Дискуссии по ЕАЭС можно прекратить: решение принято
Дискуссии по вступлению/невступлению Узбекистана в ЕАЭС стали хорошей темой предвыборной стратегии всех пяти партий. А также хорошим поводом выступить в СМИ для желающих пиариться политологов. К их сожалению, Министерство экономики и промышленности уже лишило их такой возможности, опубликовав на этой неделе проект Концепции комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года (ID-8839). Концепция будет принята как Постановление президента.
Концепция разрабатывалась ведущими учеными страны, экономистами, бизнесменами — практиками. Обсуждена не раз с ведущими специалистами за рубежом. Это основательный и всеобъемлющий документ. Потому, хотя он и предложен к обсуждению, никакие его основные положения меняться не будут. Просто потому, что даже «редактирование» нескольких фраз потребуют внесения изменений в основные постулаты.
Членство в ЕАЭС в Концепции упоминается как одно из условий достижения очень амбициозных целей. Среди них: обеспечение роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году, то есть до $4538 против $533 долл. США в 2018 году. Для достижения заданных целей необходимо поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4% (см. публикацию anhor.uz «Как Всемирный банк спорит с нашей статистикой»). Основными факторами увеличения ВВП в 2018-2030 гг. намечены рост промышленности в 2,3 раза, строительных работ в 2,1 раза и сферы услуг в 2,1 раза.
Такой уровень ВВП позволит говорить о снижении безработицы, обеспечит рост доходов населения и сокращение уровня бедности в два раза, повысит продолжительность жизни до 78-80 лет, сократит смертность в полтора раза. Государство полностью удовлетворит потребности населения в жилье (20 кв.м.), в питьевой воде и в электроэнергии.
В одиночку Узбекистану таких целей не достичь. По крайней мере, мировая история таких примеров не знает. Только для этого и нужен Узбекистану ЕАЭС. Политических целей ни Концепция, ни какие-либо другие документы не рассматривают, это все «предвыборные лозунги».
Вступление Узбекистана как концептуальная цель упоминается в документе несколько раз. Вначале — как часть первого этапа преобразований (2019-2021 годы). Цитата: «Расширение внешней торговли за счет подписания Соглашения о свободной торговле с ЕАЭС». Тогда начнется адаптация экономики Узбекистана к новым условиям хозяйствования.
Второй этап социально-экономического развития Концепция наметила на 2022-2025 годы. В этот период намечено «последовательное изучение вхождения страны в ЕАЭС». Тогда ожидаются «качественные структурные изменения в отраслях экономики». Согласно Концепции, будет либерализован экспорт, пересмотрены нетарифные торговые барьеры и т.д. Все это будет проводиться в соответствии с соглашениями и нормами ЕАЭС и ВТО.
Так что дискуссии можно бы и закончить…
Юрий Черногаев.
Поделиться:
Комментарии