Сенаторы отклонили закон о внешней трудовой миграции
На тридцать втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса сенаторы отклонили закон «О внешней трудовой миграции». Данный закон был проанализирован сенаторами при участии экспертов, представителей министерств и ведомств и выявлены неточности в нормах некоторых его статей.
В частности, в части второй статьи 26 закона закреплено, что граждане, выезжающие в рамках организованного трудоустройства для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Узбекистана, приравниваются к лицам, получившим статус самозанятого лица, и к ним применяется порядок налогообложения и исчисления размера пенсии, установленный для самозанятых лиц. А в четвертой части этой статьи устанавливается, что социальные гарантии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются гражданам, выезжающим в рамках организованного трудоустройства для осуществления временной трудовой деятельности за пределами республики, при условии их регистрации в информационной системе «Labor-migration».
Между тем, статьей 408 Налогового кодекса установлено, что для исчисления трудового стажа самозанятыми лицами, гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, налог уплачивается в добровольном порядке в размере не менее одного размера базовой расчетной величины в год.
Нормативно-правовыми актами также не предусмотрена регистрация в информационных системах министерств и ведомств в качестве дополнительных условий для уплаты налогов, расчета размера пенсии и трудового стажа. Это означает, что условие предоставления социальных гарантий, предусмотренных для граждан, выезжающих из Узбекистана путем трудовой миграции, после регистрации в информационной системе противоречит статье 408 Налогового кодекса и пункту 12 постановления президента страны от 15 сентября 2020 года.
Признаки и проявления принудительного труда в статье 5 закона полностью не раскрыты. В частности, принуждение к выполнению работы понимается ограничением угрозой применения какого-либо наказания, случаи прямого применения насилия остались абстрактными, отметили в Сенате.
В ходе обсуждения также сказано, что ни в одной из другой статье закона не отражены нормы о порядке обучения граждан профессиям и иностранным языкам, а также выдачи им признанных на международном уровне сертификатов, то есть в законе недостаточно раскрыты такие механизмы, как обучение граждан, выдача сертификатов или обучение профессиям.
Кроме того, отмечалось, что наличие в законе порядка 30 ссылочных норм отрицательно сказывается на непосредственном применении закона, создавая почву для злоупотребления определенными органами своих полномочий.
Комментарии