Об акциях АО UzAuto Motors замолвим слово
7 октября АО “UzAutoMotors” провело так называемое “Roadshow” (первичное представление обществу основных идей проекта) по предстоящему выпуску корпорацией дополнительных акций для размещения между юридическими и физическими лицами Узбекистана.
На презентации основных идей IPO приняли участие заместитель министра финансов Одилбек Исаков, председатель правления АО «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков, генеральный директор UzAuto Motors Бу Андерссон, ответственные специалисты UzAuto Motors, директор Freedom Broker Евгений Можейко. Очевидно, что присутствие столь значимых должностных лиц само по себе говорило, что это очень важное событие в процессе развития рынка корпоративных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке. Автор статьи также получил личное приглашение на мероприятие от инвестиционной компании Freedom Broker (Российская Федерация), которая выступает андеррайтером первичного публичного предложения (IPO) акций АО “UzAutoMotors”.
Событие весьма позитивно по следующим причинам:
Во-первых, выход на внутреннюю аудиторию, обращение ко внутренним инвесторам. В каждом государстве, которое добилось ускоренного развития именно инвестиции собственного народа делали самое важное дело, обеспечивая устойчивый поток денег тем конкурентоспособным хозяйственным структурам, которые были способны показать собственные идеи и жизнеспособность (не только возможность платить большие дивиденды). Накопление первоначального общественного капитала, увеличение инструментов выражения капитала — важные элементы развития всей финансовой системы страны;
Во-вторых, когда такие важные технологические компании выходят на рынок, то инвестор или существующий/потенциальный клиент этой компании начинает верить, что у компании есть четкое видение собственного развития и технологические идеи, новинки, которые обеспечат какой-то рост;
В-третьих, само по себе появление на внутреннем рынке ценных бумаг предприятий страны, которые являются драйверами развития экономики (фактически или ожидаемо), так называемыми «голубыми фишками» фондового рынка особо важное событие, поскольку, эмитент обращается ко внутреннему рынку, а внутренний инвестор испытывает априори большее доверие к эмитенту, поскольку думает, что хорошо знаком с эмитентом. Повышение доверия к инструментам и активам, вращающимся на рынке, является главной задачей всех государственных институтов, ответственных за развитие финансовых рынков;
В-четвертых, любое IPO является серьезным испытанием для системы корпоративного управления компании-эмитента, поскольку позволяет посмотреть на себя глазами международно признанных профессионалов в области технического финансового, юридического и корпоративного аудита. Любая компания, пробовавшая выпустить ценные бумаги, прекрасно знает и понимает, что это является испытанием для всей системы управления и для каждого работника – надо доказать соответствие международным стандартам корпоративного управления. Квалификация и ощущение собственной миссии работников компании-эмитента растут буквально на глазах;
И, наконец, самое главное – выход компании такой специализации означает наличие планов по достижению существенного прогресса в области развития технологий, науки, исследований и технических решений. Именно это до недавнего времени было одним из слабых мест корпорации АО UzAuto Motors.
Однако, мероприятие меня несколько разочаровало. Выступления специалистов вызывали больше вопросов, чем дали ответы на вопросы, которые возникают при каждом выпуске акций и заимствовании на рынке ценных бумаг.
Мне кажется, что наши специалисты еще не осознали, что выпуск и размещение ценных бумаг на рынке и есть заимствование. Такое же как заимствование денег в банке, только этот процесс ещё сложнее. Если в банке вы разговариваете с конкретными лицами, и выполняете конкретные требования к заемщикам данного банка, то на рынке ценных бумаг ваш займодатель совершенно вам неизвестен, и вы судите о его мотивациях весьма отдаленно. Более того, вам самому надо создавать эту мотивацию и убедить в ней (инвестировать деньги под ваши бумаги и обещания) всех потенциальных инвесторов. Эти инвесторы не приходят к вам на Roadshow. Это вы должны к ним прийти и завоевать их доверие своими простыми и наглядными историями, чтобы они вам доверили то, что им ценно – наличные деньги.
Что было не так?
Присутствовавшие не услышали, что именно нового собирается делать компания АО UzAuto Motors для своих клиентов и почему вдруг она обращается за деньгами к узбекистанцам (а не к государству, к коммерческим банкам и к международным инвесторам, как это было ранее). Какие будут принципиально новые технические новинки, технологии, изменится ли отношение к рынку, к потребителям, к обществу в целом? Когда лидеры какой-то индустрии выступают с инициативами, граждане вправе ожидать нечто, что послужит драйвером развития отрасли хотя бы в ближайшие 3-5 лет.
Конечно, некие ответы прозвучали (выпуск автомобилей Tracker и Onix, создание подразделений по R&D), однако, красивой, логично выстроенной истории, которая вызвала у обычного клиента чувство гордости и доверия не получилось.
Второе, мне лично было не совсем понятно, насколько расчеты руководителей отрасли основаны на удержании монополии АО UzAuto Motors за счет заоблачных таможенных пошлин на импорт автомобилей. Если такая монополия будет сохраняться в ближайшие 3-5 лет, то это плохая идея. Из неё следует, что по целому ряду показателей автомобили АО UzAuto Motors останутся неконкурентоспособными, что не будет способствовать желанию людей вкладывать деньги в акции компании.
Третье, известно, что самым уязвимым моментом в деятельности компании АО UzAuto Motors является не только наличие огромных очередей, но также отсутствие производства линейки автомобилей для целей малого бизнеса (небольшие грузовики, миниавтобусы). Из планов развития следует, что в этом направлении никаких положительных изменений не будет. Потребителям не следует надеяться на изменение политики монополиста в сторону малого бизнеса. Возникает справедливый вопрос: кто будет заниматься выпуском автомобилей для малого бизнеса, если искусственно созданный государством монополист не собирается решать такую важную задачу?
Четвертое, меня неприятно удивило, что компания, при объеме общей выручки в более чем 3,5 млрд долларов США, планирует получить прибыль в размере 280 млн. долларов США (кстати, не уточнили, до налогов или после). Ведь компания в реальности занимается 2 видами деятельности: сама собирает машины и продает, а также импортирует автомобили в готовом виде, практически без пошлин и перепродает населению с огромными наценками. Возникает вопрос: как долго будет существовать такая «подушка безопасности»? Как долго и в каких объемах?
Пятое, не вызывает доверия утверждение, что дела компании идут хорошо, поскольку она обращается к населению за деньгами. Никто не раскрыл планов использования 280 млн. долларов США, которые планируется получить в 2022 году. Нет прогнозов по финансовым показателям на последующие три года.
Шестое — было объявлено, что дополнительная эмиссия составит 5% от уставного капитала компании АО UzAuto Motors, но точных цифр названо не было. Также неизвестны ни номиналы акций, ни минимальный размер инвестиций, ни периодичность выплаты дивидендов. Но, самая главная проблема в том, что все владельцы 5% пакета акций являются миноритарными акционерами, права которых должны быть отдельно оговорены и ясно закреплены во всех корпоративных документах еще до начала IPO. Однако, в ходе презентации это не было озвучено.
По характеру своей деятельности мне приходилось видеть много IPO различных стран, а также местных и иностранных компаний. Самым неудачным, по моему мнению, в этом плане был выпуск суверенных бондов Министерством финансов Республики Узбекистан в феврале 2020 года, когда ставку размещения по суверенному бонду на 5 лет в размере 4,75% годовых объявили, как “Settling the Benchmark” (установление уровня ставок для остальных эмитентов). Удивительно то, что даже узбекским частным компаниям удавалось получать на рынке гораздо более дешевое размещение при таком же рейтинге. Никогда не мог понять размещение суверенных бондов на спекулятивном рынке для определения benchmark.
Мой совет всем эмитентам – нанимать хорошую PR компанию, чтобы она особо готовила речи всех тех, кто выступает на таких Roadshow, чтобы ответы на самые естественные вопросы прозвучали в самом начале.
Один знакомый спросил меня: почему я не задал свои вопросы прямо там? Во-первых, их слишком много, и во-вторых, я мог бы и сейчас промолчать, если бы не понимал, что на многие вопросы даже руководители отрасли не ответят.
А вот покупать или не покупать акции АО UzAuto Motors – пусть решат наши соотечественники сами, взвесив все за и против. Я же покупать не буду.
Абдулла Абдукадиров,
экономический обозреватель Anhor.uz
Все правильно написано в статье, нахрен их акции, с автомобилями кидают, люди уже 2 года или больше не могут вернуть себе деньги за новые каптивы, продажу которых отменила узавто, ни денег ни машин
https://www.youtube.com/watch?v=MzLQNirlW-U
Веры нету жуликам!!!
Скорее всего также поступят и с акциями, ни денег за акции ни дивидендов!!!)))