Впечатления от встречи президента с предпринимателями

Источник: Anhor.uz

22 августа 2022 года состоялась очередная встреча президента Узбекистана с предпринимателями страны. Написал слово очередная, поскольку хотел подчеркнуть, что такие встречи становятся теперь традиционными. Однако, во всем остальном данное мероприятие не было «очередным».

Начну с того, что отличало подготовку к мероприятию, что и определило конечную суть и эффективность его содержания. В этот раз был реально коллективный форум, основанный на диалоге с теми, кто выдвигал наиболее важные предложения. Обсуждения шли: а) на всех уровнях (район, город, область, центральная власть), б) с участием бенефициаров и оппонентов каждой идеи, каждого предложения, с) без принятия каких-то индивидуальных просьб, направленных на установление монопольного или исключительного превосходства над конкурентами, на закрытие или ограничение рынка для конкурентов.

Именно в силу этих факторов, у меня лично сложилось впечатление о реальности последующего исполнения всех намеченных решений и стремлений.

Но, самое главное, президент по собственной инициативе выдвинул вперед самые ключевые инициативы, из объявленных на встрече. Именно его поддержка и самое непосредственное участие в определении повестки дня, акцентов и приоритетов дало многим чиновникам перейти барьер неуверенности и более смело поддерживать инициативы, которые еще несколько месяцев назад казались преждевременными.

В данной статье мне не хочется переозвучивать конкретное содержание каждой инициативы президента, их направленность и возможную отдачу в плане экономического роста. Мне, как участнику встречи и, как человеку, внесшему ряд предложений в повестку дня этого мероприятия, было интересно обнаружить едва уловимые сигналы, поданные президентом страны и сделать ряд выводов. Разумеется, все это мои сугубо личные суждения, и я не претендую на абсолютную объективность:

Во-первых, президент Узбекистана информирован о большей части проблем предпринимателей в деталях. Если руководитель страны поднимает вопросы практики налогового администрирования цепочки НДС, то вы должны понимать, что все другие более крупные вопросы уж точно он видит, воспринимает и держит под контролем;

Во-вторых, проведение таких мероприятий требует мобилизации государственных служащих, которые должны оповестить предпринимателей, собрать их предложения и жалобы, проанализировать их суть, преобразовать язык предпринимателя в понятный алгоритм действий чиновника каждого уровня, от которого зависит решение данной конкретной задачи. Нередко предприниматели, сами того не понимая, пытаются переложить собственную ответственность или задачу не плечи государства. И только потом лидер страны дает собственную оценку весомости и обоснованности каждого предложения и дает соответствующие указания чиновникам государства принять те или иные действия для решения вопроса. Последнее – не самый простой вопрос. Как говорят в народе «все пальцы равны, укусишь любой из них будет болеть в равной степени». Иными словами, например, бесконечные налоговые преференции или снижение ставок налогов могут подорвать исполнение государственного бюджета, снизить возможность страны развивать и поддерживать образование, здравоохранение, укрепление обороноспособности и т.д.

Вся подготовительная работа была проведена за несколько месяцев. Президент дал понять, что вопрос поддержки предпринимателей, формирования и развития среды, способствующей появлению и росту нового класса собственников будет находиться в его постоянном внимании и всем госслужащим придется с этим считаться или уволиться.

В-третьих, говоря о новых экономических и административных инициативах поддержки развития предпринимательства, президент не забыл о главном – о формировании устойчивого платежеспособного спроса в стране. Поддержка глобального спроса и уровня цен является первой задачей всех экономических структур развитых стран. А у нас в последние годы сложилась такая ситуация, что каждое министерство экономического блока отвечает за свой конкретный участок и практически никто не несет прямую ответственность за решение самых важных глобальных вопросов формирования устойчивых локомотивов развития, поддержания платежеспособного роста в стране, регулирования уровня цен при помощи тарифной, фискальной и денежно-кредитной политики.

Уже давно созрела необходимость создания такого межведомственного (надведомственного) органа, который бы был способен анализировать все составляющие внутренние элементы и тенденции развития каждого макроэкономического явления (решения) и его влияния на темпы развития страны, экономики и предпринимательства. И в качестве первого шага президент страны объявил о создании Общественного совета по поддержке предпринимательства при президенте страны. Я уверен, что создание такого совета, наряду с созданием Совета по внесудебному рассмотрению налоговых споров, инициативу создания которого при Торгово-промышленной палате изложил президент, приведут к появлению нового формата общественных дискуссий, когда не государственные чиновники в гордом одиночестве будут принимать решения на основе критериев, удобных им, а будут вынуждены считаться с аргументами независимых отраслевых специалистов, аудиторов, экономистов и технических работников.

В-четвертых, и это вытекает из третьего, говоря о формировании основ устойчивого спроса путем выделения значительных средств из государственного бюджета, в том числе за счет заемных средств, коммерческим банкам на долгосрочный период (до 14 лет), президент дал ясно понять, что пресловутая догма о таргетировании инфляции путем отъема денег из обращения, сокращения размеров потенциальных кредитных ресурсов коммерческих банков должна быть заменена концепцией разворота на поддержание роста экономики, применения методов количественного стимулирования и смягчения кредитно-денежной политики.

В-пятых, давая ряд поручений Министерству юстиции, Министерству финансов, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету касательно снижения финансовой и уголовной ответственности за неисполнение контрактных обязательств, за нарушения, не несущие непосредственную общественную угрозу, президент фактически инициировал долгожданные административные реформы, которые найдут свое отражение в новой Конституции страны и, я уверен, в традиционной речи президента, посвященной празднованию Дня Независимости.

И одной из главных частей начала этой административной реформы будет существенное сокращение влияния государственного аппарата на экономику страны путем, в частности, широкой приватизации государственных предприятий, передачи некоторых функций государственных органов частным саморегулируемым организациям и значительного сокращения государственного аппарата и его текущих расходов. Нет аппарата, нет денег, — не будет и вмешательства.

Меня также приятно удивил новый формат и организация данного мероприятия в конференц-зале Hilton. У всех участников были микрофоны для инициирования обсуждений, и они могли писать на планшете модератору свои вопросы и предложения, который по порядку и давал возможность высказаться. Впервые были задействованы прямые подключения по всем регионам, и предприниматели могли задать свои вопросы. В студиях наряду с предпринимателями присутствовали все представители органов власти на местах, которые были свидетелями поручений и решений, а значит, становились гарантами исполнения принимаемых решений на местах. Мероприятие началось вовремя и закончилось, когда основная повестка была исчерпана.

Несомненно, каждый участник или зритель отметил другие важные детали, которые я мог упустить. Будем ждать официальную стенограмму встречи и ее воплощение в конкретные решения президента, правительства и отдельных государственных структур, их действий на практике.

Абдулла Абдукадиров,

экономический обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.