Почему наше общество бедное. Часть третья
В первой части речь шла про неправильно выбранную модель социально-экономического развития, а также про неуважение прав на частную собственность и упор на администрирование. Во второй части финансовый аналитик Абдулла Абдукадиров писал об ошибочной ставке в бизнесе и отсутствии доверия в обществе.
Поляризация общества
Пандемия и её последствия продемонстрировали ущербность административного управления, основанного на слиянии государственно-частных и монополистических интересов, в ущерб интересам населения. Отказ государства от защиты населения, малого бизнеса в условиях локдауна и возможности заработать себе средства на существование, выполнение волонтерами и частными предприятиями государственных функций по защите наиболее уязвимых слоев населения, жестокая атака на частные свободы граждан, вплоть до отъема велосипедов, неоправданные никакими законами и моралью штрафы показали, что это государство не собирается быть социально ориентированным.
Это знание укрепилось процессом формирования и использования Антикризисного фонда, через который защиту обрели только государственные и аффилированные с чиновниками компании.
Пандемия не закончилась в 2020 году, она продолжается и по сей день, и ее влияние будет ощущаться ещё долгое время. При продолжении нынешней реальной политики будет расти поляризация общества, как по доходам, так и по возможностям, увеличиваться отток населения, расти социальная напряженность, падать уровень образования и нравов. Безнравственность — основа деградации любого общества.
По итогам исследования американской организации Social Progress Imperative по итогам 2016 года среди 163 стран Узбекистан находился на 91 месте по уровню социального развития – интегрированного показателя, который объединяет такие базовые ценности как, доступность жилья и медицинского обслуживания, доступ к технологиям и образованию, защита прав человека, предоставление права выбора. А через четыре года — по итогам 2020 года Узбекистан оказался на 102 месте, в то время как крошечная Грузия заняла 56-место, а Украина 62-е. Можно, конечно, критически относиться ко всякого рода рейтингам, включая этот.
Однако, именно они являются тем мерилом, глядя на которое инвесторы, партнеры, да и просто граждане делают свои выводы. В таких случаях, неважно, кто ты есть, важно, что о тебе думают.
По информации Госкомстата Узбекистана, реальные совокупные доходы на душу населения за 9 месяцев 2021 года составили 9604,9 тысяч сумов, с приростом к аналогичному периоду 2020 года на 8,3%. Данная цифра, якобы, отражает влияние инфляции, но де-факто такой расчет инфляции совершенно не отражает реального роста потребительских цен, роста цен на промышленные товары и медикаменты, медицинские услуги, образование.
Доходы на душу населения около 100 долл. в месяц – это средние показатели по стране, где 50% населения обладает менее 30% совокупного дохода, а остальные 70% доходов — оставшимися 50% доходов (общий коэффициент дисперсии 6,9 при 10% группах). Иными словами, 70% населения довольствуются доходами менее 50 долларов США в месяц на человека.
Отсутствие доходов прямым образом отражается на уровне образования, приобретения жизненных навыков, а также приспособленности молодежи к реальным условиям жизни в обществе, которое требует знания хотя бы элементарных вещей в области цифровизации.
Таким образом, чем беднее семья, тем меньше у нее возможностей обучать детей и надеяться на улучшение жизненных условий. Традиционная надежда на количество детей, когда семьи имели 5-6 детей в надежде, что кто-то из них «пробьется в люди» в современной жизни не работает. И молодежь пополняет ряды неквалифицированной рабочей силы, которая не находит себе применение в Узбекистане и вынуждена эмигрировать. Так, по данным МВД и миграционных служб России в период с января по сентябрь 2021 года с целью трудоустройства из Узбекистана прибыли в Россию более 3 миллионов человек.
Семьи этих людей лишены веры в помощь от государства или на программу поддержки бедных семей, программу обучения, переобучения и найма на работу. Именно поэтому их дети там – в поисках собственного счастья, без веры и без всяких условий жизни, которых можно было назвать достойными современного человека.
Однако, другая институциональная альтернатива не дает себя долго упрашивать и тут же занимает опустевшее место – это религия, со всей вертикальной структурой вовлечения, убеждения, внушения и мобилизации.
Если раньше мы свято верили в раздельность государства и религии, то сейчас ясно видим, что государство пытается использовать религиозных деятелей в пропаганде идей мирного существования и покорности. Однако, любая сделка имеет две заинтересованные стороны. Взамен религия требует открытия новых мечетей, большей толерантности к высказываниям и проповедям мулл в мечетях, государственной поддержки идей ислама и исламского воспитания.
И, если мы ранее никогда не встречали в мечетях, чтобы муллы критиковали те или иные действия власти, то сейчас – пожалуйста: целые веера трактовок отношений между властью и гражданами. К чему такое попустительство может привести при отсутствии адекватной балансирующей силы и идеологии страшно даже представить.
Налицо явная поляризация общества между атеистами, умеренными верующими, признающими реалии современной жизни и ярыми сторонниками классического, фундаментального ислама по образу салафитов и ваххабитов. Стали явными попытки влияния религиозных лидеров на выбор литературы, одежды, соблюдения бытовых обрядов и, в целом, на выбор образа жизни. Идеология не терпит пустоты и в условиях отсутствия объединяющей государственной идеологии, религия стала играть роль альтернативной идеологии, с присущей ей строгостью и отсутствием толерантности.
В то же время пока официальным имамам удается оберегать немалую часть молодежи от опасных течений и взглядов кардинального характера, воспитывая их души в более или менее умеренном духе.
Выход пока есть
Первое. Прежде всего нам надо восстановить доверие к государству в обществе. И здесь надо четко определить какими институтами, рабочими руками мы располагаем и какие у нас возможности. Президент страны предложил изменить Конституцию, сделав ее более социально ориентированной.
В таком случае, в ней должны быть четко обозначены не только самые главные права граждан, но и все способы и институты гарантии соблюдения этих прав, а также конкретная ответственность каждого института власти за несоблюдение конституционных прав граждан – от президента до хокима, от министра, до любого государственного клерка.
Последнее возможно только тогда, когда будут детально расписаны регламенты отъема власти у чиновника, виновного в создавшейся ситуации. От президента до хокима, министра правительства и руководителей правоохранительных органов, их работников.
В этом ключе переход на выборность хокимов с четким определением их прав, экономических возможностей и ответственности перед народом, ограничение сроков выборности на всех уровнях власти сверху донизу, был бы первым существенным шагом.
Второе, надо инвентаризовать все принятые за последние пять лет указы, постановления президента и правительства, а также распоряжения и отменить все льготы и индульгенции индивидуального и узкогруппового характера.
Третье, следует больше выделять средства на строительство государственных школ, детских дошкольных учреждений, учреждений просвещения, культуры и духовного развития, отрезав существенно (если полностью не отменить) всякие субвенции и компенсации из бюджета, хозяйствующим субъектам. Необходимо пересмотреть и сократить существенно инвестиционную часть бюджета, перенаправив деньги на улучшение состояния инженерной инфраструктуры городов и сел (дороги, водоводы, внутригородские и поселковые газопроводы, канализация, энергетическая и иная инженерная сеть).
Четвертое, необходимо пересмотреть существующую налоговую систему, чтобы повысить роль прямых налогов, взамен косвенных и снизить налоговое бремя на малый бизнес. Предложений в обществе было много, их надо критически переосмыслить и применить. Точно также надо пересмотреть все тарифные и нетарифные ограничения во внешней торговле, с тем, чтобы было общее правило: все, что у нас не производится и требует значительных инвестиционных вложений, вся готовая машиностроительная продукция, сырьевые ресурсы (кроме тех, что у нас в огромных количествах) должны быть освобождены от импортных пошлин.
В-пятых, надо ввести частную собственность на несельскохозяйственные земли и соблюдать это право неукоснительно. Первые шаги в этом направлении президентом страны уже обозначены. Права на не сельскохозяйственные земли должны быть предметом общественного надзора в виде Кенгашей народных депутатов на местах, но ни в коем случае не хокимов.
В-шестых, надо обеспечить безукоризненное соблюдение законодательства о категорическом запрете вмешательства хокимов и других государственных управленцев в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, в том числе коммерческих банков и иных финансовых структур. Возможно, стоит провести публичные судебные процессы, чтобы показать серьезность намерений государства в этом направлении.
В-седьмых, надо существенно сократить госаппарат, число министерств, агентств, поскольку слишком много дублирования функций.
И, последнее, но не менее важное – сократить расходы бюджета, государственные и квазигосударственные расходы. Цель – довести размер консолидированного бездефицитного бюджета страны в течение 10 лет до уровня 13-15% от ВВП.
В целом обществу должен быть предложен новый общественный договор, который бы конкретно показывал каких конкретных и измеримых социальных показателей развития мы ожидаем видеть в течение 5-10 лет, и что взамен государство требует от общества и общественных институтов.
Абдулла Абдукадиров
Всецело поддерживаю, без проведения инвентаризации всех указов президента, что сделано и что не сделано по этим указам нельзя двигаться дальше. Столько много указов которые не работают и не будут работать. Необходимо остановить принятие указов президента без ТЭО (технико экономическое обоснование). Статьи расходов бюджета надо определят точностью до 1,0 (один) миллионов сум. Например расходы государственного бюджета определяются с точностью до пфеннингов. В настоящее время у нас расходы бюджета определяются с точностью до 10,0, (десять) миллионов долларов США. Почему первоначальные стоимости объектов строительства от проектной от нескольких десятков миллионов долларов увеличиваются до несколько сот миллионов долларов США. Государственный бюджет никогда не был без донной бочкой.
Когда я приводил пример имел ввиду бюджет Федеративной Республики Германии. Я живой свидетель этого.