Возможно постановление президента сдвинет дело с мертвой точки
Разговоры о выпуске узбекских электромобилей идут с 2018 года, когда было заявлено, что до конца 2019 года в Асаке Андижанской области наладят производство электромобилей. Тогда в проект хотела инвестировать корейская компания Rooper teikom Co. Ltd.
В сентябре 2019 президент Шавкат Мирзиёев в ходе поездки в Коканд посетил частное предприятие «Шаффоф омадли саноат», действующее в свободной экономической зоне «Коканд». Президенту сообщили, что с 2021 года компания планирует производить электромобили. Общая стоимость проекта, реализуемого совместно с китайской Silk Road Company, составляет $30 млн, включая $24 млн иностранных инвестиций.
Предварительные расчеты показали, что ориентировочная стоимость отечественного электромобиля составит $3 000. В первый год обещали выпустить 2 тыс. единиц электромобилей, которые могут на одном заряде проехать 150 км. Однако, названная цена вызвала целый ряд вопросов, которые заставили усомниться в реальности расчетов. Пока на рынке страны электромобилей из Коканда нет
Через четыре года, в январе 2023 года президент поручил до 1 сентября того же года наладить выпуск электромобилей в Джизаке.
Однако, пока воз и ныне там – в Узбекистане электромобили не выпускаются.
Вероятно, проблему решит постановление президента об утверждении инвестиционного соглашения по реализации инвестиционного проекта «Организация производства электромобилей и гибридных автомобилей и их компонентов в Республике Узбекистан» (№PQ-132 от 18.03.2024).
Пока это постановление не опубликовано в национальной базе данных, поэтому есть ряд вопросов, на которые нет ответов.
Например, кто такой этот «Инвестор», написанный с заглавной буквы, где будут производиться электромобили, был ли проведен тендер, а если нет, то откуда этот «Инвестор» появился.
Пока из сообщения нам известно, что согласно документу с «Инвестором» будут проведены переговоры по включению в инвестиционное соглашение следующих вопросов:
- на следующих этапах реализации инвестиционного проекта мощность производства электро- и гибридных автомобилей будет постепенно увеличена до 500 000 единиц в год;
- повышение уровня локализации электромобилей и гибридных автомобилей, выпускаемых в последующие периоды реализации инвестиционного проекта, до 60%;
- создание 10 000 новых рабочих мест для местных жителей;
- расширение перечня стран, в которые на постоянной основе экспортируются изготовленные электро- и гибридные автомобили, за исключением стран экспорта, определенных совместным предприятием;
- разработка мер по защите интересов потребителей при приобретении качественных и безопасных электро- и гибридных автомобилей, обеспечение их соответствия местным климатическим условиям и предоставление гарантийного обслуживания;
- создание равных условий для всех предприятий автопроизводства, в том числе Инвестора, в предоставлении льгот и преференций, предусмотренных законодательством.
Остается ждать, жизнь покажет.
Комментарии