Необъявленная война: спецоперация по захвату наших душ

Источник: unsplash.com

Начиная с 1991 года, когда Узбекистан получил свою независимость, он превратился в самостоятельный субъект международных отношений и стал объектом интересов стран, имевших собственные взгляды не только на природно-географические ресурсы страны, но и на политическую, экономическую, духовную и социально-культурную жизнь населяющих её народов. Таким образом, страна оказалась полем «гибридной войны» различных мировых сил.

Справка от автора: Термин «гибридная война» впервые использовал Франк Хофман (научный сотрудник Национального университета обороны США) в 2007 году.  «Гибридная война» это ведение планомерной политической, идеологической и экономической агрессии, организации диверсий и кибератак на системы управления ключевых объектов, а также глубокого вовлечения страны или группы стран, в зону собственной пропаганды. Такая война сопровождается распространением фальшивых новостей, необоснованных мнений, вмешательства в выборы и в культурно образовательную среду, наряду с традиционными методами дипломатического давления и, как крайнее средство, ведения военных действий.

Узбекистан, будучи одной из самых развитых стран Центральной Азии, представлял серьёзный интерес для стран, которые претендовали на новое обустройство мира по своим понятиям. Интерес представляли также природные ресурсы Узбекистана, геополитическое расположение страны. Таким образом, буквально с первых лет независимости Узбекистан стал полем соперничества супердержав, каждая из которых стремилась к своим целям.

Методы достижения цели

Первое, завоевание симпатий, формирование лояльности и зависимости наиболее авторитетных представителей вооруженных сил страны и сил безопасности путем предложения различных программ обмена опытом, обучения, повышения квалификации и целенаправленного вовлечения их в коррупцию, формирование агентурной базы;

Второе, дискредитация и устранения наиболее талантливых и преданных офицеров и сотрудников спецслужб, формирование группы влияния в этой среде;

Третье, снижение обороноспособности страны путем подкупа военных специалистов, навязывания устаревшей техники, создания различных зон конфликтов, навязывания несовременных моделей (методов) ведения войны и препятствования выходу военной машины из орбиты своего влияния;

Четвертое, недопущение ведения самостоятельной внешней политики, предусматривающей развитие экспортного потенциала, диверсификацию импорта и экспорта, а также открытия новых путей выхода на международные рынки;

Пятое, вовлечение и удержание страны в зоне своего идеологического, пропагандистского влияния, трансляции через средства массовых коммуникаций преимуществ «лучшего мира» под прикрытием идеи сохранения и развития знаний того или иного языка, той или иной культуры;

Шестое, планомерное влияние на принятие государственных решений в свою пользу через агентуру влияния в госорганах и на высоких руководящих должностях, через дипломатические каналы, создание иллюзий экономической и политической выгоды, иногда путем откровенного шантажа коррумпированных чиновников;

Седьмое, постепенный отъем природных ресурсов, в первую очередь углеводородных, ключевых объектов инфраструктуры с использованием всего потенциала влияния, описанного выше;

Восьмое, вовлечение страны в экономические авантюры в виде разрушительной экономической политики (навязывание фальшивого целеполагания в экономическом развитии, например, в виде таргетирования инфляции, наращивание субсидий из бюджета для сохранения нерентабельных отраслей, защиты монополий и прочее), приводящей к наращиванию внешнего долга.

В экономической сфере важнейшей задачей является захват контроля над основными природными ресурсами и активами страны, прежде всего, в сфере добычи, транспортировки и реализации нефти и газа, а также продуктов их переработки. Эта часть работ приносит огромную прибыль транснациональным компаниям, которые формально могут быть закреплены за несколькими частными лицами, служащими проводниками имперской политики.

Все спецоперации «стран влияния» начинаются с выявления ключевых лиц в правительстве, которых надо «заинтересовать» в сотрудничестве. Как правило, таких деятелей заманивают недвижимостью и иными активами на территориях, подконтрольных «стране влияния». Поэтому очень важно тщательно изучать и проверять источники доходов чиновников, государственных служащих, бизнес которых аффилирован с активами других странах, чьи дети учатся в престижных зарубежных вузах и живут на средства в сотни раз превышающие все возможные официальные доходы этого лица.

Следующим этапом является создание общественной поддержки, проводимых «страной влияния» действий. Организуется создание и финансирование сети лояльных «стране влияния» медиапроектов, проводящих в сознание общества нужное видение мира, создаются группы влияния, фабрики ботов и троллей в социальных сетях.

Далее активно внедряются стандарты образования «страны влияния», под соусом возможностей для молодежи получить доступ на мировой рынок рабочей силы. Создаётся сеть дошкольных учреждений, средних школ, лицеев и университетов, которые формируют сознание детей и подростков в соответствии с философией, историей и логикой мышления «страны влияния».

При этом на первый план могут быть выдвинуты некие частные лица, обладающее определенными деловыми и личными качествами, чтобы создать в обществе иллюзию, что решения принимаются самостоятельно. Именно эти лица, обладающие сетью банков, инвестиционных и отраслевых компаний, которые будут реализовывать «вполне обычные рыночные сделки» или проводить культурно-исторические мероприятия, становятся публичными генеральными менеджерами и инициаторами инвестиционных проектов «страны влияния».

Отбор лучших активов

Для отбора наиболее привлекательных активов страны используются самые разные методы. Этапы такой операции, как правило, состоят в следующем:

  1. Выделить самые ликвидные активы в различных отраслях Узбекистана;
  2. Подкупить либо дискредитировать и шантажировать руководителей, реально управляющих этими активами от имени государства, с тем чтобы заставить их выполнять волю «страны влияния»;
  3. Навязать руководителям этих государственных предприятий реализацию априори нерентабельных, убыточных, но очень капиталоемких проектов, требующих огромного количества денег, с непрозрачной схемой распределения готовой продукции и выручки;
  4. Планомерно отбирать у государства различными методами не только сами предприятия, но и источники снабжения и рынки сбыта, а также логистику, например, средства транспортировки нефтегазовой продукции, включая газотранспортные магистральные трубы;
  5. На монополистических условиях продавать потребителям Узбекистана услуги или товар отобранного актива, отошедшего де-факто «стране влияния».
  6. Далее следует введение заградительных мер для защиты интересов предприятий, отошедших «стране влияния» (тарифные и нетарифные ограничения).

Как правило все эти меры будут сопровождаться принятием законодательных и подзаконных актов, закрепляющих фактическое положение дел, которые по большей части будут скрыты от общественности и, в лучшем случае, будут носить гриф «Для служебного пользования» (ДСП).

Вопросы общества

Общественность, которая рано или поздно узнает о таких сделках, может задать вопросы:

Были ли активы, отошедшие «стране влияния» или его доверенному лицу перед передачей в оперативное управление (де-факто — подарены), инвентаризованы и оценены с привлечением независимых консалтинговых агентств на основе публичного тендера?  Ведь передача в оперативное управление недр и ресурсов означает, что позволено бесплатно их добывать и продавать добытую продукцию. Другими словами, если какая-то страна или ее предприятие получает в Узбекистане в фактическое пользование участки земли, где есть месторождения, то это, возможно, прямое нарушение Конституции Узбекистана, которая декларирует, что земля и недра являются общенародным достоянием;

Были ли проведены соответствующие тендеры на приватизацию таких лакомых кусков экономики Узбекистана, чтобы привлечь лучшие предложения от заинтересованных компаний, а также насколько прозрачными были тендеры (если были проведены)?

Почему в придачу к активам для них установлены особые, монопольные условия деятельности, с полным освобождением от налогов и таможенных пошлин, что также противоречит законодательству Узбекистана?

Как можно было допустить, что страна полностью лишилась всякого механизма влияния на развитие отрасли, цены на продукцию, что ставит под угрозу независимость страны в данной отрасли и социальную стабильность?

Вероятно общество не получит вразумительного ответа. В бой вступит идеологическая армия «страны влияния» в лице купленных СМИ и экспертов, которые «правильно разъяснят» народу, что и как.

Граждане, обладающие минимумом экономических познаний, наблюдают подобные явления все чаще. И потому, остаётся только надежда, что высшему руководству страны хватит силы воли и специалистов, чтобы переломить такой ход событий. Узбекистан должен жить по собственной воле и ради собственных интересов, чтобы предоставить нашим детям наилучшие шансы на будущее.

Абдулла Абдукадиров,

экономический обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.