Основа государства – доверие граждан

Источник: Snowscat/unsplash.com

Это продолжение статьи о проникновении лжи в наше общество. В первой части Абдулла Абдукадиров писал, что ложь проникла во все сферы нашей жизнедеятельности. Её можно видеть в деятельности органов государственной власти и управления, в религии, семьях, межличностных, государственно-гражданских, деловых и общественных отношениях. Возникает впечатление, что подавляющее большинство населения Узбекистан убило в себе способность реагировать на ложь, как на нечто мерзкое, неприемлемое в отношениях любого уровня. Наше общество, воспринимает ложь как нечто обыденное, как норму жизни.

Ситуация де-юре

До независимости хозяином жизни в Узбекистане была партийная номенклатура, которая «от имени народа» управляла страной, распределяла всё от средств потребления до природных ресурсов. После обретения независимости, в 1992 году была принята Конституция Узбекистана, в 7 статье которой указано: «Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе».

Ситуация де-факто

Народ в Узбекистане, практически, полностью отстранен от принятия важнейших решений, касающихся его жизнедеятельности. Примером этого могут служить немалое число постановлений, касающихся регулирования экономической, социальной и культурной жизни народа Узбекистана, принятых на всех уровнях – от Кабинета министров до местных хокимов, без всякого обсуждения, порой вопреки интересам населения.

По существу, взамен партийной номенклатуре пришла власть государственных чиновников, аффилированных с ними миллионеров и олигархов, распоряжающихся народными ресурсами, а в отдельных случаях даже населением. Так, проникла в нашу жизнь самая большая ложь о народовластии, о которой мы стыдливо умалчиваем.

Один из видных аналитиков прошлого, Ф. Энгельс  в качестве причины краха институциональных основ государства выделял разделение общества на привилегированных и непривилегированных членов, что нарушало принцип равноправного участия в жизни общества.

Трудно назвать хотя бы одну статью Конституции Узбекистана (за исключением норм, касающихся институтов власти), которая бы имела институциональные и законодательные механизмы реализации, и которая бы неукоснительно соблюдалась. Нарушение норм Конституции – основного закона страны при наличии формальных институтов власти является, на мой взгляд, одной из главных причин лжи в нашем обществе, причина нашего топтания на месте вот уже четвертое десятилетие.

Когда не работает Конституция, трудно говорить о торжестве правового государства, где адекватно соблюдены права всех граждан и социальных, государственных, религиозных и иных институтов.

Когда законы действуют избирательно, нарушаются нормы социальной справедливости, в обществе растет недоверие. Это недоверие искажает производственные отношения, портит их: производитель не отпускает продукцию, даже получив признанные в мировом сообществе гарантии, например, запланированные бюджетные ассигнования. Причина – государство нередко подводит и по срокам, и по объемам, не учитывая уровень инфляции. Государственная экспертиза необоснованно снижает сумму ассигнований ещё на уровне экспертизы проекта. Отсюда стремление преувеличить смету расходов, показать невероятную рентабельность. Заказчик это прекрасно знает и, соответственно, играет в свою «игру на понижение». Таким образом, все лгут и прекрасно об этом знают, ложь становится привычным атрибутом деловых взаимоотношений с государством.

Именно ложь об интересах народа приводит к тому, что отдельным хозяйствующим субъектам предоставляется монопольное, ничем не ограниченное право на распоряжение огромными государственными материальными, финансовыми и даже природными ресурсами.

Или возьмем другой – очень типичный пример: государство планирует реализовать социально значимые проекты, выделяет значительные деньги на их финансирование, направляет ресурсы через действующие банки. Банки нередко вынуждают по формальным признакам выдавать значительные кредитные ресурсы по сомнительным проектам, лицам без опыта ведения бизнеса, прекрасно понимая риски невозврата.

В итоге банкир начинает придумывать уловки для страхования собственного риска и увеличения маржи банка: оценивает закладываемое имущество в ценовом выражении в разы меньше оценки профессионального оценщика, хотя законодательство этого не допускает. Он дополнительно придумывает различные комиссии и страховочные выплаты, требует гарантий возврата как от учредителей, так и владельцев закладываемого имущества, как физических, так и юридических лиц, смешивая гражданскую и предпринимательскую ответственность.

Таких примеров лжи, соседствующей с тотальным беззаконием и некомпетентностью, можно привести десятки. Суть их одна: мы сами порождаем ложь, в которую начинаем верить сами, пытаемся убедить окружающих, а потом, когда она обрекает нас на ощутимые материальные и моральные потери, мы очень правдоподобно делаем изумленный вид.

Может ли государство, которое действиями своих нечистоплотных чиновников и экспертов порождающее ложь, рассчитывать в ответ на честное поведение своих граждан? Вопрос, конечно риторический.

Ложь приводит к росту транзакционных расходов. Создавая порой надуманные способы страхования от обмана, государство, банки делают невыносимой жизнь сотни и тысяч людей.

В такой системе для обеспечения работы даже очень умно составленных контрактов нужно приложить в сотни раз больше усилий и затрат, не предусмотренных общепринятыми официальными процедурами. Иногда это ставит под вопрос оправданность такого бизнеса в принципе.

Государство должно стимулировать все методы неприемлемости лжи и обмана в первую очередь путем утверждения законности, всячески способствовать развитию понятий и институтов, утверждающих нормы справедливости, ведь последнее не всегда поддается строгим требованиям закона.

В этом государство и государственные институты должны начать с себя:

  • начать полномасштабный процесс разделения власти, как это предусмотрено статьями 11 и 12 Конституции страны;
  • не принимать решения без прозрачной и глубокой экспертизы проектов, финансируемых бюджетом со стороны специалистов разных отраслей, учета мнения людей, жизнедеятельность которых данный проект касается непосредственно;
  • не позволять никому иметь исключительное положение за счет ущемления интересов других сторон, в том числе конкурентов;
  • минимизировать налоги при одновременном существенном сокращении государственного аппарата и сокращении самых неоправданных инвестиционных расходов и субсидий бизнесу.

Таким образом, возврат всеобщего доверия, постепенное искоренение лжи из нашей жизни является совместной ответственностью как государства, так религиозных институтов, семьи, как первичного звена формирования духовности человека.

Абдулла Абдукадиров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.