Вербовочные джамааты для бандформирований. Как противостоять рекрутингу граждан Узбекистана в Афганистан и Сирию?

Вербовочные джамааты для бандформирований. Как противостоять рекрутингу граждан Узбекистана в Афганистан и Сирию?

Вначале всем казалось, что пандемия, вызванная SARS-Cov-2, ударила по террористическому интернационалу. Карантинные меры, локдауны, введенные в большинстве стран мира, прекращение авиа и иных видов международного сообщения — естественно приостановили логистику переброски рекрутов в зоны боевых конфликтов, в первую очередь в Сирию, Ирак, Афганистан. Однако распространение идей экстремизма, радикализация, в первую очередь, молодежи лишь увеличилась. Пишет Виктор Михайлов в издании «Новости Узбекистана».

Вербовочные центры международных террористических организаций (МТО), радикально-экстремистских организаций (РЭО) продолжают свою работу, расширяя её, в первую очередь, в социальных сетях. Узбекский контент джамаатов, готовящих рекрутов для этнических бандформирований в зонах боевых действий, к сожалению, не уменьшается, а скорее увеличивается.

Yotube, ZOOM, Telegram, Instagram, Facebook, несмотря на блокировки страниц экстремистов, радикалов, террористов, продолжают буквально изрыгать информацию, вырубающую у молодых ребят инстинкт к самосохранению, призывая к неповиновению, изменению режима власти, игнорированию законов, светских правил жизни.

Вся эта информация оказывается действенной для социально и экономически уязвимой части молодежи. Несправедливость во многих проявлениях, с которой сталкиваются молодые люди, лишь помогает подталкивать их к принятию ошибочного решения – совершить хиджру и присоединиться к джихаду, где нибудь вдали от родины.     

Вряд ли есть смысл перечислять идеологов радикального и экстремистского толкования Ислама, вещающих сегодня в Интернете на узбекском языке из Сирии, Турции, Украины, Северной Европы.

Расскажу о гражданах Узбекистана, которые оказываются опутанными сетями рекрутеров МТО и РЭО, готовыми отдать свои жизни за мифы, влитые в их души и сердца.

В странах Европы.

В прошлом месяце из уст заместителя Генерального секретаря ООН и главы Контртеррористического управления организации Воронкова, на встрече Совбеза прозвучало: «…сегодня в Европе возникают террористические сети, объединяющие выходцев из Центральной Азии.  В Североевропейском регионе была выявлена группа этнических узбеков, причастных к организованной преступности и финансированию терроризма».

Вряд ли стоит этому удивляться. Северная Европа уже давно превратилась в регион, в котором выходцы из Узбекистана готовят террористические акты. Примером может служить Швеция. В этой североевропейской стране уже хорошо знают Узбекистан. К глубокому сожалению, связывают шведы нашу страну с Рахматом Акиловымсовершившим самый кровопролитный теракт в истории Швеции.

Ещё шведы знают о вынесенным 8 марта прошлого года, приговоре гражданину Узбекистана Фарходу Ташмухамедову, обвиненном в финансировании ИГИЛ и подготовке террористических атак в приютившей его стране.

Швеция толерантная страна — принимает беженцев, преследуемых на родине по политическим, религиозным и другим мотивам. В Швеции достаточно большая узбекская община, сложившаяся после бегства сюда акромистов в 2005 году.

Достаточно радикально настроенные члены узбекской общины еще с середины нулевых создали в Швеции подпольные худжры, в которых самопровозглашенные имамы учат молодых ребят радикальному толкованию Корана, а выпускники этих «медресе» потом пополняют ряды террористических группировок ИГИЛ или ан-Нусры.

О том, что в некоторой части узбекской общины Швеции не все в порядке, эксперты говорили неоднократно.

 
Поэтому вряд ли стоит удивляться обеспокоенности Контртеррористического управления ООН активностью экстремистов из Узбекистана в Северной Европе. Например, в той же Швеции вольготно себя чувствуют граждане Узбекистана, призывающие к созданию всемирного Халифата.

Одним из таких глашатаев, несомненно, является Исмоил Нурматов (позывной «Ислом Абу Халил») из Наманганской области, обретший вторую родину в Швеции.
Активный вербовщик радикально-экстремистской организации, в особенности среди членов узбекской общины, проживающих в этой стране. Но среди его «клиентов» есть и выходцы из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России. Его шеф — амир «Хизб ут-Тахрир» Ато ибн Халил Абу Рушты очень доволен своим ставленником в Швеции. На счету И.Нурматова не одна созданная ячейка организации, состоящая из выходцев стран Центральной Азии. Ячейки, умело управляемые И.Нурматовым, ведут активную вербовочную работу, стараясь доказать, что политическому Исламу нет альтернативы в сегодняшнем мире.

Неудивительно, что выходцы из Узбекистана, с промытыми мозгами И.Нурматовым и его учениками, отправляются на борьбу за «чистый» Ислам на Ближний Восток или готовят террористические атаки в стране, которая дала им кров и безопасность.

Если писать об успешных учениках-последователей И.Нурматова, то, в первую очередь, нужно назвать Мубина Алимова и некого Акмала из Таджикистана.
На счету этих двух тахрировцев – организация подпольных худжр для обучения детей, выходцев из стран Центральной Азии, проживающих в Швеции, идеям радикализма и экстремизма.

Активны последователи И.Нурматова в организации митингов, шествий, протестов, проведении круглых столов, семинаров, на которых обсуждаются механизмы смены в Центральной Азии светских режимов на теократические. Удивительно, но у И.Нурматова и его команды финансовых средств на вербовочную деятельность с избытком…

Дания

В этой стране выходец из Узбекистана, член ИГИЛ Иброхим Аспаров (позывной «Ибрагим Даниели»), теперь уже гражданин Дании, чувствует себя на новой родине не менее вольготно, чем И.Нурматов в Швеции.

Иброхим Аспаров «прославился» тем, что по версии турецкой прокуратуры, является подельником А.Машарипова и других обвиняемых в новогоднем теракте в ночном клубе Reina Стамбула.

А сегодня Аспаров в интернете на узбекоязычную молодежную аудиторию пышет идеями насильственного экстремизма, призывая своих слушателей к радикализму,
нарушению законодательства.

В России 

Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена за содействие террористической деятельности на 8 лет лишения свободы в колонии общего режима.  

Второй Западный окружной военный суд в Москве вынес приговор 24-летнему гражданину Республики Узбекистан Ш.Шамсиддинову за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма и пропаганда терроризма с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

В июле сотрудники ФСБ совместно с пограничниками РФ задержали в Калининграде четырех граждан стран Центрально-Азиатского региона за вербовку террористов в международную террористическую организацию «Катабатуль Тахид ва джиход».

И это только малая часть сообщений о выявленных ячейках МТО и РЭО в России.

А ведь именно в России, по тем или иным причинам, вербуется большинство рекрутов в этнические террористические организации или экстремистские группировки.

В Узбекистане

В этом году три истории о несостоявшихся муджахедах из Ташкента свидетельствуют о том, что вербовка в молодежной среде в МТО и РЭО набирает свои обороты.
Провалы джамаатов по вербовке на джихад «Учтепа» и «Медгородок» были предсказуемы, как впрочем и другие попытки каким-то образом объединить молодых
людей для активной радикализации и участия в террористической деятельности.

Несколько слов еще об одном ташкентском джамаате «Куйлюк», в котором судьи после проведенного расследования поставили точку в деле восьмерых молодых парней.

Лидер джамаата А.Касымов уже не новичок в террористическом пространстве, ранее был осужден на 5 лет за участие в запрещенной в Узбекистане радикально-экстремистской группировке. Остался на своих прежних позициях. Теперь ему дан еще один шанс -11,5 лет подумать в зоне о судьбах семи молодых людей, которых он втянул в запрещенную деятельность и которые также отправятся отбывать наказания в места лишения свободы:

У.Муртазоев -10,5 лет, Б.Турсунов – 7,5 лет, Ш.Зокиров и А. Абдусаматов – 7 лет, Б.Жохонов и Ж.Ахмедов – 5 лет, А.Абдурахмонзода – 4 года.

Жаль, что ребята, которые могли вступить во взрослую жизнь, начать работать, создавать семьи будут изолированы от внешнего мира, своих родных и близких.
Случаи по нейтрализации членов РЭО в стране свидетельствуют о том, что правоохранительные органы делают всё возможное, чтобы не допустить рекрутинга граждан Узбекистана в бандформирования в Афганистане или в Сирии.

Но вынужден заметить, что профилактика по недопущению распространения идей экстремизма, радикализации молодежи желает много лучшего.
Предупреждение экстремизма и терроризма большая кропотливая работа.

Профилактика не может быть эффективной без активного участия в ней молодежных организаций, институтов гражданского общества, СМИ, просто неравнодушных людей.

Только в таком случае можно будет быть спокойными за будущее страны, мир и доброту в семьях, справедливость в обществе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.