материалов, установленного оборудования, технологических процессов, качества выпускаемой продукции. В том числе осуществляется контроль за соответствием информации о продукте на упаковке (об уровнях никотина и смолы) реальному положению дел. Потребитель же нелегальных сигарет покупает продукцию, произведенную неизвестным производителем из неизвестных сырья и материалов. И, как правило, содержание смолы и никотина в таких сигаретах в разы превышает показатели, указанные на упаковках. Тестирование качества нелегальных сигарет, проведенное Агентством по защите прав потребителей Узбекистана, показало, что опасных для жизни человека веществ в табачном дыме было в несколько раз больше нормы.
- Контрабанда и теневой оборот – важнейшие причины и факторы роста преступной экономики и коррупции, так как зачастую они осуществляются организованными преступными группировками под покровительством либо с молчаливого согласия государственных чиновников.
Причины роста нелегального оборота сигарет
Анализ данных, оценки экспертов и участников сектора указывают на следующие причины роста нелегального оборота сигарет в последние два года.
- Высокая ставка акцизного налога на сигареты.
В настоящее время ставка акциза на сигареты составляет 203 500 сумов за 1000 штук (специфический акциз) + 10% от заводской цены сигарет (адвалорная составляющая акциза). Причем адвалорная составляющая была добавлена в 2017 году.
Акциз и НДС составляют 50-60% от розничной цены сигарет. Так как нелегальная продукция «освобождена» от уплаты этих налогов, она реализуется по более доступным ценам по сравнению с легальными аналогами.
При этом необходимо учитывать, что и так низкий уровень платежеспособности покупателей сигарет сократился в связи с глобальными событиями последних лет, негативно сказывающимися на доходах населения: эпидемия коронавируса, война в Украине, рост мировых цен на энергоносители и продовольствие.
Низкая оптовая цена нелегальной продукции делает ее более привлекательной и для розничной торговли, которая получает более высокую маржу и большие обороты.
Соответственно, продукции легальных производителей, уплачивающих все налоги, трудно конкурировать с контрабандой и теневым оборотом сигарет.
- Отмена правила внесения депозита (суммы акциза) для перевозимых через территорию Узбекистана транзитных сигарет.
Правило внесения депозита (суммы акциза) для перевозимых через территорию Узбекистана транзитных сигарет было отменено в 2018 г. Отсутствие данного требования, как показывает практика, позволяет контрабандистам ввозить в страну нелегальные сигареты, якобы для транзита, и прерывать этот транзит по различным предлогам. По экспертным оценкам такой «прерванный транзит» обеспечивает около 40% контрабанды сигарет в страну. При этом транзит сигарет растет. Если в 2020 году, по данным Таможенного комитета РУз, транзитом через нашу республику прошла 151 партия, то в 2021 году – 216 партий, а за 5 месяцев текущего года – 218 партий табачных изделий.
- Ситуация «прерванного транзита» усугубляется из-за отсутствия договоров между таможенными и пограничными службами сопредельных стран, позволяющих разворачивать, запрещать транзитный провоз сигарет с явно контрабандными признаками.
Без таких договоров таможенники или пограничники, обнаруживавшие, что сигареты, направляемые по транзиту, не имеют акцизных марок, предупреждений о вреде курения или других требований законодательства страны назначения, не имеют права и полномочий запрещать или останавливать провоз такой продукции.
- Недостаточно эффективная борьба с контрабандой и теневым оборотом.
Это касается как административных мер, связанных с пресечением контрабанды, перевозки незаконного груза внутри страны, реализации нелегальной продукции, так и мер публично-просветительского характера, предполагающих просвещение и пропаганду, публичное уничтожения контрафактной продукции и пр.
Причем международный опыт показывает, что если государство не предпринимает активных административных и экономических мер по пресечению завоза и реализации на территории своей страны безакцизных сигарет, то это негативное явление имеет склонность вирусного, стремительного распространения. И чем больше его масштабы, тем сложнее его искоренять.
Что делать?
Экспертные оценки указывают на следующие направления выхода из сложившейся ситуации.
- Отказ от адвалорной составляющей акциза на сигареты, возвращение к формуле уплата налога до 2017 года.
То есть предлагается оставить только специфический (твердый) налог — фиксированную сумму за 1 000 штук сигарет. Данная мера способствовала бы вытеснению с рынка нелегальной продукции, так как адвалорная составляющая существенно увеличивает налоговую нагрузку на легальных производителей, снижая их конкурентоспособность.
Кроме того, адвалорная составляющая акциза:
— усложняет администрирование налога, что увеличивает издержки как налогоплательщиков, так и налоговых органов;
— не соответствует социальной функции акциза, так как увеличивает разрыв в стоимости между дорогими более качественными (и менее вредными для здоровья) и дешевыми (более вредными) сигаретами.
- Восстановление правила внесения депозита (равного сумме акциза) для перевозимых через территорию Узбекистана транзитных сигарет и прочих табачных изделий с его возвратом при выезде транспортного средства с грузом из страны.
- Заключение договоров с таможенными и пограничными службами сопредельных стран (прежде всего с Кыргызстаном и Таджикистаном), позволяющих разворачивать, запрещать транзитный провоз сигарет с явно контрабандными признаками (не имеют акцизных марок, предупреждений о вреде курения или других требований законодательства страны назначения). Также желательно разработать и принять единые правила и требования к транзиту сигарет таможенными службами или правительствами сопредельных государств.
- Принятие и реализация мер по борьбе с контрабандой и теневым оборотом.
Требуется принятие дополнительных мер по усилению контроля на границах с сопредельными странами, улучшению взаимодействия и координации превентивных мер соответствующими службами соседних стран, проведению образовательных программ среди ответственных работников, широкому освещению в средствах массовой информации о принимаемых мерах и достигаемых результатах.
Ключевым аспектом борьбы с нелегальной торговлей должно стать разрушение логистических цепочек поставок нелегальных сигарет в республику. Для этого необходимо проведение планомерных контрольных мероприятий на границах, на объектах оптовой торговли и складах, в местах организованной и стихийной розничной торговли. Регулярность контрольных мероприятий, скоординированность действий правоохранительных органов, неотвратимость применения мер ответственности к правонарушителям должно снизить интерес к незаконной деятельности.
Юлий Юсупов
Комментарии