Объединить страну: как развитая сеть рельсового транспорта поможет Узбекистану

Фото: архив

Большая территория Узбекистана – не только повод для гордости, но и огромная ответственность. Для того, чтобы страна успешно функционировала и развивалась, крайне важно создать все условия для удобного и быстро перемещения внутри ее территории. Авиация частично решает проблему, но отвечать всем потребностям жителей страны она не способна. Личный транспорт – комфортное, но не практичное решение. Поэтому так важно развивать железнодорожное сообщение.

Железная дорога – путь к развитию

Обычно страны значительную часть грузов транспортируют по воде (в случае внешней торговли – это особенно заметно), но Узбекистан не только сам не имеет выхода к морю, но такой роскошью не обладают даже его соседи. Поэтому ключевую роль в торговле играет железнодорожный транспорт.

Проблема лишь в том, что Узбекистан уже перерос свою нынешнюю ЖД-систему. Страна крепнет, находит новых экономических партнеров, развивает отношения со старыми, поэтому все чаще возникает тема совершенствования железнодорожной инфраструктуры. Особняком стоит проект – Трансафганская железная дорога «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар». Новый транспортный коридор с транзитным потенциалом до 20 млн тонн грузов должен связать Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Летом 2022 года прошла исследовательская экспедиция по изучению маршрута протяженностью более 700 км, а в 2023 году намечено создание проектного офиса и подготовка технико-экономического обоснования проекта.

В последние годы наметился также тренд на более тесное взаимодействие с Россией. Еще в 2018 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев говорил, что планируется нарастить товарооборот между странами и достигнуть показателей в 10 млрд долларов. Уже в 2022 году Россия стала главным партнером по внешний торговле, опередив Китай и максимально близко приблизилась к этим показателям. Это свидетельствует о том, что высокотехнологичная несырьевая кооперация внутри стран Евразийского экономического союза востребована и повышает конкурентоспособность всех участников ЕАЭС.

Премьер-министры стран Абдулла Арипов и Михаил Мишустин в рамках очной встречи так охарактеризовали уровень партнерства.

«Россия традиционно является важным и надежным торговым партнером Узбекистана. По итогам прошлого года она заняла первое место, объем взаимной торговли с начала года уже превысил 7,5 млрд долларов по нашим расчетам. Сегодня российско-узбекские отношения стратегического партнерства и союзничества находятся на беспрецедентно высоком уровне», – подчеркнул Абдулла Арипов.

«Отношения между нашими странами основаны на принципах дружбы, добрососедства и взаимного уважения и не зависят от конъюнктуры, которая складывается в мире. Я еще раз убедился, что все мы настроены на поступательное развитие многопланового сотрудничества России и Узбекистана», – отметил Михаил Мишустин.

Фото: архив

В 2022 году товарооборот между странами достиг рекордных отметок. Обсуждение дальнейшего сотрудничества продолжится уже в масштабах всего евразийского региона, на Евразийском конгрессе, который пройдет в начале июня в Сочи. Ожидается, что в рамках новой встречи на уровне премьер-министров стран внимание будет уделено межстрановой кооперации внутри ЕАЭС, международным инвестиционным проектам в промышленности, конкурентоспособности продукции и продовольственной безопасности.

Стоит отметить, что лидеры стран Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев еще в сентябре 2022 года подписали Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между странами, состоящую из 11 пунктов. В том числе – о развитии транспортного сотрудничества.

В 2021 году Узбекистан  получил 20 современных российских вагонов метро производства «Метровагонмаш» (входит в российскую компанию «Трансмашхолдинг») В целом, три четверти всех локомотивов страны производились на территории нынешней России: 70% в советское время, а еще 5% – в последние годы.

В 2021 году «Трансмашхолдинг» и «Тошкент метрополитени» подписали меморандум о взаимодействии в сфере развития ташкентского метрополитена, который будет действовать до 2032 года.

В 2021 году лидер Узбекистана Шавкат Мирзиёев встречался с главой правления компании «Российские железные дороги» (РЖД) Олегом Белозёровым для того, чтобы обсудить развитие торгово-экономического сотрудничества между государствами в постпандемийный период. Речь тогда шла, в том числе, о наращивании грузоперевозок. Также сотрудничество в сфере цифровизации с главой РЖД обсуждал и. о. председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» Хуснутдин Хасилов. В РЖД отметили, что переход на единые технологии повысит надежность и прозрачность железнодорожных перевозок, сократит сроки оформления грузов и, как следствие, будет способствовать наращиванию грузовой базы между двумя странами.

В результате взаимодействия в декабре 2022 года страны подписали соглашение между правительствами об открытии представительств таможенных служб РФ и Узбекистана, а также о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.

От личного к общественному

Перераспределение РФ своих производственных мощностей в сторону Азии даст возможность Узбекистану закупать качественный, доступный подвижной состав как для промышленности, так и для общественного транспорта.

Крупнейшим производителем подвижного состава в России остается «Трансмашхолдинг», который успешно производит вагоны метро, локомотивы, пассажирские вагоны для российских железных дорог, в то время как его «дочка» – подмосковный Демиховский  машиностроительный завод – электропоезда для пригородного сообщения. Пассажирские составы Made in Russia закупают не только в России, но и в Индии, Египте, Венгрии, Казахстане.

Такой комплексный подход в производстве и внедрении железнодорожного транспорта позволил организовать в России эффективную железнодорожную сеть, которая смогла разгрузить даже вечно стоящую в пробках Москву.

«Объемы перевозки пассажиров рельсовым транспортом сейчас просто несопоставимы с объемами личного транспорта. На данный момент в Москве поддерживается следующий баланс среди тех, кто перемещается по городу: 70-80% пользователей метро против 20-30% использующих личный автомобиль. Если бы не была сделана ставка на железнодорожную систему, то город просто не справился бы с таким потоком людей», – считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

Более того, по всей России стало удобнее перемещаться за счет более тесной интеграции поездов и электропоездов пригородного сообщения.

Сегодняшний Ташкент, во многом, повторяет путь Москвы начала 2000-х: обилие личного транспорта, бесконечная гонка за расширением дорог, слабая связка города и пригорода, из-за чего каждый день пробки не только в самом городе, но и на его подъездах. И с этим необходимо что-то делать, иначе еще через несколько лет прекрасный Ташкент будет просто не узнать. А ведь ЖД-транспорт сейчас буквально переживает свое возрождение. И в этом направлении есть свои лидеры.

«Создание и введение в эксплуатацию скоростных железнодорожных магистралей как в Европе, так и в Восточной Азии возвратило железной дороге значимость и конкурентоспособность. Сейчас самые развитые сети железнодорожного сообщения находятся в Европе, Японии, Индии, Китае и России», – отмечает Михаил Шамшидов, международный эксперт по развитию туризма, cо-основатель Samarkand Tourism Forum.

Также же он подчеркнул, что развитие железнодорожного транспорта в Узбекистане не только сделает страну удобнее для ее жителей, но и позволит заново открыть ее для гостей.

«Позиционирование железнодорожного туризма как всесезонного и всепогодного дает ему огромное преимущество. Это и возможность увидеть страну собственными глазами как приезжему, так и жителю страны. Комфортабельные чартерные поезда (в том числе и класса люкс) могут стать основой для железнодорожных туров, например, из регионов России по нескольким странам Центральной Азии», – добавил Шамшидов.

Развитием сети железнодорожного транспорта Узбекистана важно заниматься уже сейчас. Россия может стать партнером в этом ключевом для страны направлении. РФ уже продемонстрировала успешность своего видения решения проблемы, развивая сеть рельсового транспорта и создав у себя в стране одну из самых эффективных железных дорог в мире. А достигнутые между двумя странами договоренности будут способствовать использованию лучших российских практик в Узбекистане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.