В тарифах ли дело? Или почему не надо повышать тарифы для газа и электроэнергии

Источник: unsplash.com

Очередная идея о введении дифференцированных тарифов на потребление природного газа и электричества для населения в зависимости от количества потребления не соответствует статье 18 Конституции Республики Узбекистан: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».

В предлагаемой правительством мере речь не о льготах для определенных слоев населения, а еще об одном способе изъятия средств населения для финансирования отрасли, в которой непрозрачные схемы распределения активов, прав на владение месторождениями, управления финансовыми потоками присутствуют уже много лет.

Подход нарушающий Конституцию Узбекистана

Пока воздержимся от споров, какая должна быть, так называемая, «социальная норма потребления» и какова должна быть цена наказания за превышение потребления. Принципиально важно понять, что речь идет не о распределении блага, принадлежащего благодетелям из Минэнерго и нефтегазовой отрасли, а о распределении богатства недр, которые по Конституции являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию.

В Узбекистане электроэнергия добывается, в основном, за счет сжигания природного газа (до 85% от общего объема), следовательно, говоря о рентабельности обеих отраслей, необходимо обсуждать условия добычи и реализации газа.

Нам пытаются внушить, что потребление газа населением за последние пять лет выросло на 30%, хотя за этот период численность населения выросла всего на 9,8%. Получается, что за 5 лет количество домохозяйств, пользующихся экономичными котлами, выросло существенно (как минимум, половина городского населения, а это не менее 7-8 млн чел.), в городах установили электронные smart счетчики газа, жалобы на систематическое отключение газа в сельской местности выросли в разы, а население и не заметило существенный прирост потребления газа? Anhor.uz ранее писал, что потребление газа населением, на самом деле, из года в год снижается.

Очевидно, что никакая статистика потребления газа населением (равно и другими потребителями) не может быть достоверной, пока система распределения прогнозируемого и фактического потребления газа по населенным пунктам не будет изменена. Существующая система учета не имеет защиты от манипуляций, которые, порой, выгодны как исполнительным органам власти, так и поставщикам.

Главная проблема энергетического комплекса страны заключается в том, что объем добычи природного газа, начиная с 2018 года, из года в год снижается и сейчас по прогнозам на 2022 год составляет 54,7 млрд м3. Но правительство, вместо того, чтобы показать, что делается для увеличения добычи относительно дешевого газа, пытается убедить население в необходимости повышения тарифов и сбора денег с тех, кто старательно платит за газ. При этом те, кто в обход законодательства де-факто не платили за газ, так и будут продолжать это делать.

Основные причины падения объема добычи газа

Во-первых, сегодня в отрасли газодобычи действуют семь основных операторов, из которых шесть имеют иностранное управление (и только в двух из этих шести есть доля узбекских государственных предприятий). По существу, управление такой стратегической отраслью находится в руках иностранных инвесторов и менеджеров, практически без особого влияния Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства энергетики и Министерства финансов Узбекистана.

Иностранным инвесторам проблемы внутренней экономики Узбекистана вовсе неинтересны. Они могут легко перекрыть свои потери от сокращения добычи за счет роста цен на экспорт и роста цен газа, отпускаемого коммерческим потребителям. У них даже нормы отпуска природного газа для нужд Узбекистана твердо не утверждены, благодаря «самоотверженной» работе указанных выше министерств. Существуют инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми инвестор прежде всего «отбивает» свои инвестиции и отгрузка газа для нужд страны является для них, согласно документам, последним делом.

Все помнят знаменитый скандал 2018 года с компанией «Лукойл», когда та обвинила Узбекистан в незаконном заборе добытого им природного газа на суму 600 млн долларов США. Его причина в том, что в сезон пиковых нагрузок «Узтрансгаз», нарушив заключенные договора, забрал часть природного газа, добываемого компанией «Лукойл» в пользу потребителей Узбекистана. Но это не может стать правилом, поскольку иностранные инвесторы отпускают добытый в Узбекистане природный газ не по внутренним ценам, а по договорным международным ценам.

Во-вторых, у семи игроков (операторов добычи газа) разные условия обладания активами (кому-то они достались практически бесплатно), инвестирования (кто-то инвестирует лишь на бумаге), добычи, транспортировки, хранения и реализации, в том числе, на экспорт. И это все не из-за естественных географических, горно-геологических условий добычи и эксплуатации, а большей частью из-за разного подхода Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства энергетики и Министерства финансов Узбекистана к каждому предприятию, к каждому владельцу бизнеса. Некоторые имеют право на открытие собственных газозаправочных станций и прямого отпуска газа им на основе договорных цен, другие такого права не имеют. Некоторые могут экспортировать часть добытого газа, а некоторые – нет. Естественно, при этом все очень не хотят отпускать газ по внутренним фиксированным ценам для населения, поскольку всем хочется максимальных прибылей. Даже структура налогов и других обязательных платежей у каждого инвестора (добывающей компании) своя.

При такой ситуации у каждого и возможности отпуска газа по фиксированным ценам для населения страны разные, кто-то укладывается в цену 320 сумов за м3, а кто-то не может покрыть свои расходы и за 460 сумов за м3 или за 1200 сумов за м3.

Интересно отметить, что месторождения кому-то переданы практически бесплатно, да еще в готовом для эксплуатации виде, ещё и самые перспективные, а кто-то получил голое поле с какой-то надеждой на залежи, в какой-то части этого поля (то есть требовались большие инвестиции на геологоразведочные работы и подтверждение запасов, получение лицензий и т.д.). Кто-то пользуется существующими газотранспортными системами, а кто-то должен сам их создавать. Кто-то платит за услуги компаний «Узбекнефтегаза» копейки, а для кого-то эти же услуги стоят в десятки раз дороже.

Поэтому говорить о том, что Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство энергетики и Министерство финансов Узбекистана установили в отрасли прозрачные, всем понятные и справедливые условия деятельности никак не приходится. Отсюда и разный подход компаний к вопросу увеличения тарифов. Вопрос повышения тарифов лоббируют местные предприятия «Узбекнефтегаза» на плечи которых падает основная нагрузка по отгрузке газа населению, потому что именно они находятся в наименее выгодных условиях. Но, остальные тоже не против этой идеи, хотя прекрасно могут обходиться и без этого, увеличивая отпуск по свободным ценам.

В-третьих, денег в отрасли, даже при существующих тарифах, вполне достаточно и хватает на покрытие себестоимости продукции с лихвой, с большим уровнем рентабельности для большинства производителей. Но возможности зарабатывания денег всем установлены разные и денежные потоки между различными игроками распределяются неправильно, поскольку они имеют разные условия добычи и реализации продукции. Не секрет, что владельцы АГНКС платят в разы меньше денег, прибегая к различным уловкам и присоединяясь к газовым трубам среднего давления минуя установленные счетчики.

К чему приведет повышение тарифов

В результате повышения тарифов те, кто хорошо жили в отрасли будут жить еще лучше, а те, кто живут плохо, будут и дальше всегда зависеть от уровня тарифов.

Население будет и дальше терять свои реальные доходы в существенных объемах, однако ситуация может повторяться каждый год. Реальная проблема в том, что финансовый дефицит отдельных добывающих предприятий вызван не общей низкой доходностью отрасли, как вида деятельности, а тем, что в отрасли одни зарабатывают много, вкладывая мало, а другие вынуждены нести огромные расходы, неся основное бремя добычи, транспортировки, хранения и доставки («Узбекнефтегаз», например).

В этих условиях наше правительство вместо обсуждения этих непростых и очень болезненных вопросов переводит стрелки в сторону населения. Однако, это не решит главной проблемы отрасли – сокращение объемов добычи газа и нарастающего дефицита для внутреннего потребления! Все это обрекает народ на нищету и будет существенно снижать развитие производительных сил в стране.

Из газовых месторождений, переданных в иностранное владение, по оценкам экспертов на сегодняшний день практически используется менее 15%. Остальные по разным причинам не эксплуатируются. Где-то из-за нарушения технического регламента произошел обвал породы или провал оборудования, где-то дебит газа безвозвратно утерян из-за понижения давления вследствие безграмотного бурения, а где-то в результате варварской эксплуатации потенциал месторождения упал в разы, как по добыче, так и по срокам эксплуатации.

Общество лишено информации о том, кто и на каком основании владеет месторождениями газа и генерирующими мощностями, как формируется себестоимость продукции и финансовые потоки в отрасли, кто и на каком основании управляет финансовыми потоками, как эффективно были использованы многомиллиардные вложения в отрасль (возьмем хотя бы проект GTL).

Нет научно обоснованного, прошедшего сито экспертного обсуждения доклада, почему «вдруг» условия добычи газа ухудшились и рентабельность в отрасли снизилась. Отсюда попытки искать спасение за счет денег населения и попытки доказать справедливость априори грабительского решения о нормировании потребления газа и электроэнергии.

И, последнее, но самое важное: никогда повышение тарифов не приводило к повышению добычи. А главные проблемы, решение которых газовой отрасли необходимо осуществить немедленно, отражают два факта: нехватка объемов добычи природного газа (те объемы, которые публикуют Министерство энергетики (54,8 млрд м3 на этот год) никакой международной аудиторской компанией не верифицированы и вполне могут быть только на бумаге) и неравные операционно-финансовые условия деятельности местных и иностранных компаний по добыче, транспортировке, хранению и доставке газа.

Что надо делать – должны решать специалисты отрасли, у которых много прекрасных идей. Но почему-то это не доходит до уровня принятия решений со стороны правительства.

Абдулла Абдукадиров,

экономический обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.