Почему наше общество бедное. Часть третья

Источник: Joel Heard/unsplash.com

В первой части речь шла про неправильно выбранную модель социально-экономического развития, а также про неуважение прав на частную собственность и упор на администрирование. Во второй части финансовый аналитик Абдулла Абдукадиров писал об ошибочной ставке в бизнесе и отсутствии доверия в обществе.

Поляризация общества

Пандемия и её последствия продемонстрировали ущербность административного управления, основанного на слиянии государственно-частных и монополистических интересов, в ущерб интересам населения. Отказ государства от защиты населения, малого бизнеса в условиях локдауна и возможности заработать себе средства на существование, выполнение волонтерами и частными предприятиями государственных функций по защите наиболее уязвимых слоев населения, жестокая атака на частные свободы граждан, вплоть до отъема велосипедов, неоправданные никакими законами и моралью штрафы показали, что это государство не собирается быть социально ориентированным.

Это знание укрепилось процессом формирования и использования Антикризисного фонда, через который защиту обрели только государственные и аффилированные с чиновниками компании.

Пандемия не закончилась в 2020 году, она продолжается и по сей день, и ее влияние будет ощущаться ещё долгое время. При продолжении нынешней реальной политики будет расти поляризация общества, как по доходам, так и по возможностям, увеличиваться отток населения, расти социальная напряженность, падать уровень образования и нравов. Безнравственность — основа деградации любого общества.

По итогам исследования американской организации Social Progress Imperative по итогам 2016 года среди 163 стран Узбекистан находился на 91 месте по уровню социального развития – интегрированного показателя, который объединяет такие базовые ценности как, доступность жилья и медицинского обслуживания, доступ к технологиям и образованию, защита прав человека, предоставление права выбора. А через четыре года — по итогам 2020 года Узбекистан оказался на 102 месте, в то время как крошечная Грузия заняла 56-место, а Украина 62-е. Можно, конечно, критически относиться ко всякого рода рейтингам, включая этот.

Однако, именно они являются тем мерилом, глядя на которое инвесторы, партнеры, да и просто граждане делают свои выводы. В таких случаях, неважно, кто ты есть, важно, что о тебе думают.

По информации Госкомстата Узбекистана, реальные совокупные доходы на душу населения за 9 месяцев 2021 года составили 9604,9 тысяч сумов, с приростом к аналогичному периоду 2020 года на 8,3%. Данная цифра, якобы, отражает влияние инфляции, но де-факто такой расчет инфляции совершенно не отражает реального роста потребительских цен, роста цен на промышленные товары и медикаменты, медицинские услуги, образование.

Доходы на душу населения около 100 долл. в месяц – это средние показатели по стране, где 50% населения обладает менее 30% совокупного дохода, а остальные 70% доходов — оставшимися 50% доходов (общий коэффициент дисперсии 6,9 при 10% группах). Иными словами, 70% населения довольствуются доходами менее 50 долларов США в месяц на человека.

Отсутствие доходов прямым образом отражается на уровне образования, приобретения жизненных навыков, а также приспособленности молодежи к реальным условиям жизни в обществе, которое требует знания хотя бы элементарных вещей в области цифровизации.

Таким образом, чем беднее семья, тем меньше у нее возможностей обучать детей и надеяться на улучшение жизненных условий. Традиционная надежда на количество детей, когда семьи имели 5-6 детей в надежде, что кто-то из них «пробьется в люди» в современной жизни не работает. И молодежь пополняет ряды неквалифицированной рабочей силы, которая не находит себе применение в Узбекистане и вынуждена эмигрировать. Так, по данным МВД и миграционных служб России в период с января по сентябрь 2021 года с целью трудоустройства из Узбекистана прибыли в Россию более 3 миллионов человек.

Семьи этих людей лишены веры в помощь от государства или на программу поддержки бедных семей, программу обучения, переобучения и найма на работу. Именно поэтому их дети там – в поисках собственного счастья, без веры и без всяких условий жизни, которых можно было назвать достойными современного человека.

Однако, другая институциональная альтернатива не дает себя долго упрашивать и тут же занимает опустевшее место – это религия, со всей вертикальной структурой вовлечения, убеждения, внушения и мобилизации.

Если раньше мы свято верили в раздельность государства и религии, то сейчас ясно видим, что государство пытается использовать религиозных деятелей в пропаганде идей мирного существования и покорности. Однако, любая сделка имеет две заинтересованные стороны. Взамен религия требует открытия новых мечетей, большей толерантности к высказываниям и проповедям мулл в мечетях, государственной поддержки идей ислама и исламского воспитания.

И, если мы ранее никогда не встречали в мечетях, чтобы муллы критиковали те или иные действия власти, то сейчас – пожалуйста: целые веера трактовок отношений между властью и гражданами. К чему такое попустительство может привести при отсутствии адекватной балансирующей силы и идеологии страшно даже представить.

Налицо явная поляризация общества между атеистами, умеренными верующими, признающими реалии современной жизни и ярыми сторонниками классического, фундаментального ислама по образу салафитов и ваххабитов. Стали явными попытки влияния религиозных лидеров на выбор литературы, одежды, соблюдения бытовых обрядов и, в целом, на выбор образа жизни. Идеология не терпит пустоты и в условиях отсутствия объединяющей государственной идеологии, религия стала играть роль альтернативной идеологии, с присущей ей строгостью и отсутствием толерантности.

В то же время пока официальным имамам удается оберегать немалую часть молодежи от опасных течений и взглядов кардинального характера, воспитывая их души в более или менее умеренном духе.

Выход пока есть

Первое. Прежде всего нам надо восстановить доверие к государству в обществе. И здесь надо четко определить какими институтами, рабочими руками мы располагаем и какие у нас возможности. Президент страны предложил изменить Конституцию, сделав ее более социально ориентированной.

В таком случае, в ней должны быть четко обозначены не только самые главные права граждан, но и все способы и институты гарантии соблюдения этих прав, а также конкретная ответственность каждого института власти за несоблюдение конституционных прав граждан – от президента до хокима, от министра, до любого государственного клерка.

Последнее возможно только тогда, когда будут детально расписаны регламенты отъема власти у чиновника, виновного в создавшейся ситуации. От президента до хокима, министра правительства и руководителей правоохранительных органов, их работников.

В этом ключе переход на выборность хокимов с четким определением их прав, экономических возможностей и ответственности перед народом, ограничение сроков выборности на всех уровнях власти сверху донизу, был бы первым существенным шагом.

Второе, надо инвентаризовать все принятые за последние пять лет указы, постановления президента и правительства, а также распоряжения и отменить все льготы и индульгенции индивидуального и узкогруппового характера.

Третье, следует больше выделять средства на строительство государственных школ, детских дошкольных учреждений, учреждений просвещения, культуры и духовного развития, отрезав существенно (если полностью не отменить) всякие субвенции и компенсации из бюджета, хозяйствующим субъектам. Необходимо пересмотреть и сократить существенно инвестиционную часть бюджета, перенаправив деньги на улучшение состояния инженерной инфраструктуры городов и сел (дороги, водоводы, внутригородские и поселковые газопроводы, канализация, энергетическая и иная инженерная сеть).

Четвертое, необходимо пересмотреть существующую налоговую систему, чтобы повысить роль прямых налогов, взамен косвенных и снизить налоговое бремя на малый бизнес. Предложений в обществе было много, их надо критически переосмыслить и применить. Точно также надо пересмотреть все тарифные и нетарифные ограничения во внешней торговле, с тем, чтобы было общее правило: все, что у нас не производится и требует значительных инвестиционных вложений, вся готовая машиностроительная продукция, сырьевые ресурсы (кроме тех, что у нас в огромных количествах) должны быть освобождены от импортных пошлин.

В-пятых, надо ввести частную собственность на несельскохозяйственные земли и соблюдать это право неукоснительно. Первые шаги в этом направлении президентом страны уже обозначены.  Права на не сельскохозяйственные земли должны быть предметом общественного надзора в виде Кенгашей народных депутатов на местах, но ни в коем случае не хокимов.

В-шестых, надо обеспечить безукоризненное соблюдение законодательства о категорическом запрете вмешательства хокимов и других государственных управленцев в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, в том числе коммерческих банков и иных финансовых структур. Возможно, стоит провести публичные судебные процессы, чтобы показать серьезность намерений государства в этом направлении.

В-седьмых, надо существенно сократить госаппарат, число министерств, агентств, поскольку слишком много дублирования функций.

И, последнее, но не менее важное – сократить расходы бюджета, государственные и квазигосударственные расходы. Цель – довести размер консолидированного бездефицитного бюджета страны в течение 10 лет до уровня 13-15% от ВВП.

В целом обществу должен быть предложен новый общественный договор, который бы конкретно показывал каких конкретных и измеримых социальных показателей развития мы ожидаем видеть в течение 5-10 лет, и что взамен государство требует от общества и общественных институтов.

Абдулла Абдукадиров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.